Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в именительном падеже»
Ход урока
I. Организационный момент
Необычный день у нас
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть вас мы очень рады!
- Проверьте свою готовность к уроку.
- Запланировано много, сможем ли справиться – посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно и дружно!
- Посмотрите, какое сегодня день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня все получится!»
- А девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»
II. Актуализация опорных знаний
- Запишите в тетрадях число, классная работа
- Сверьте с записью на доске.
- Начинаем наш урок с каллиграфической минутки
1. Минутка чистописания
ыйийойоеее
ый ий ой ое ее
- Назовите одним словом что вы записали?
- Что такое окончание?
- Какая часть речи имеет такие окончания?
- Что такое прилагательное?
2. Самоопределение деятельности
- Ребята, а вы любите мороженое?
- Какое оно? Опишите. (Сладкое, холодное, вкусное, шоколадное).
- А на снег оно похоже? Чем?
- Устно составьте предложение со словом снег.
- А каким его увидел И. Суриков вы узнаете прочитав отрывок стихотворения.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело. (И. Суриков)
- Кому принадлежат эти строки?
- Найдите имена прилагательные, описывающие снег. (Белый, пушистый)
- Запишите их, поставьте ударение, выделите окончания.
- Подберите свои имена прилагательные (мягкий, липкий, красивый, белоснежный). Допишите одно прилагательное.
- Что снег укрыл пеленою? (Поле)
- Подберите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. (Белое, широкое, зимнее)
- Запишите их, поставьте ударение, выделите окончания.
- В каком падеже стоят эти имена прилагательные?
- Назовите окончания имен прилагательных?
- Как проверить безударные окончания? (по вопросам)
- Проверьте. Что вы заметили? (правило не действует, т.к. в вопросах окончания –-ой в м.р. и -ое в ср.р., а у прилагательных - -ый, ий, в м.р. и –ее в ср.р.)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какова наша цель? (узнать какие окончания могут иметь имена прилагательные м.р. и ср.р. ед. числа в И.п. и отчего это зависит их написание).
III. Открытие новых знаний
Работа в парах Игра «Найди пару» Задание на голубых листочках
- Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания с каждым именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным
Обидчивый, обидное, слово, человек.
Умное, умственный, животное, труд.
Запасливый, запасный, человек, выход.
Грецкий, греческий, народ, орех.
Дождевой, дождливое, зонт, утро.
- Определите падеж имен прилагательных.
- Как определяем? (по существительному)
- Выделите окончания имен прилагательных.
- Назовите вопрос, на который отвечает прилагательное м.р.?
- Назовите окончания, которые могут иметь прилагательные в И.п. в ед.ч. м.р.
- Что вы заметили? ( в данной форме под ударением пишется -ой, безударные окончания – ый, -ий. Они не совпадают с окончанием вопросительного слова (какой?)
- Какой вывод сделаем? Как пишутся безударные окончания прилагательных м.р. в ед.ч. в И.п.? (надо запомнить)
- Какие окончания могут иметь прилагательные ср.р. в И.п., в ед.ч.?
- Когда пишется -ое? (по вопросу)
- Когда пишется -ее?
- Откроем учебник на с.17, «Вспомни!» и проверим, правильно ли мы сформулировали правило о правописании окончаний прилагательных в И.п., ед.ч., м.р. и ср.р.
Чтение хором
IV. Применение новых знаний
Первичное закрепление новых знаний
С.18, упр. 31
- Читаем задание.
- В форме какого падежа стоят прилагательные в данных словосочетаниях?
- Напомните, какие окончания в И.п. ед.ч. м.р. и ср.р. у прилагательных?
- Задание выполняем по вариантам:
1 вариант выписывает 3 словосочетания с прилагательными в И.п., ед.ч., ср. р.
2 вариант выписывает 3 словосочетания с прилагательными в И.п., ед.ч., м.р. в начальной форме.
- Работаем самостоятельно.
(2 ученика работают у доски)
- Проверять будем в паре. Поменяйтесь тетрадями.
- Посмотрите на доску и проверьте работу одноклассников.
V. Продолжение работы по теме урока
Продолжаем работать с. 18 словарное слово
- Слово правительство вынесено отдельно.
- Что это значит?
- По словарю Ожегова: «Правительство – высший орган государственной власти в стране».
- Какие орфограммы в написании слова надо запомнить?
- Запишите слово и выделите орфограммы, поставьте ударение.
- Запишите предложение.
Правительство – это высший орган государственной власти. Запишите предложение.
- А вообще у слова «правительство» 55 однокоренных слов. Из них 15 прилагательных. Попробуйте их дома найти. У вас есть много источников информации. Какие?
- Как вы думаете, можно ли сочинить стих только из прилагательных?
- Я знаю три. Среди небольшого числа стихов из прилагательных мне больше всего понравился такой.
Высокий, красивый, харизматичный,
Яркий, общительный и артистичный,
Статный и умный, но недоступный,
Верный. Далекий и неприступный,
Очень желанный, нежный и милый,
Мною любимый, необходимый.
(Нина Шестер-Марковская, современная поэтесса из Сибири)
- Как впечатления?
- Как вы считаете, кому или чему посвящен этот стих?
- Как можно все прилагательные объединить в одну группу?
Работа в группах
- Давайте и мы попробуем сочинить стихотворение! У вас на парте есть задание в конверте для группы. Взять его можно только по моему сигналу.
- Сочиняем стих по теме, заданной для вашей группы, только из прилагательных. Задействуем все слова, которые есть в конверте. Разложите все листочки в четыре строки.
- Главное отличие стиха от прозы? Каждая строка пишется с заглавной буквы. Это и подскажет вам, какие слова стоят в начале строки.
- Подсказка. Род для прилагательных указан на том слове, которое должно быть первым.
МОРЕ Такое бескрайн…, Такое глубок…, Такое огромн…, Черн…, строг…
МОРОЖЕНОЕ Вкусн… и сладк…, Холодн…, но приятн.., Шоколадн…, земляничн…. Ванильн… и клубничн….
ЛЕТО Жарк… или холодн…, Знойн… или прохладн…, Длинн… иль недолг…, Но такое оно долгожданн….
Каникулы Осенн…, весен…, И зимн… отличн…! Но летн… - любим…: Больш…, безграничн…!
- Запишите. Вставьте пропущенные окончания. Докажите.
Итог урока
- Что такое имя прилагательное?
- Как оно изменяется?