СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся познакомятся со словами, противоположными по смыслу. Осознают их роль в русском языке. Научатся употреблять в речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"»


Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием антонимы.

Задачи урока:

- предметные – формирования умения находить антонимы в тексте, подбирать к словам антонимы; способствовать запоминанию правописания слова антонимы;

- метапредметные – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

- личностные - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Формы работы обучающихся на уроке

индивидуальная

- фронтальная

- парная

- групповая

- гамостоятельная

- дифференцированная

I этап. Организация класса.

Прозвенел звонок весёлый

Мы урок начать готовы.

Приглашаю вас путешествовать

Знания приобретать и совершенствовать.


- Сегодня мы совершим путешествие на корабле «Мечта» по океану Лексикология к острову Лексика.

- Что нам понадобится для нашего плавания?

(учебник, тетрадь - бортовой журнал, маршрутная карта, в которой вы будете отмечать свои успехи, а также дружба и наши знания)

- Все наблюдения мы будем записывать в бортовой журнал.

- Как нужно вести записи?

( Писать нужно разборчиво и аккуратно ).

II Пальчиковая гимнастика.

1 Волны.

Ходят волны на просторе,

Вы узнали? Это-море.

2 Чайки.

Чайка над волной взмывает,

Чайка чайку догоняет.

3 Бинокль.

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу-

Влево, вправо, за корму.


-Ребята, повернитесь друг к другу.

Согрейте свои ладошки. Поделитесь с соседом теплом, улыбками, хорошим настроением.

- Отправляемся в путь.

- Откройте тетради, красиво запишите дату нашего отплытия.



-Путь наш продолжается и впереди мыс «Словарный» встречается. Жители острова не могут выполнить задание, давайте им поможем. Соотнесите картинки со словами, но вот беда все гласные смыла волна.

(дети соотносят картинки, вставляют в слова пропущенные гласные)

Проверяют по эталону.

Л_с_ница, м_сяц, в_т_р , р_б_т_, к_мп_с, к_р_бл_.


Оцените свою работу. Если вы считаете, что задание было интересным и не вызвало у вас затруднений, закрасьте кружок зелёным цветом, а если вы выполнили задание с ошибками, то закрасьте красным цветом.


-Без какого предмета мы не сможем продолжать плавание? (без компаса)

-Что это за предмет?

- Составьте предложение со словом компас.



II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.


Впереди пиратский корабль. Пираты передают нам письмо в бутылке. Выполнив задание, мы сможем дальше продолжить путь.

Работа в группах.

Возьмите карточки. Что нужно сделать?

-Какое умение вам понадобится для его выполнения?

( Умение находить синонимы)

-Какие слова называют синонимами?

Тихий трусливый

Ошибка бесшумный

Радость промах

Смелый веселье

-Проверим, что у вас получилось?(оцените свою работу в группе)



III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

-Какие слова у вас остались?

- Можно ли их назвать синонимами? Почему?

- Знаем ли мы, как называются эти слова?

(слова с противоположными именами)

Предположите, как они называются?


- Поставьте учебную цель урока.

- На какие вопросы хотели бы получить ответ?

1. Почему так называются слова?

2. Что их объединяет?

3. Зачем нужны в речи?


- Ребята, кто может объяснить, что означают слова- антонимы?

- Мы подплываем к мысу «Антонимы».

- Откройте путеводитель на стр.62

Прочитайте, почему слова названы антонимами?

- Прочесть одно, а запомнить - другое.

Давайте зарифмуем правило.


МИНУС-ПЛЮС,

ОГОНЬ – ВОДА,

ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,

ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА

ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.


- На какой вопрос мы уже ответили?


IV  Открытие нового знания.

- Чтобы выяснить, что общего у этих слов, выполните упражнение 3 в парах.

Каждую пару слов пишите с новой строки.

МОЛОДОЙ-СТАРЫЙ

ВЕСЕЛО – ГРУСТНО

СЕВЕР – ЮГ

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

МОЛОДОСТЬ – СТАРОСТЬ

СЕВЕРНЫЙ – ЮЖНЫЙ


- Каково лексическое значение слов относительно друг друга?

- Одинаковы ли они по написанию?

- На какой вопрос отвечают?


- Слова антонимической пары принадлежат к одной и той же части речи и отвечают на один и тот же вопрос.


Оцените свою работу в парах по данным критериям.


V этап. Физкультминутка.

А теперь пришёл черёд

Сыграть в игру наоборот,

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне близко.

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей: нашёл,

Теперь «начало» я скажу,

А ты скажи… (конец).


- Вижу, вы ловко уже получается у вас подбирать слова с противоположным значением.


VI этап. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.




Предлагаю заняться дайвингом.

- Кто знает. Что это такое?


Стр.63 УПР.2


VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Нам осталось ответить на последний вопрос. Какова роль антонимов в речи?

- Рассмотрите картинки, попробуйте их сравнить.

Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий.

В русском языке есть многозначные слова. Подберите к многозначным словам антонимы.

Лёгкая ноша - тяжёлая ноша

Лёгкая задача – трудная задача

Лёгкий ветерок – тяжёлый ветерок

- Но что это, наш корабль попадает в воды течения .

- Дополните пословицы словами противоположными по значению.

- Соберите из данных слов пословицу.

- Как вы её понимаете?

- Подходит ли она к теме нашего урока?

ЗАПИШИТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ В БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ.


Не дорого начало, похвален конец.



Вывод: богатство и разнообразие антонимов в русской речи создают благоприятную почву для придания речи выразительности и остроты.

Антонимы в речи нужно использовать осторожно и грамотно. Иначе выражение может получиться смешным.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Ребята, слева по борту под пальмами сундук с сокровищами. Какое поступит предложение? Высаживаемся на остров.

-Как вы думаете, какие сокровища спрятаны в сундуке?

ЗНАНИЯ

АНТОНИМЫ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС ОБОГАЩАЮТ РЕЧЬ

Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите на бортовые журналы, карту самооценки. Довольны вы своей работой на уроке?

- О чём расскажете дома?

Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Я сегодня научился…

Мне удалось…

Теперь я смогу…

Я сумею найти…



Что бы знания стали прочными и стали для вас спасательным кругом на контрольных работах, их необходимо закрепить.

Для этого предлагаю вам выполнить ДЗ.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


Встали, навели порядок на рабочем месте, приготовились к следующему уроку.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!