СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5-м классе "Предложения с прямой речью"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 5 классе учащиеся получают первое представление о предложениях с прямой речью. Формирование умений обучающихся определять место слов автора и прямой речи в предложении, правильную постановку знаков препинания и обоснование их постановки, составление схем предложений даёт возможность в 8-м классе легче воспринимать более сложные предложения с прерванной прямой речью

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5-м классе "Предложения с прямой речью"»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тема: «Предложения с прямой речью».

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» - говорил древнегреческий философ Сократ. Как вы понимаете его высказывание?

Любознательный - склонный к приобретению новых знаний. (Из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова)

- Если ты будешь стремиться приобрести новые знания, ты их непременно обретёшь. Чем больше будут твои стремления, тем больше будут твои знания.

- Какое отношение имеет фраза Сократа к нашему уроку? (на уроке нам откроются какие-то новые знания).

Итак, в путь. Откройте тетради, запишите дату, 22 ноября. Ниже- классная работа.

2. Актуализация знаний

- Предлагаю вам разминку для ума: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1. Избушка там на кур..их но..ках ст..ит (без)окон (без)дверей.

2. В т..мнице там ц..ревна тужит а бурый волк ей верно служ..т.

- Как понимаете слова «тужит», «бурый»?

Проверка

- Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

Сделайте вывод о видах этих предложений по структуре (Таблички:

Предложение (по структуре): простое, сложное)

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

А теперь продолжим работу самостоятельно. Перед вами карточка СЛАЙД

Оформите предложения пунктуационно правильно

1. А.С. Пушкин говорил что сказка – ложь, да в ней намёк.

2. А.С. Пушкин говорил сказка – ложь, да в ней намёк.

- Ваши предложения по оформлению 1 пр-ия. (Запятая, т.к. разделяет части СП)

3. Выявление места и причины затруднения

- А как оформить 2 пр-ие? - Почему возникло так много разных мыслей? (- не знаем, как правильно, - нет достаточной информации , - не хватает новых знаний)

4. Построение проекта выхода из затруднения

не хватает новых знаний Попробуем их окрыть. Определим тему урока

Тема Предложения с прямой речью

- Что в теме уже известно? (что такое пр-ие)

- Что является новым? (прямая речь и в целом Что представляет собой пр-е с Пр речью)

Составим план исследования нового вида пр-ия

- Какова цель нашего урока? (таблички)

Узнать, 1.Что такое прямая речь?

Что представляет пр-ие с ПР, т.е. 2.Какова структура, состав такого пр-ия?

3.Знаки препинания..

4. Схема пр-ия

5. Реализация построенного проекта

Попробуем найти ответ на первый вопрос, используя все доступные источники. Откройте стр. 113. Найдите, что говорит автор? Можно работать в парах.

Прямая речь – высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

- Почему её называют прямой? (передана точь-в-точь, слово в слово, без искажения).

- Чем сопровождается прямая речь в предложении? (Словами автора)

- Какова их роль? (указывают, кому принадлежит прямая речь)

Сделаем вывод о структуре пр-ия с ПР по данной схеме. (Пр-ие с ПР состоит из 2 частей: ПР и слов автора).

- Как оформляется прямая речь на письме? (ПР выделяется кавычками и пишется с большой (заглавной) буквы. «П»

- Что обозначают кавычки?(Это границы ПР – её начало и конец)

- Табличка А: «П.» А: «П?» А: «П!». Какие знаки могут стоять в конце ПР? От чего это зависит? (.?!Зависит от цели высказывания и эмоциональной окраски) приведите пример

- А как отделить прямую речь от слов автора? А: (двоеточие - пограничник: оно отделяет слова автора от ПР)

Сделаем вывод о знаках препиная в пр-ии с ПР.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Закрепим теорию на практике. Запишите предложения с ПР. Определите его структуру, расставьте знаки препинания.

1. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Назовите ПР, Оформите её на письме (кавычки, большая буква). Какой знак препинания в на конце ПР? Почему? Чем осложнена ПР? (обращением) Кому принадлежат эти слова (рыбке). Назовите слова автора, чем они осложнены? Разграничьте слова автора и ПР. Запишите схему пр-ия.

2. Отвечает ветер буйный: «Там за речкой тихоструйной есть высокая гора».

3. И молва трезвонить стала: «Дочка царская пропала!»

- Из каких сказок Пушкина эти стихотворные строки? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

-Вернёмся к началу урока. Карточка. Оформите предложение пунктуационно правильно с учётом новых знаний.

А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк.» Сделайте схему этого предложения.

Проверка.СЛАЙД Кто сделал правильно?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Следующее задание выполним самостоятельно. Тест (КАРТОЧКА) ответы записать в тетрадь –вариант ответа. Музыка Шуберта

Тест по теме «Предложения с прямой речью».

1. Отметь предложение с прямой речью.

А. Пословица гласит, что чтение – лучшее учение. Б. Пословица гласит: «Чтение – лучшее учение.»

2. Найди предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. С. Я. Маршак говорил о сказках Пушкина что в них каждая строчка хранит частицу души поэта Б. С. Я. Маршак говорил о сказках Пушкина каждая строчка сказок хранит частицу души поэта

3. В каком из предложений слова автора стоят перед прямой речи?

 А. Максим Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».
 Б. «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное!» – написал Лев Кассиль.

4. В каком из предложений прямая речь стоит после слов автора?

А. «Что за прелесть эти сказки!» – восторженно восклицал Пушкин. Б. Пушкин восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

5. В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания.

 А. Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Деревня – вот мой кабинет».  Б. Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал – «Деревня – вот мой кабинет».

Обменялись тетрадями. Взаимопроверка.

1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б, 5 – Б

0 ошибок - 5

1 ошибка - 4

2 ошибки – 3

8. Включение в систему знаний и повторение
9.
Рефлексия учебной деятельности

  • Повторите тему урока.

  • Какую цель ставили перед собой?

  • Достигли ли мы этой цели? Докажите. (план исследовании) или Что узнали о предложениях?

  • Назовите новый вид предложений по структуре. (добавить в схему)

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и рассмотрим, как оформить пр-ие с ПР, которая стоит перед словами автора.

Определите свой уровень усвоения нового материала на лесенке знаний.

Высоко поднятая рука: Я всё понял, могу объяснить другим.

Рука на парте: Я понял, но у меня ещё есть вопросы.

Рука не поднята: Я не понял, у меня много вопросов.

Д/З

С.113 (выучить теорию),

Даны схемы: А: «П.» А: «П?» А: «П!».

Подобрать предложения из сказок Пушкина.

Составить свои предложения

Желаю удачи и помните:«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» Сократ