Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема: «Предложения с прямой речью».
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» - говорил древнегреческий философ Сократ. Как вы понимаете его высказывание?
Любознательный - склонный к приобретению новых знаний. (Из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова)
- Если ты будешь стремиться приобрести новые знания, ты их непременно обретёшь. Чем больше будут твои стремления, тем больше будут твои знания.
- Какое отношение имеет фраза Сократа к нашему уроку? (на уроке нам откроются какие-то новые знания).
Итак, в путь. Откройте тетради, запишите дату, 22 ноября. Ниже- классная работа.
2. Актуализация знаний
- Предлагаю вам разминку для ума: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Избушка там на кур..их но..ках ст..ит (без)окон (без)дверей.
2. В т..мнице там ц..ревна тужит а бурый волк ей верно служ..т.
- Как понимаете слова «тужит», «бурый»?
Проверка
- Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
Сделайте вывод о видах этих предложений по структуре (Таблички:
Предложение (по структуре): простое, сложное)
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
А теперь продолжим работу самостоятельно. Перед вами карточка СЛАЙД
Оформите предложения пунктуационно правильно
1. А.С. Пушкин говорил что сказка – ложь, да в ней намёк.
2. А.С. Пушкин говорил сказка – ложь, да в ней намёк.
- Ваши предложения по оформлению 1 пр-ия. (Запятая, т.к. разделяет части СП)
3. Выявление места и причины затруднения
- А как оформить 2 пр-ие? - Почему возникло так много разных мыслей? (- не знаем, как правильно, - нет достаточной информации , - не хватает новых знаний)
4. Построение проекта выхода из затруднения
не хватает новых знаний Попробуем их окрыть. Определим тему урока
Тема Предложения с прямой речью
- Что в теме уже известно? (что такое пр-ие)
- Что является новым? (прямая речь и в целом Что представляет собой пр-е с Пр речью)
Составим план исследования нового вида пр-ия
- Какова цель нашего урока? (таблички)
Узнать, 1.Что такое прямая речь?
Что представляет пр-ие с ПР, т.е. 2.Какова структура, состав такого пр-ия?
3.Знаки препинания..
4. Схема пр-ия
5. Реализация построенного проекта
Попробуем найти ответ на первый вопрос, используя все доступные источники. Откройте стр. 113. Найдите, что говорит автор? Можно работать в парах.
Прямая речь – высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
- Почему её называют прямой? (передана точь-в-точь, слово в слово, без искажения).
- Чем сопровождается прямая речь в предложении? (Словами автора)
- Какова их роль? (указывают, кому принадлежит прямая речь)
Сделаем вывод о структуре пр-ия с ПР по данной схеме. (Пр-ие с ПР состоит из 2 частей: ПР и слов автора).
- Как оформляется прямая речь на письме? (ПР выделяется кавычками и пишется с большой (заглавной) буквы. «П»
- Что обозначают кавычки?(Это границы ПР – её начало и конец)
- Табличка А: «П.» А: «П?» А: «П!». Какие знаки могут стоять в конце ПР? От чего это зависит? (.?!Зависит от цели высказывания и эмоциональной окраски) приведите пример
- А как отделить прямую речь от слов автора? А: (двоеточие - пограничник: оно отделяет слова автора от ПР)
Сделаем вывод о знаках препиная в пр-ии с ПР.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Закрепим теорию на практике. Запишите предложения с ПР. Определите его структуру, расставьте знаки препинания.
1. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Назовите ПР, Оформите её на письме (кавычки, большая буква). Какой знак препинания в на конце ПР? Почему? Чем осложнена ПР? (обращением) Кому принадлежат эти слова (рыбке). Назовите слова автора, чем они осложнены? Разграничьте слова автора и ПР. Запишите схему пр-ия.
2. Отвечает ветер буйный: «Там за речкой тихоструйной есть высокая гора».
3. И молва трезвонить стала: «Дочка царская пропала!»
- Из каких сказок Пушкина эти стихотворные строки? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
-Вернёмся к началу урока. Карточка. Оформите предложение пунктуационно правильно с учётом новых знаний.
А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк.» Сделайте схему этого предложения.
Проверка.СЛАЙД Кто сделал правильно?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Следующее задание выполним самостоятельно. Тест (КАРТОЧКА) ответы записать в тетрадь –вариант ответа. Музыка Шуберта
Тест по теме «Предложения с прямой речью».
1. Отметь предложение с прямой речью.
А. Пословица гласит, что чтение – лучшее учение. Б. Пословица гласит: «Чтение – лучшее учение.»
2. Найди предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
А. С. Я. Маршак говорил о сказках Пушкина что в них каждая строчка хранит частицу души поэта Б. С. Я. Маршак говорил о сказках Пушкина каждая строчка сказок хранит частицу души поэта
3. В каком из предложений слова автора стоят перед прямой речи?
А. Максим Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».
Б. «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное!» – написал Лев Кассиль.
4. В каком из предложений прямая речь стоит после слов автора?
А. «Что за прелесть эти сказки!» – восторженно восклицал Пушкин. Б. Пушкин восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
5. В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания.
А. Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Деревня – вот мой кабинет». Б. Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал – «Деревня – вот мой кабинет».
Обменялись тетрадями. Взаимопроверка.
1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б, 5 – Б
0 ошибок - 5
1 ошибка - 4
2 ошибки – 3
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности
На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и рассмотрим, как оформить пр-ие с ПР, которая стоит перед словами автора.
Определите свой уровень усвоения нового материала на лесенке знаний.
Высоко поднятая рука: Я всё понял, могу объяснить другим.
Рука на парте: Я понял, но у меня ещё есть вопросы.
Рука не поднята: Я не понял, у меня много вопросов.
Д/З
С.113 (выучить теорию),
Даны схемы: А: «П.» А: «П?» А: «П!».
Подобрать предложения из сказок Пушкина.
Составить свои предложения
Желаю удачи и помните:«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» Сократ