Конспект урока по русскому языку в 1 классе.
Тема урока: «Ударение».
Цель: познакомить с ударением и его ролью в жизни людей формировать представление учащихся об ударении , повторить написание ранее изученных букв.
Задачи:
Познавательная: формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, умение использовать ударение на практике, расширять кругозор учащихся.
Развивающая: способствовать развитию орфографической зоркости, мышления, восприятия, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
Воспитательная : воспитать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты (УУД)
Личнoстные:
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Оборудование : мультимедиа проектор, доска, иллюстрированный материал, задания для групп, символы для оценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята! У нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как у нас с вами проходят занятия. Поздороваемся с ними.
1.Мотивационно-ориентационный
Учитель .Приветствует учеников. Положительно и эмоционально настраивает учеников на урок.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Повторение правил посадки. Руки? - на месте. Ноги? - на месте. Локти? - у края. Спинка? - прямая.
2. Этап мотивации к уроку.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами на экскурсию . А вот куда мы отправимся - узнаем, если отгадаем ребус.
2 | 4 | 6 | 1 | 5 | 3 | 7 |
о | п | р | з | а | о | к |
Какое слово получилось? (зоопарк)
Сколько в этом слове слогов? (3)
А теперь давайте это слово произнесем целиком.
Почему один слог мы произносим громче?
А что такое ударение?
Так какая же тема нашего урока?
К нам сегодня в гости пришел ВОЛШЕБНИК-УДАРЕНИЕ!
Он приглашает нас на экскурсию в зоопарк, чтобы раскрыть нам свои секреты. Мы узнаем , для чего нужно ударение и почему оно волшебное. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
3. Актуализация знаний
Чтобы начать экскурсию, надо ответить на вопрос нашего гостя.
- Как называется слог, который звучит громче других? (ударный)
- Молодцы, мы отправляемся в зоопарк.
ЗООПАРК
4. Чистописание.
-На какие звуки падает ударение?
-Назовите гласные буквы в этом слове. Запишем их. Но сначала вспомним
Правила посадки при письме.
Дети хором читают стихотворение.
- Я тетрадь свою открою а о а о а о а о
И с наклоном положу. зоопарк
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. - Молодцы, хорошо справились с заданием.
5. Работа по теме.
1. Работа в паре.
А что нам нужно купить, чтобы пройти в зоопарк? (билеты)
Чтобы их получить, мы должны поставить ударение в этом слове.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
2. Смыслоразличительная роль ударения.
- Итак, мы вместе с ударением отправляемся в зоопарк.
- Но посмотрите - ворота зоопарка закрыты . Что весит на воротах?(замок) Что такое замок
-Как мы попадем в зоопарк? Попросим ударение нам помочь.
а) Рассказ учителя.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? .
Учитель: Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Волшебника Ударения и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, он вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Волшебник Ударение рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.
Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис.
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Волшебника.
Разделим на слоги слово (замок) и поставим ударение.
Что вы можете сказать о буквенном составе и слоговой структуре этого слова? ()
-Какое слово получится?( замок)
Что такое замок? А поменялся ли его смысл? Отчего?
Что нам помогло изменить слово? (ударение)
Какие вы у меня молодцы!
-Допишите нужное слово и обозначьте ударение
На горе стоит...
На двери висит... (Проверка)
- Что меняет смысл этих слов?
-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Вы ещё много о них узнаете.
6. Физкультминутка
3) Ударение в односложных словах.
-Делая нашу физкультминутку, мы совсем забыли про экскурсию в зоопарк и новых секретах Ударения. Но ударение ждёт нас у первых вольеров. Оно загадает нам загадки. Если разгадаем верно, то увидим животных. Слова-отгадки будем записывать в столбик.
(На доске: 1 столбик - слова отгадки,( названия животных)
2 столбик - названия детёнышей животных.
В тетрадях один столбик слов - названия животных.)
Хищник полосатый,
Рыжий и усатый.
На кота похож немножко
И мяукает как кошка, (тигр)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (слон)
Через море - океан
Плывёт чудо - великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (кит)
- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?
- А нужно ли ставить ударение?
- Какой вывод можно сделать? (Если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.)
4 ) Ударение в словах с «ё».(слайд 12)
- Ну, а Ударение приглашает нас дальше. Знаете, ведь оно остановилось в самом интересном месте зоопарка. Это место называется «Детская площадка». Кто здесь находится? (Детёныши животных)
(На доске третий столбик - изображения детёнышей животных.)
- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.
(На доске 2столбик - названия детёнышей животных, в тетрадях -второй столбик.)
тигр - тигрёнок
слон - слонёнок
кит - китёнок
- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)
- Определите ударный слог в каждом слове.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Буква «ё» всегда ударная. Ударение над этой буквой не ставится.
5) Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
Ударение приглашает нас в гости к очень красивому животному.
Он загадал загадку.
- Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями с деревьев. (Жираф) Жираф — самое высокое животное в мире. Взрослый жираф в высоту может достигать 4 м, а весить — от 550 до 1800 кг. ...У него фиолетовый язык. Спит он стоя.
-Какая орфограмма встретилась в этом слове? (жи)
Он просит составить про него предложение.
( Жирафы живут в Африке.)
Запишем это предложение в тетрадь.
Но жираф хочет поиграть с вами в игру «Эхо».
У вас лежат карточки со словами, в них вы поставите ударение .
Дети произносят слова, выделяя и повторяя 3 раза ударный слог.
Медведь, лиса, дельфин, жираф, олень.
Молодцы! Со всеми заданиями справились.
7.Итог
- Понравилась вам экскурсия?
- А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?
(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)
3. Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог:
Кружки — кружки, полки - полки, заплачу — заплачу, хлопок – хлопок.
8. Рефлексия.
Поблагодарим Ударение за интересную экскурсию.
Если вы хорошо работали на уроке и вам урок понравился, то поднимите красный смайлик,
Если вам было очень трудно на уроке, то поднимите зеленый смайлик.
Спасибо вам за хорошую работу.
Урок окончен.