СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Тема: «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в именительном падеже»

Ход урока

I. Организационный момент

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады!

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Запланировано много, сможем ли справиться – посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно и дружно!

- Посмотрите, какое сегодня день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня все получится!»

- А девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»

II. Актуализация опорных знаний

- Запишите в тетрадях число, классная работа

- Сверьте с записью на доске.

- Начинаем наш урок с каллиграфической минутки

1. Минутка чистописания

ыйийойоеее

ый ий ой ое ее

- Назовите одним словом что вы записали?

- Что такое окончание?

- Какая часть речи имеет такие окончания?

- Что такое прилагательное?

2. Самоопределение деятельности

- Ребята, а вы любите мороженое?

- Какое оно? Опишите. (Сладкое, холодное, вкусное, шоколадное).

- А на снег оно похоже? Чем?

- Устно составьте предложение со словом снег.

- А каким его увидел И. Суриков вы узнаете прочитав отрывок стихотворения.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело. (И. Суриков)

- Кому принадлежат эти строки?

- Найдите имена прилагательные, описывающие снег. (Белый, пушистый)

- Запишите их, поставьте ударение, выделите окончания.

- Подберите свои имена прилагательные (мягкий, липкий, красивый, белоснежный). Допишите одно прилагательное.

- Что снег укрыл пеленою? (Поле)

- Подберите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. (Белое, широкое, зимнее)

- Запишите их, поставьте ударение, выделите окончания.

- В каком падеже стоят эти имена прилагательные?

- Назовите окончания имен прилагательных?

- Как проверить безударные окончания? (по вопросам)

- Проверьте. Что вы заметили? (правило не действует, т.к. в вопросах окончания –-ой в м.р. и -ое в ср.р., а у прилагательных - -ый, ий, в м.р. и –ее в ср.р.)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какова наша цель? (узнать какие окончания могут иметь имена прилагательные м.р. и ср.р. ед. числа в И.п. и отчего это зависит их написание).

III. Открытие новых знаний

Работа в парах Игра «Найди пару» Задание на голубых листочках

- Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания с каждым именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным

Обидчивый, обидное, слово, человек.

Умное, умственный, животное, труд.

Запасливый, запасный, человек, выход.

Грецкий, греческий, народ, орех.

Дождевой, дождливое, зонт, утро.

- Определите падеж имен прилагательных.

- Как определяем? (по существительному)

- Выделите окончания имен прилагательных.

- Назовите вопрос, на который отвечает прилагательное м.р.?

- Назовите окончания, которые могут иметь прилагательные в И.п. в ед.ч. м.р.

- Что вы заметили? ( в данной форме под ударением пишется -ой, безударные окончания – ый, -ий. Они не совпадают с окончанием вопросительного слова (какой?)

- Какой вывод сделаем? Как пишутся безударные окончания прилагательных м.р. в ед.ч. в И.п.? (надо запомнить)

- Какие окончания могут иметь прилагательные ср.р. в И.п., в ед.ч.?

- Когда пишется -ое? (по вопросу)

- Когда пишется -ее?

- Откроем учебник на с.17, «Вспомни!» и проверим, правильно ли мы сформулировали правило о правописании окончаний прилагательных в И.п., ед.ч., м.р. и ср.р.

Чтение хором

IV. Применение новых знаний

Первичное закрепление новых знаний

С.18, упр. 31

- Читаем задание.

- В форме какого падежа стоят прилагательные в данных словосочетаниях?

- Напомните, какие окончания в И.п. ед.ч. м.р. и ср.р. у прилагательных?

- Задание выполняем по вариантам:

1 вариант выписывает 3 словосочетания с прилагательными в И.п., ед.ч., ср. р.

2 вариант выписывает 3 словосочетания с прилагательными в И.п., ед.ч., м.р. в начальной форме.

- Работаем самостоятельно.

(2 ученика работают у доски)

- Проверять будем в паре. Поменяйтесь тетрадями.

- Посмотрите на доску и проверьте работу одноклассников.

V. Продолжение работы по теме урока

Продолжаем работать с. 18 словарное слово

- Слово правительство вынесено отдельно.

- Что это значит?

- По словарю Ожегова: «Правительство – высший орган государственной власти в стране».

- Какие орфограммы в написании слова надо запомнить?

- Запишите слово и выделите орфограммы, поставьте ударение.

- Запишите предложение.

Правительство – это высший орган государственной власти. Запишите предложение.

- А вообще у слова «правительство» 55 однокоренных слов. Из них 15 прилагательных. Попробуйте их дома найти. У вас есть много источников информации. Какие?

- Как вы думаете, можно ли сочинить стих только из прилагательных?

- Я знаю три. Среди небольшого числа стихов из прилагательных мне больше всего понравился такой.

Высокий, красивый, харизматичный,

Яркий, общительный и артистичный,

Статный и умный, но недоступный,

Верный. Далекий и неприступный,

Очень желанный, нежный и милый,

Мною любимый, необходимый.

(Нина Шестер-Марковская, современная поэтесса из Сибири)

- Как впечатления?

- Как вы считаете, кому или чему посвящен этот стих?

- Как можно все прилагательные объединить в одну группу?

Работа в группах

- Давайте и мы попробуем сочинить стихотворение! У вас на парте есть задание в конверте для группы. Взять его можно только по моему сигналу.

- Сочиняем стих по теме, заданной для вашей группы, только из прилагательных. Задействуем все слова, которые есть в конверте. Разложите все листочки в четыре строки.

- Главное отличие стиха от прозы? Каждая строка пишется с заглавной буквы. Это и подскажет вам, какие слова стоят в начале строки.

- Подсказка. Род для прилагательных указан на том слове, которое должно быть первым.

МОРЕ Такое бескрайн…, Такое глубок…, Такое огромн…, Черн…, строг…

МОРОЖЕНОЕ Вкусн… и сладк…, Холодн…, но приятн.., Шоколадн…, земляничн…. Ванильн… и клубничн….

ЛЕТО Жарк… или холодн…, Знойн… или прохладн…, Длинн… иль недолг…, Но такое оно долгожданн….

Каникулы Осенн…, весен…, И зимн… отличн…! Но летн… - любим…: Больш…, безграничн…!

- Запишите. Вставьте пропущенные окончания. Докажите.

Итог урока

- Что такое имя прилагательное?

- Как оно изменяется?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!