СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 1 класс на тему: "Ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 1  класс на тему: "Ударение"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 1 класс на тему: "Ударение"»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе.


Тема урока: «Ударение».


Цель: познакомить с ударением и его ролью в жизни людей формировать представление учащихся об ударении , повторить написание ранее изученных букв.


Задачи:

Познавательная: формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, умение использовать ударение на практике, расширять кругозор учащихся.


Развивающая: способствовать развитию орфографической зоркости, мышления, восприятия, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;


Воспитательная : воспитать любовь к русскому языку.


Планируемые результаты (УУД)
Личнoстные:
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;


Регулятивные:
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;


Познавательные:
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.


Коммуникативные:
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;

Оборудование : мультимедиа проектор, доска, иллюстрированный материал, задания для групп, символы для оценки.





Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята! У нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как у нас с вами проходят занятия. Поздороваемся с ними.


1.Мотивационно-ориентационный
Учитель .Приветствует учеников. Положительно и эмоционально настраивает учеников на урок.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!

Повторение правил посадки. Руки? - на месте. Ноги? - на месте. Локти? - у края. Спинка? - прямая.

2. Этап мотивации к уроку.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами на экскурсию . А вот куда мы отправимся - узнаем, если отгадаем ребус.

2

4

6

1

5

3

7

о

п

р

з

а

о

к


Какое слово получилось? (зоопарк)

Сколько в этом слове слогов? (3)

А теперь давайте это слово произнесем целиком.

Почему один слог мы произносим громче?

А что такое ударение?

Так какая же тема нашего урока?

К нам сегодня в гости пришел ВОЛШЕБНИК-УДАРЕНИЕ!

Он приглашает нас на экскурсию в зоопарк, чтобы раскрыть нам свои секреты. Мы узнаем , для чего нужно ударение и почему оно волшебное. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.


3. Актуализация  знаний

Чтобы начать экскурсию, надо ответить на вопрос нашего гостя.

- Как называется слог, который звучит громче других? (ударный)

- Молодцы, мы отправляемся в зоопарк.

ЗООПАРК


4. Чистописание.

-На какие звуки падает ударение?

-Назовите гласные буквы в этом слове. Запишем их. Но сначала вспомним

Правила посадки при письме.

Дети хором читают стихотворение.

- Я тетрадь свою открою а о а о а о а о
И с наклоном положу. зоопарк
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.


5. Работа по теме.

1. Работа в паре.

А что нам нужно купить, чтобы пройти в зоопарк? (билеты)

Чтобы их получить, мы должны поставить ударение в этом слове.

Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.


2. Смыслоразличительная роль ударения.

- Итак, мы вместе с ударением отправляемся в зоопарк.

- Но посмотрите - ворота зоопарка закрыты . Что весит на воротах?(замок) Что такое замок

-Как мы попадем в зоопарк? Попросим ударение нам помочь.


а) Рассказ учителя.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? .
Учитель: Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Волшебника Ударения и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, он вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! 
Слова ему не поверили.: 
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Волшебник Ударение рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.


 Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.

Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. 
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Волшебника.

Разделим на слоги слово (замок) и поставим ударение.

Что вы можете сказать о буквенном составе и слоговой структуре этого слова? ()

-Какое слово получится?( замок)

Что такое замок? А поменялся ли его смысл? Отчего?

Что нам помогло изменить слово? (ударение)

Какие вы у меня молодцы!

-Допишите нужное слово и обозначьте ударение

На горе стоит...

На двери висит... (Проверка)

- Что меняет смысл этих слов?

-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Вы ещё много о них узнаете.


6. Физкультминутка


3) Ударение в односложных словах.


-Делая нашу физкультминутку, мы совсем забыли про экскурсию в зоопарк и новых секретах Ударения. Но ударение ждёт нас у первых вольеров. Оно загадает нам загадки. Если разгадаем верно, то увидим животных. Слова-отгадки будем записывать в столбик.

(На доске: 1 столбик - слова отгадки,( названия животных)

2 столбик - названия детёнышей животных.

В тетрадях один столбик слов - названия животных.)


Хищник полосатый,

Рыжий и усатый.

На кота похож немножко

И мяукает как кошка, (тигр)


У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя - маленький хвост,

Спереди зверя - хвост большой.

Кто же это? Кто он такой? (слон)


Через море - океан

Плывёт чудо - великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту. (кит)



- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?

- А нужно ли ставить ударение?

- Какой вывод можно сделать? (Если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.)


4 ) Ударение в словах с «ё».(слайд 12)

- Ну, а Ударение приглашает нас дальше. Знаете, ведь оно остановилось в самом интересном месте зоопарка. Это место называется «Детская площадка». Кто здесь находится? (Детёныши животных)

(На доске третий столбик - изображения детёнышей животных.)

- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.

(На доске 2столбик - названия детёнышей животных, в тетрадях -второй столбик.)

тигр  -  тигрёнок

слон -  слонёнок

кит  -   китёнок

- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)

- Определите ударный слог в каждом слове.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Буква «ё» всегда ударная. Ударение над этой буквой не ставится.



5) Закрепление знаний. Самостоятельная работа.

Ударение приглашает нас в гости к очень красивому животному.

Он загадал загадку.
- Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями с деревьев. (Жираф)

 Жираф — самое высокое животное в мире. Взрослый жираф в высоту может достигать 4 м, а весить — от 550 до 1800 кг. ...У него фиолетовый язык. Спит он стоя.

-Какая орфограмма встретилась в этом слове? (жи)

Он просит составить про него предложение.

( Жирафы живут в Африке.)

Запишем это предложение в тетрадь.


Но жираф хочет поиграть с вами в игру «Эхо».

У вас лежат карточки со словами, в них вы поставите ударение .

Дети произносят слова, выделяя и повторяя 3 раза ударный слог.

Медведь, лиса, дельфин, жираф, олень.


Молодцы! Со всеми заданиями справились.




7.Итог

- Понравилась вам экскурсия?


- А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?

(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)


3. Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог:

Кружкикружки, полки - полки, заплачу — заплачу, хлопок – хлопок.


8. Рефлексия.

Поблагодарим Ударение за интересную экскурсию.

Если вы хорошо работали на уроке и вам урок понравился, то поднимите красный смайлик,

Если вам было очень трудно на уроке, то поднимите зеленый смайлик.

Спасибо вам за хорошую работу.

Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!