СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Филиал МБОУ «Цнинская СОШ № 1» в селе Кузьмино-Гать











УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

4 класс





























Подготовила и провела

учитель начальных классов

Шеренец О.М.



2017





Тема: Состав слова. Разбор слов по составу.

Цель: Систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

- научить учащихся разбирать слова по составу, используя алгоритм;

Развивающие:

- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка; 
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к природе;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, таблица, карточки, оценочные листы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
















Ход урока

1. Орг. момент:

- Добрый день, ребята!  Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Давайте вместе произнесём слова которые нам помогут настроиться на урок. Повторяем за мной. Слайд 1

Мы способные!

Мы со всем справимся!

Нам нравиться учиться!

Мы хорошие ученики!

Вы сегодня покажете как надо работать в группе, а для этого нужно вспомнить правила работы в группе.

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  5. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

II. Актуализация знаний.

1.На слайде текст А.П. Чехова «Первый снег»

Был вечер. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче. Воздух был прозрачный.

-Прочитайте текст.

- Определите стиль текста. (художественный)

-Какое время года описывает автор?

-Как Чехов создаёт образ ранней зимы? Какое это средство выразительности? (эпитет)

-Как объяснить значение этого слова?

- Что можете рассказать о 2-ом предложении.

2. Работа со словарем.

-Какой праздник мы будем отмечать в конце декабря?

-Что принято делать для того, чтобы этот праздник был красочным?

-Вот и мы на уроке будем наряжать виртуальную ёлку. А кто может объяснить значение слова виртуальное?

(Пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться) Значит, и ёлка будет мнимой, ненастоящей.

Итак, начинаем наряжать виртуальную ёлку. За правильно выполненные задания вы будете получать новогодние украшения.

Словарь новогодних слов.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы:

Вал_нки, м_ро_, праз_ник, с_лют, д_кабрь, _нварь, к_ньки. (самопроверка)

Подчеркни орфограммы. Оцените себя на полях.


III. Введение в тему.

Хорошо, а сейчас прочитайте следующее четверостишие слайд

Слово делится на части,  
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей 
Строить слово из частей.

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (Тема урока)

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.

Слово делится на части, и у каждой части слова есть своё название, над которыми мы сегодня и будем работать.

- Что мы будем делать, задачи урока? (Закрепим наши знания о частях слова, будем учиться разбирать слова по составу, используя алгоритм, развивать речь).

1.Коллективная работа

Разгадайте кроссворд:

1 по вертикали: Я стою перед корнем и могу образовывать слова

4. по вертикали: А я самый главный среди вас

2 по горизонтали: И я тоже могу образовывать слова, только стою за корнем

3 по горизонтали: А я и без окончания могу прожить

5 ------------: Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение

- Может ли слово быть без суффикса, окончания, приставки, а корня? (Примеры)

2. Работа в группах:

Задание для 1 группы.

  1. Образуйте однокоренные слова.

Гриб - Тот, кто любит собирать грибы

Маленький гриб

Час - Мастер по починке часов

Солдат, стоящий на посту

  1. Выделите корень в однокоренных словах.

  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.


Задание для 2 группы.

  1. Образуйте слова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

  1. Выделите в словах приставки.

  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.


Задание для 3 группы.

1.Образуйте слова с суффиксами

- ушк -

- к -

трава

рука

река

глаз

корова

морковь

голова

ночь




  1. Выделите в словах суффикс.

  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?

  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.



Коллективное задание.

  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.

  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.

  3. Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.




Презентация каждой группы – помощь в учебнике – Узелки на память (чтение информации по каждой части слова).

- Для чего служит окончание?

- Как называется часть слова без окончания?

IV. Физкультминутка

V.Первичное закрепление:

1.Коллективная работа по учебнику:

- Упражнение № 152

Давайте попробуем разобрать слова используя этот алгоритм (на столах таблица).

Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня пишем суффикс,
А приставку впереди.

2.Работа в парах

Игра «Третий лишний»

Выписать только однокоренные (родственные) слова.

Горка, сгорел, пригорок.

Кость, коснуться, косточка.

Лесник, лестница, лесок.

- Назовите общую часть родственных слов, разбери 1 слово по составу на выбор.

- Проверка, оценивание.


3.Работа в группе с карточками.

1.Выписать слова, подходящие к схеме.пр.+корень+суф.+окончание

Морской, светит, пушистый, осенний, подорожник, синий, подснежники

-Молодцы! Получите на вашу ёлку еще шарик.

2. Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? Докажите.

3.Индивидуальная работа.

Слова на карточке: разобрать по составу слова. Кто сколько разберет, тот и получит такую оценку.

Травушка, котик, полка, прошел, поле


Итог урока:

Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.

- Какова была тема сегодняшнего урока? - Назовите из каких частей могут состоять слова.

Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.

- Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Часть слова без окончания это… (основа)

- Окончание изменяет…. (форму слова)

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова?

А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке (красный кружок на полях - Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!, зеленый- На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно, желтый- На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями).

Домашнее задание – по учебнику № 153.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!