СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Работа с текстом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить анализировать текст, развивать критическое мышление посредством творческих заданий, выработать ответственность за своё обучение в ходе индивидуальной работе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Работа с текстом"»


8 класс Урок Русский язык


Тема урока

Работа с текстом

Цели

  • научатся анализировать текст;

  • развивается критическое мышление посредством творческих заданий:

  • выработается ответственность за свое обучение в ходе инивидуальной работы.

Результат обучения

По окончании занятия учащиеся:

  • Умеют находить ответы на вопросы;

  • приобретут навыки критического мышления;

  • работая индивидуально, смогут быть самостоятельными и ответственными.

Ход урока

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Методы, приемы и формы работы

Действия преподавателя и действия учащихся

Конт

роль и оцени-вание

1Орга

низационный мо

мент


Привет-ствие.


Целевая установка. Нацелить ребят на индивидуальную работу.


2


Оценива

ние.


Оценивание будет проходить по шкале, которая лежит у каждого на столе.




Критер оцен



4 Работа с текстом.

Учащиеся делятся на две группы

Первый текст

В середине октября деревня опустела – все дачники уехали в город, и среди домов одиноко бродила кошка. Звали ее Ия. Она была в серо-белую полосочку, с острой мордочкой и огромными зелеными глазами. Родилась Ия в городе, спала на мягких подушках, ела из фарфоровой чашки. И вот избалованная аристократка осталась одна в безлюдной деревне.
Случилось это так. 1.Пришла осень. 2.Похолодало. 3.Застучал по крыше назойливый дождь, потемнело в окнах. Хозяйка кошки, бывшая балерина, собралась домой в город. С утра она сказала кошке: «Сиди дома, не шатайся, сегодня уезжаем». 4.Кошка пропустила это мимо ушей и ушла гулять. Целый день хозяйка искала пропавшую, но Ия исчезла.

5. К вечеру подъехала машина, и балерина уехала.

В тот злополучный день кошка убежала к реке. Вода в реке была прозрачной. Среди камней неподвижно стояли жирные плотвицы с оранжево-красными глазами и резвились мальки. Ия осторожно подкралась к воде и начала следить за непонятной жизнью речных жителей. Вдруг плотвицы бросились врассыпную, а мальки ринулись к берегу. Оказалось, из речной травы выскочил остроносый и зубастый щуренок. Хищник кинулся за плотвичкой, но промазал и нетерпеливо оглянулся вокруг – кого бы прихватить за спину острыми зубами?
Мальки скучковались у самого берега и напоминали россыпь серебряных полтинников. Смышленый щуренок, едва пошевеливая желтыми плавничками, незаметно приближался к берегу. Чтобы спастись, бедным малькам пришлось юркнуть через узкую протоку в лужу у реки. Зубастик не решился пуститься следом. Он развернулся и с достоинством уплыл в свою травяную засаду.

Кошка приметила, что маленькие рыбки не спешат покидать убежище. Они затеяли радостный хоровод. Кошку мальки совсем не боялись. Ие не терпелось прыгнуть в эту лужу с маленькими рыбками. Она сгорбилась, напружинилась, но в последнее мгновение передумала. Она плюхнулась на протоку, соединяющую лужу с рекой, и отрезала малькам путь к отступлению. Рыбки заметались и в панике выпрыгивали на берег. 
Ия отбрасывала шуструю мелочь подальше от воды и собирала в кучу. Затем она быстро поела и стала терпеливо ждать, когда щуренок загонит в лужу новую стайку глупых мальков.

К вечеру Ия вспомнила о доме и поспешила в деревню. Кошка была уверена, что хозяйка ждет ее у дома, и поразилась замку на дверях. Она поскреблась в дверь – никто не отозвался. Ия обошла вокруг дома, обследовала сад и огород. И здесь никого не было. Нудно сеял дождь, нагоняя тоску. Кошке не хотелось верить, что ее бросили. Ия решила подождать до утра, надеясь завтра увидеть свою кормилицу... Кошка пробралась на чердак и устроилась ночевать в старом кресле, свернувшись калачиком. Впервые она провела ночь одна.

Ночью выпал снег. В белоснежной деревне стало тихо и одиноко.На рассвете Ия открыла глаза и немного удивилась новой обстановке своего жилища. Она зевнула, потянулась и заглянула в окошко: нет ли у калитки следов хозяйки.
Кошка долго изучала нетронутый снег. Видимо, хозяйка не вернется. Никогда. Ия тихо, жалобно заныла. Ничего не поделаешь – придется смириться. Главное – не отчаиваться и заняться делом. Кошка поточила когти о нетесаный пол, вылизала шершавым язычком шерстку и умыла лапкой мордочку

Ия выбралась с чердака на улицу и тут же зажмурилась от слепящей белизны снега. Она встала среди деревни и растерялась. Куда податься? Бежать за хозяйкой в город и там искать свое жилище среди тысяч бетонных коробок или же остаться зимовать в пустом доме?

1. Какой была героиня этого рассказа?

А) Своенравная злая недотрога

В) Избалованная аристократка

С) Маленький слабый котенок

2. Что стало причиной того, что кошка осталась одна?

А) Ее напугала соседская собака и она потерялась

В) Она сама ушла гулять

С) Хозяйка специально ее выгнала

3. Кем была хозяйка кошки?

А) Повариха В) Домохозяйка С) Балерина

4.Почему балерина уехала без кошки?

А) Потому что не нашла ее

В) Потому что давно хотела от нее избавиться

С) Потому что даже не пыталась найти ее

5. Куда убежала кошка?

А) В огород В) В лес С) К реке

6. Что сделали мальки, чтобы спастись от щуренка?

А) Залечь на дно

В) Юркнуть через узкую протоку в лужу у реки

С) Спрятаться под корягу

7.Что придумала кошка, чтобы поймать мальков?

А) Лапой хватала их

В) Она плюхнулась на протоку и отрезала малькам путь к отступлению

С) Она гонялась за ними в воде и выталкивала на берег

8. Какое слово или словосочетание подсказало вам, что она думала, прежде чем принять решение

9. Как ее характеризуют события у речки?

10. На что надеялась Ия?

А) Надеялась, что все само решится

В) Надеялась сама отыскать свою кормилицу

С) Надеялась завтра увидеть свою кормилицу

11.Что случилось с Ией, когда она вышла в деревню?

А) Удивилась В) Растерялась С) Обрадовалась

12. Предположите, как будет действовать кошка, если она останется там зимовать?

13. Из предложения № 3 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

14Из предложений 2-3 выпишите слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

15 Какое из двух преждложений № 4 или 5 является предложением с однородными членами? Выпишите однородные члены предложения.

16. Какое из предложений № 2 и № 4 односоставное?



Второй текст

Фрагмент 1

В середине октября деревня опустела – все дачники уехали в город, и среди домов одиноко бродила кошка. Звали ее Ия. Она была в серо-белую полосочку, с острой мордочкой и огромными зелеными глазами. Родилась Ия в городе, спала на мягких подушках, ела из фарфоровой чашки. И вот избалованная аристократка осталась одна в безлюдной деревне.
Случилось это так. 1.Пришла осень. 2.Похолодало. 3.Застучал по крыше назойливый дождь, потемнело в окнах. Хозяйка кошки, бывшая балерина, собралась домой в город. С утра она сказала кошке: «Сиди дома, не шатайся, сегодня уезжаем». 4.Кошка пропустила это мимо ушей и ушла гулять. Целый день хозяйка искала пропавшую, но Ия исчезла. 5. К вечеру подъехала машина, и балерина уехала.

1. Какой была героиня этого рассказа?

А) Своенравная злая недотрога В) Избалованная аристократка

С) Маленький слабый котенок

2. Что стало причиной того, что кошка осталась одна?

А) Ее напугала соседская собака и она потерялась В) Она сама ушла гулять

С) Хояйка специально ее выгнала

3. Кем была хозяйка кошки?

А) Повариха В) Домохозяйка С) Балерина

4.Почему балерина уехала без кошки?

А) Потому что не нашла ее

В) Потому что давно хотела от нее избавиться

С) Потому что даже не пыталась найти ее

Фрагмент 2

В тот злополучный день кошка убежала к реке. Вода в реке была прозрачной. Среди камней неподвижно стояли жирные плотвицы с оранжево-красными глазами и резвились мальки. Ия осторожно подкралась к воде и начала следить за непонятной жизнью речных жителей. Вдруг плотвицы бросились врассыпную, а мальки ринулись к берегу. Оказалось, из речной травы выскочил остроносый и зубастый щуренок. Хищник кинулся за плотвичкой.Мальки скучковались у самого берега и напоминали россыпь серебряных полтинников. Смышленый щуренок, едва пошевеливая желтыми плавничками, незаметно приближался к берегу. Чтобы спастись, бедным малькам пришлось юркнуть через узкую протоку в лужу у реки. Зубастик не решился пуститься следом. Он развернулся и с достоинством уплыл в свою травяную засаду.

5. Куда убежала кошка?

А) В огород В) В лес С) К реке

6. Что сделали мальки, чтобы спастись от щуренка?

А) Залечь на дно В) Юркнуть через узкую протоку в лужу у реки

С) Спрятаться под корягу

Фрагмент 3

Кошка приметила, что маленькие рыбки не спешат покидать убежище. Они затеяли радостный хоровод, весело гоняясь друг за другом. Кошку мальки совсем не боялись, принимая ее за небольшой серый холмик.
Ие не терпелось прыгнуть в эту лужу с маленькими рыбками. Она сгорбилась, напружинилась, но в последнее мгновение передумала. Она плюхнулась на протоку, соединяющую лужу с рекой, и отрезала малькам путь к отступлению. Рыбки заметались и в панике выпрыгивали на берег. 
Ия отбрасывала шуструю мелочь подальше от воды и собирала в кучу. Затем она быстро поела и стала терпеливо ждать, когда щуренок загонит в лужу новую стайку глупых мальков.

7.Что придумала кошка, чтобы поймать мальков?

А) Лапой хватала их

В) Она плюхнулась на протоку и отрезала малькам путь к отступлению

С) Она гонялась за ними в воде и выталкивала на берег

8. Какое слово или словосочетание подсказало вам, что она думала, прежде чем принять решение

9. Как ее характеризуют события у речки?

Фрагмент 4

К вечеру Ия вспомнила о доме и поспешила в деревню. Кошка была уверена, что хозяйка ждет ее у дома, и поразилась замку на дверях. Она поскреблась в дверь – никто не отозвался. Ия обошла вокруг дома, обследовала сад и огород. Кошке не хотелось верить, что ее бросили. Ия решила подождать до утра, надеясь завтра увидеть свою кормилицу... Кошка пробралась на чердак и устроилась ночевать в старом кресле, свернувшись калачиком. Впервые она провела ночь одна.

10. На что надеялась Ия?

А) Надеялась, что все само решится В) Надеялась сама отыскать свою кормилицу

С) Надеялась завтра увидеть свою кормилицу

Фрагмент 5

Ночью выпал снег. В белоснежной деревне стало тихо и одиноко.На рассвете Ия открыла глаза и немного удивилась новой обстановке своего жилища. Она зевнула, потянулась и заглянула в окошко: нет ли у калитки следов хозяйки.
Кошка долго изучала нетронутый снег. Видимо, хозяйка не вернется. Никогда. Ия тихо, жалобно заныла. Ничего не поделаешь – придется смириться. Главное – не отчаиваться и заняться делом. Кошка поточила когти о нетесаный пол, вылизала шершавым язычком шерстку и умыла лапкой мордочку

Ия выбралась с чердака на улицу и тут же зажмурилась от слепящей белизны снега. Она встала среди деревни и растерялась. Куда податься? Бежать за хозяйкой в город и там искать свое жилище среди тысяч бетонных коробок или же остаться зимовать в пустом доме?

11.Что случилось с Ией, когда она вышла в деревню?

А) Удивилась В) Растерялась С) Обрадовалась

12. Предположите, как будет действовать кошка, если она останется там зимовать?

13. Из предложения № 3 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

  1. Из предложений № 2-3 выпишите слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

  2. . Какое из двух преждложений № 4 или 5 является предложением с однородными членами? Выпишите однородные члены предложения.

  3. Какое из предложений № 2 и № 4 односоставное?

5. Самооценивание.

Ребятам предлагается лист самоконтроля и правильные ответы.

7. Обратная связь

8. Д/з

Составить синквейн , фонетический разбор слова кошка



Приложение 1

Ответы.

1 В) Избалованная аристократка

2 В) Она сама ушла гулять

3 С) Балерина

4 А) Потому что не нашла ее

5 С) К реке

6 В) Юркнуть через узкую протоку в лужу у реки

7 В) Она плюхнулась на протоку и отрезала малькам путь к отступлению

8 Она сгорбилась, напружинилась, но в последнее мгновение передумала 9______________________________________________________________

10 С) Надеялась завтра увидеть свою кормилицу

11 В) Растерялась

12______________________________________________________________

13 дождь

14 Похолодало –холод, холодный, потемнело - темный

15 пропустила и ушла гулять.

16 № 2

Приложение 3

Шкала оценивания

1-7 – по 1 б (простой вопрос)

8 -2 б ( уточняющий вопрос)

9 – 4 б ( творческий вопрос)

10-11 – по 1 б (простой вопрос)

12 – мини-сочинение (творческий вопрос)

( если получилось мини-сочинение, то 6 б, если неоконченное – 3 б)

13 – 1 б

14 – 3 б ( за каждое проверочное слово по 1 б) на знание русского языка

15 -2 б

  1. - 1 б

За работу по тексту максимально: 34 балла











7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!