Ребята, поздравляю вас с новым учебным годом. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок сова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.» Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке. Слово учителя: - Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу. - Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.) - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? | Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя. Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах). Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.» Учащиеся высказывают своё мнение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
- Как вы думаете, ребта, какова тема нашего урока? - Какова главная цель урока? - Каковы задачи урока? | Формулируют тему урока (слово –основная единица речи) Формулируют цель и задачи (помощь учителя) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
- Что же такое слово? Какова его этимология? - Какая информация текста оказалась для вас новой? Предоставляется слово каждой группе. - А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению №1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого. - Спишите понравившееся вам высказывание. - Сделайте вывод. - С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова». • Физминутка. | Дети работают со словарями Ожегова, Даля, Шанского (самостоятельная работа в группах) Самостоятельная работа учащихся. 2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся Анализ работ и вывод. Учащиеся выразительно читают стихотворение. | сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
- С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3). - Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами. - Спишите текст, выделите орфограммы в корне. - Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор? - Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами. - С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово? - Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4. - С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты? - Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете? | •Учащиеся выразительно читают стихотворение. •Дают ответы. •Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово; •Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором; •Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях. • Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания). Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения). | Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: - используя информацию эпиграфа, упражнения №1и материала на странице 4, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка; - на выбор выполните упр. 4 или 7. - Ребята, спасибо за урок. Примите от меня ещё один подарок-пожелание. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |