Урок русского языка . Класс 6
Тема урока- Приставка и предлог.
Цели урока:
Образовательные - формирование умений и навыков дифференциации приставки и предлога,
умений писать приставки слитно, находить в тексте слова с приставками;
умений писать предлоги раздельно, подставлять между предлогом и следующим словом вопрос или другое слово; находить предлоги в предложении;
Коррекционные - коррекция логического мышления на основе узнавания, различения;
Развивающие : развитие связной устной речи;
Воспитательные - воспитание интереса к предмету ,воспитание дружеских отношений между детьми (взаимопомощь, сплочение коллектива);
Методы – словесные, практические, проблемные.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, карточки – задания.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
Орг.момент
Приветствие.
Психологический настрой учащихся. Слайд 1.
II. Актуализация знаний необходимых для работы над новым материалом.
На протяжении последних уроков вы работали над большой темой «Состав слова». Что входит в состав слова? ( В состав слова входят – корень, приставка, суффикс, окончание).
Давайте разберем слово «Подснежники» по составу. Молодцы! Очень много умеете и знаете.
Словарная работа- Слайд 2.
На экране слова: Подб…жали ( е или и), под бере…кой ( з или с), ул…тел ( е или и), у к…тенка (о или а), за п..лями (а или о), закр…чал. (и или е)( 1и 3 ряд работают самостоятельно, 2-й – с учителем).
Что интересного вы заметили? (Одни слова пишутся вместе, а другие раздельно)
Попробуйте определить тему урока! (Дети сами определяют тему урока). Слайд 3
Тема урока - Приставка и предлог.
III. Постановка учебной задачи.
-Предлагаю разобраться с вопросом « Как нужно различать приставки и предлоги » Это проблемный вопрос урока. Слайд 4.
Какие цели можно поставить: узнать признаки отличия, научиться применять правило на письме, быть внимательным и наблюдательным.. Слайд 5.
- Ваши действия? Что для этого нужно сделать? Слайд 6.
Пронаблюдать, сравнить. Сделать вывод. Сличить результат самостоятельной работы с правилом в учебнике. Уметь применять при письме.
IV. «Открытие » детьми нового знания
Метод исследования.
Наблюдения, сравнения.
Ребята сегодня мы с вами проведем исследование приставок и предлогов. Посмотрите, ведь их много одинаковых, можно запутаться. И к концу урока должны будем заполнить таблицу. Слайд 7.
| Приставка | Предлог |
| Часть | Часть |
| Служит для | Служит для |
| Вставить слово | Вставить слово |
| Дружит с | Дружит с |
| Пишется | Пишется |
А чтобы вам было веселее и интереснее работать я привезла вам помощников. Видео 1.
Работа в группах. 1- я группа разбирается с приставкой. Вторая – с предлогом.
- Что знаете о приставке? (Часть слова) . Докажем – разбор слова « посадка» Слайд 8
| Приставка | Предлог |
| Часть слова | Часть |
| Служит для | Служит для |
| Вставить слово | Вставить слово |
| Дружит с | Дружит с |
| Пишется | Пишется |
Служит для образования новых слов; образуем слова – от слова ходить ( за, в, под, пере, у) У нас получились слова с новым значением. Слайд 9
| Приставка | Предлог |
| Часть слова | Часть |
| Служит для образования новых слов | Служит для |
| Вставить слово | Вставить слово |
| Дружит с | Дружит с |
| Пишется | Пишется |
Давайте попробуем между приставкой вставить слово.. Можно вставить? Слайд 10.
| Приставка | Предлог |
| Часть слова | Часть |
| Служит для образования новых слов | Служит для |
| Вставить слово нельзя | Вставить слово |
| Дружит с | Дружит с |
| Пишется | Пишется |
Давайте зададим вопросы к словам – подбежали., улетел, закричал. Слайд 11
| Приставка | Предлог |
| Часть слова | Часть |
| Служит для образования новых слов | Служит для |
| Вставить слово нельзя | Вставить слово |
| Дружит с глаголом | Дружит с |
| Пишется | Пишется |
Итог: Слайд 12
| Приставка | Предлог |
| Часть слова | Часть |
| Служит для образования новых слов | Служит для |
| Вставить слово нельзя | Вставить слово |
| Дружит с глаголом | Дружит с |
| Пишется СЛИТНО | Пишется |
- Молодцы!
Работа со 2-й группой.- А что знаете о предлоге? Видео 2.
- Молодцы!
Работа с 1-й группой – давайте дополним таблицу. Слайды 13-17
| Приставка | Предлог |
| Часть слова | Часть речи |
| Служит для образования новых слов | Служит для связи слов по смыслу |
| Вставить слово нельзя | Вставить слово можно |
| Дружит с глаголом | Дружит с существительным |
| Пишется СЛИТНО | Пишется раздельно |
Давайте сами сформулируем правило. Слайд 18.
Физминутка- давайте, если предлог – то хлопнем, если приставка, то встанем – пошли, по огороду, в лесу, впустил, подбежал, под окном. Слайд 19.
V. Первичное закрепление.
- Умницы! Много знаете и умеете. Я предлагаю выполнить вам небольшое задание по данной теме.
Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?
Слова – написать, на болоте, подарить, по дороге, доделать, до школы, за партой, запеть, под окном, подбежать ( Работа в парах).
Проверка 1-группы. Проверка 2-й группы – Видео 3
Физминутка для глаз. Слайд 20
Vi Самостоятельная работа
Раскрой правильно скобки. Слайд 21.
(На) летели (на) мальчика гуси, (у) несли (у) сестрицы братца. . (По) бежала она (по) чистому полю, (до) бежала (до) речки студёной, (про) дорогу (у) речки (с) просила.
( Сильным учащимся –дополнительные задания)
Проверка работы 2-й группы. Видео 5 -6. Слайд 22
Контроль и оценка знаний.
VII. Итог урока.
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Какую цель ставили для себя? Достигли поставленной цели? Слайд 23.
Узнать признаки отличия +
Научиться применять правило +
Быть внимательными и наблюдательными +
Писать грамотно +/-
Рефлексия. Слайд 24.
-Что можете сказать об уроке:
Мне было трудно, но интересно
Мне было трудно, поэтому неинтересно
Мне было легко и интересно
-Что нужно обязательно запомнить?
-Над чем нужно ещё поработать?
Домашнее задание – слайд 25. ВИДЕО 6
Самоанализ урока
Урок русского языка . Класс 6
Тема урока- Приставка и предлог.
Мною были поставлены следующие цели урока:
Образовательные - формирование умений и навыков дифференциации приставки и предлога - умений писать приставки слитно, находить в тексте слова с приставками; умений писать предлоги раздельно, подставлять между предлогом и следующим словом вопрос или другое слово; находить предлоги в предложении;
Развивающие : развитие связной устной речи;
Воспитательные - воспитание интереса к предмету ,воспитание дружеских отношений между детьми (взаимопомощь, сплочение коллектива);
Коррекционные - коррекция мышления на основе узнавания, различения;
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные формы работы:
коллективная, групповая, индивидуальная.
При построение урока пользовалась принципами: проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:
Методы- словесный, практический, проблемный.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
На первом этапе уроке я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Использование словарной работы активизировало мыслительную деятельность учащихся. На уроке была сформулирована учебная проблема.. Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся под руководством учителя открывали признаки различия приставок и предлогов.. Ученики сами формулировали правило. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из видеоролика, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). Был разработан алгоритм нахождения различий между приставками и предлогами.. Дети активно выдвигали свои версии. При этом развивались коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).
Для снятия напряжения была проведена физкультминутка.
Время на уроке старалась распределить рационально на все этапы урока. Этапы урока логически связаны между собой и работали на тему урока.
На уроке использовался наглядный материал, технические средства обучения. Весь материал изготавливался и отбирался в соответствии с темой и целями урока. На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся . Через проектор выводились на экран различные виды работ. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий на уроке.
Контроль за усвоением материала осуществлялся на протяжении всего урока: во время ответов, выводов, которые делали учащиеся, самостоятельной работы , при подведении итога урока. В конце урока мы вернулись к проблеме, повторяя «как мы ее решили».
Атмосфера на уроке спокойная, доброжелательная.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.