СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 10 класс «Правописание суффиксов имен прилагательных, существительных».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен существительных, прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 10 класс «Правописание суффиксов имен прилагательных, существительных».»

Русский язык. 10 класс.

Тема: «Правописание суффиксов имен прилагательных, существительных».

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен существительных, прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выделять суффиксы прилагательных и существительных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных и существительных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде

Метапредметные:

1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками

2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, осуществлять совместную деятельность в группах, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме

3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.



Ход урока



I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2) Работа с тестовыми заданиями (подготовка к ЕГЭ).

1.Орфоэпия.

Работа по карточкам с взаимной проверкой в парах. Самооценка. (Что бы вы себе поставили)

2.Лексические нормы

Просклоняйте числительные

349, 586, 957

3.Исправьте ошибки в предложениях. ( с использованием мультимедийного проектора)

Гошу все считали УДАЧНЫМ бизнесменом, однако сам он был убеждён, что ему не хватало предпринимательской хватки.

На скамейке лежал ОТРЫВОК газеты с карандашными пометками, который отчего-то заинтересовал Егора.

Верхоплавки – очень ПУГАНЫЕ рыбки: достаточно лёгкой ряби на воде, чтобы их стайка бросилась врассыпную.

Генетические открытия убеждают нас в том, что ОТЛИЧИЯ между известными типами органов зрения не так велики, как казалось прежде.

4. Вставьте буквы. Объясните правописание суффиксов

1. нов..зна, изменч..вый 
2. тюлен..вый, милост..вый 
3. врач..вать, наставнич..ство 
4. беж..вый, заво..вать 
5. пугов..чка, щавел..вый 

6. плутони..вый, форел..вый 
7. выздоравл..вать, овлад..вать 
8. весел..нький, приколоч..нный 
9. трущ..ба, туш..нка 
10. ключ..к, замоч..к 

11.буш..вать, голуб..нький 
12. яблон..вый, прожорл..вый 
13. мешоч..к, ружь..цо 
14. глуб..на, старш..нство 
15. фламанд..кий, тка..кий 

III. Целеполагание.

- С какой частью речи были связаны все выполненные задания? ( С прилагательными, существительные).

- Прилагательное по употреблению в речи занимает 3 место, после существительного и глагола.

- Назовите основные функции этой части речи (обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон; даёт предмету дополнительную, чаще оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражает его состояние; придаёт описанию образность).

-Скажите, какова тема нашего сегодняшнего занятия, какова основная цель нашей работы. (учащиеся формулируют тему урока и основные цели)

IV. Изучение материала.

- Составление таблицы правописания суффиксов существительных (по аналогии с прошлым уроком)

Суффиксы

правило

пример

исключения

К- ск



ов-ев, оват-еват, овит-евит

К- качественные

-относительные с сосновой на -к, -ч, -ц


-ов-, -оват-, -овит- после твердых согласных (кроме ц),


-ев-, -еват-, -евит- после мягких согласных, после шипящих и ц

Резок-резкий

Немец-немецкий


беловатый, деловой, угловатый, домовитый

речевой, ноздреватый, рыжеватый

узбек - узбекский, таджик - таджикский, Углич – угличский.


мягонький // мягенький, плохонький // плохенький, сухонький // сухенький, тихонький // тихенький, лёгонький // лёгенький, пегонький // пегенький, убогонький// убогенький .

оньк-еньк

-оньк- пишется после г, к, ж


-еньк- в остальных случаях

высоконький, лёгонький, сухонький

синенький, дешёвенький, жёлтенький


Ив-ев

Ив- под ударением

-ев- - без ударения

причудливый, участливый

гостевой, грязевой, долевой

милостивый, юродивый

Лив-чив

Всегда и

совестливый, опрометчивый


Инск-енск

инск-, -ин-+-ск для имён прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на –ин, и(ы), а(я)

енск- в остальных случаях

Елизаветин – елизаветинский, сестрин – сестринский,

Ялта – ялтинский

керченский, нищенский

пензенский, инзенский, пресненский



.

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.



VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 207 на странице 134 – комментированное письмо.

Упражнение 208 на странице – устно по цепочке

2. Работа с текстом (текст распечатан).

1)Геотермальная энергетика давно уже не выглядит революцией: с тех пор как были запущены первые установки, способные превращать земное тепло в полезные киловатты, прошло больше века. (2)Сегодня даже существует страна, которая полностью отказалась от других видов электростанций, — Исландия. (3)Можно с уверенностью сказать, что у геотермальной энергетики — большое будущее, … геотермальные станции — это почти perpetuum mobile (вечный двигатель).

Задания:

- Докажите, что перед нами текст.

- Придумайте заглавие.

- Какова основная мысль текста?

- Какую роль играют в тексте прилагательные?

- Назовите стиль и тип речи текста.

- Назовите средства выразительности в тексте: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.

3. Задание 11 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1

1) корч..вать, запасл..вый

2) миндал..вый,бо..вой

3) насла..вать, син..чка

4) въедл..вый, запот..вать

5) матрос..кий, рус..кий



2

1) успока..вать, фасол..вый

2) преодол..вать, локт..вой

3) ноч..вать, гречн..вый

4) завистл..вый, стро..вой

5) завис..л, беж..вый

3

1) снов.., издавн..

2) жемчуж..на, выздоравл..вать

3) подразум..вал, подмиг..вать,

4) услужл..вый, пол..вой

5) вытерп..л, совестл..вый



4

2) доверч..вый, рул..вой

3) взвеш..вать, опрометч..вый

4) рыж..ватый, дожд..вой

5) распил..вать, черепитч..тый






VII. Итог урока.

- Чем мы с вами занимались на уроке?

- Какие правила повторили?

- Расскажите правила и приведите примеры.



VIII. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

5. За урок я (устал / не устал)



VIII. Домашнее задание.

1) Составьте словарный диктант по теме «Правописание прилагательных»

(15-20 словосочетаний)

) Выполнить упр.214 учебника, п.38-39







© 2025 186 3