Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России»
Тема: Что такое глагол? ( 2 урок)
Задачи:
формировать умения видеть и находить глаголы в устной и письменной речи; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы; воспитывать любовь к природе и наблюдательность за изменениями в природе.
Обучение УУД:
регулятивные: организовывать свое рабочее место, формировать правильную посадку за столом, работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; проговаривать последовательность действий, учиться отличать верно выполненное задание от невыполненного;
познавательные: выполнять универсальные логические действия - анализ, синтез, понимать информацию, представленную в виде рисунков, получать информацию из фильма;
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, учиться выполнять различные роли в паре, оценивать результат своей деятельности.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся видеть глаголы в предложении, тексте; определять глаголы; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; аргументировано отвечать, анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение;
Методы ведения урока:
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.
Средства обучения: В.П. Канакина «Русский язык» учебник для 2 класса, тетради, компьютер, проектор
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, мы совершили сегодня путешествие в другую школу и на уроке продолжим путешествие по страницам русского языка.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
-Возьмем хорошее настроение ( беру веселый смайлик)
-Улыбнитесь друг другу и гостям.
Предлагаю взять с собой на урок наш девиз: « Мало уметь писать, надо уметь думать» (слайд 1)
-Вот и начнем с вами думать, при этом красиво и правильно писать.
-Желаю вам много маленьких удач.
-Сегодня наш урок будет немного необычным. Мы с вами отправляемся в путешествие .С нами отправится зайчик.
II. Актуализация знаний.
Откроем тетради, вспомним правильное положение, записываем число и классная работа.
Первая наша остановка «Каллиграфическая»
Начнем с минутки чистописания.
А для этого приготовим свои пальчики.
1.Пальчиковая гимнастика.
1) Берёза – рябина.(3 раза)
2) Пальчики здороваются. (2 раза)
-Ребята, чтобы наше путешествие было удачным, что мы с собой возьмём?
(Внимание , старание ,хорошее настроение, память ,дружбу) (слайд 2)
Молодцы! А какое у нас еще есть важное правило на уроках? ( Как сижу, так и пишу) (слайд 3)
2. Минутка чистописания.
Посмотрите на доску. Что написано? (слоги)
во на ро (слайд 4)
Ребята ,а какое слово мы можем составить из этих слогов? (ворона) (слайд 5)
-Какое это слово? (словарное)
-Назовите орфограммы в этом слове? (безударная гласная о и сочетание
-оро-) (слайд 6)
-Назовите еще словарные слова с сочетанием–оро- ( сорока, воробей)
Ребята, уже весна и мы ждем прилета птиц. Скажите, а сорока, ворона и воробей зимуют у нас или улетают в теплые края?
( сорока и воробей – зимующие, а вороны прилетают с севера к нам)
Составьте предложение со словом ворона. (Дети составляют и отвечают)
Ворона сидела на ветке берёзы.
Запишем это предложение у доски и в тетрадях.
(«Правильно сиди при письме» ) ( слайд 7)
( 1 ребенок пишет и называет орфограммы )
- Назовите слова, в которых все согласные звонкие? ( ворона, березы)
-Найдите грамматическую основу в этом предложении.( 2 ребенок)
-Какой частью речи выражено сказуемое? ( глаголом)
III. Работа по теме урока.
1.Введение в тему урока.
Ребята, отгадайте загадку, которая нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить на уроке.
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пришел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
-Ребята, так о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?
( о глаголе)
-Предположите тему сегодняшнего урока.( глагол)
(слайд 8)
-С чем познакомимся? (с глаголом)
-Чему будем учиться?( находить глаголы в тексте и вставлять глаголы в предложения)
-О чём узнаем? (для чего в нашей речи нужны глаголы)
- Познакомимся … |
- Научимся … |
- Узнаем … |
( на доске)
2.Станция «Глагольная»
- Давайте вспомним, что такое глагол? ( часть речи)
-Что обозначает глагол? ( действия предметов)
-На какие вопросы отвечает? ( что делает ? и т.д.)
Алгоритм нахождения глагола.
1)Обозначает действие предмета.
2)Отвечает на вопросы что делает? что сделает?
(слайд 9)
Работа по учебнику .
Откройте учебник на с.70 упр.121.
-А с какой целью мы его будем читать, как вы думаете? ( чтобы найти глаголы)
И в работе нам поможет алгоритм, который мы с вами составили.
Прочитайте текст ( затем читает один ребенок вслух)
- О ком говорится в этом тексте? ( о дятле)
Беседа о том, какую пользу приносит дятел(спросить у детей).
А дятел зимует у нас или улетает? (зимует)
Зимой птицам было холодно и голодно и мы с вами их подкармливали.
Озаглавьте этот текст. ( Дятел)
Найдите в тексте глаголы, пользуясь алгоритмом ( по цепочке)
-А теперь прочитаем текст без глаголов.(слайд 10)
-Понятен ли смысл предложений? (нет)
-Для чего нужны глаголы? (Глаголы нужны, чтобы называть действия, которые выполняют предметы)
Спишите 2 предложение.
Найдите грамматическую основу. ( взаимопроверка)
-Назовите подлежащее ? (дятел) Чем выражено? (сущ.,одуш.,нариц.)
-Назовите сказуемое? (плотничает) Чем выражено? (глаголом)
Проверка.( слайд 9)
-Ребята, покажите, как вы справились с заданием. (светофоры)
IV. Закрепление изученного материала
Станция «Угадайкино»
1.Работа в группах.
Составить из слов словосочетания.
1 группа
ворона мяукает
лев рычит
кошка каркает
петух кукарекает
2 группа
птицы плавают
рыбы прыгают
змеи летают
кузнечики ползают
Проверяем .(Читает первая группа, затем вторая )
-Какие части речи у вас встретились в задании.? ( сущ. и гл.)
- Что вы можете сказать об именах существительных, которые вам встретились? (одуш. ,ед.и мн.ч.)
V. Физкультминутка (видео)
Станция «Отдыхай-ка!» И зайчик вместе с нами будет отдыхать.
YI. Станция « Закрепляйкино»
(Дифференцированные задания.)
-Какое время года сейчас? (весна)
И следующая наша станция «Закрепляйкино».
( Картина весенней природы.)(Слайд 12)
Работа по карточкам .
1. Вставить глаголы в предложения. ( написать на доске)
………… весна . …………. яркое солнце . …………….. веселые ручейки.
( бегут, наступила, светит)
Дети пишут предложения на доске, находят глаголы.
2.Составить из слов предложение.
Синички распевают звонкие песни.
3.Составить предложения по картинке.(слайд 13)
-Ребята, покажите, как вы справились с заданием. (светофоры)
YII. Станция «Знаменательная»
-Ребята, какой идет год ? (2016 год)
-Чему посвящен этот год? ( Посвящен году Российского кино) (слайд 14)
Мы с вами на уроках смотрим фильмы. Вспомните, какой последний фильм мы смотрели?
(«Щенок»)
А сейчас я хочу вам показать фрагмент из мультфильма , «Весенняя сказка».
Смотрите и слушайте внимательно и попробуйте на слух определить глаголы.
Показ мультфильма.
-Кто может назвать глаголы ?
Молодцы! Это трудно, но вы услышали глаголы.
Напечатать текст.
На доске по цепочке пишут глаголы.
Ребята, осенью от нас улетают птицы в теплые края. Там тепло, но птицы не поют свои песни, потому что им скучно, они ждут весны, чтобы вернуться на свою родину. Зайчик с нами путешествовал, он тоже ждет птиц, ведь с ними веселей в лесу. Мы тоже с вами в гостях сегодня, но все – таки нам уютней в своей школе и в своем классе.
YIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Станция «Итоговая»
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке.
1.Продолжите фразы:
Сегодня я узнал(а)….(для чего нужны глаголы)
Я научился( лась) … (определять глаголы)
Я смогу… ( находить глаголы в предложении и тексте)
2.И вашим домашним заданием будет: найти и подчеркнуть глаголы в упр.122 с.71 (слайд 15)
3.Оцените себя.
Возьмите в руки светофорики и поднимите их. ( Если вы знаете, что справились с заданием , то какой светофорик у вас ?- Зеленый .А если были трудности и надо еще поработать, то какой светофорик поднимете? -Желтый А кто считает, что не справился с заданием? -Красный)
Ребята, с каким настроением мы завершаем путешествие? Покажите.
Молодцы! ( слайд 17)
IY. Почтальон принес телеграмму
Ребята, к нам пришла телеграмма от скворцов. Я прочитаю ее
« Ребята, вылетаем на Родину. Встречайте!!! Готовьте скворечники!!!»
9