Урок по русскому языку
Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Организационный момент
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались. 1 мин
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Минутка чистописания. Актуализация знаний.
-Если вы согласны с моим утверждением
пишите петельку вверх ,
не согласны, петельку вниз
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.(да) 3 мин
2. В предложении имя прилагательное является определением.(да)
3. Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да)
4. Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)
5. Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да)
6. Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
7. Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)
8. Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)
9. Являются ли данные слова именами прилаг-ми: бежал, скакал, говорил?(нет)
- Какой узор у вас получился? (Открывает на доске, показывает)
- Повторите узор до конца строки.
3 . Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадку, о ком идет речь: 3 мин
Смелым, сильным должен быть,
Крепко Родину любить.
Друзьям помогать,
От врага народ защищать
На доске: (СОЛДАТ синоним к слову ЗАЩИТНИК)
-Каким он должен быть ?
(Храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, доблестный.)
- Что общего у названных вами слов?
- (у них одни окончания и эти слова яв-ся именами прилагательные)
-Сформулируйте тему: (обобщить и повторить изученное по теме «Имя прилагательное», -Что будет делать? (правильно писать окончания имен прилагательных., грамотно употреблять им прилаг в речи)
4.Работа по теме урока
-Ребята, я предлагаю в рабочих картах выполнить задание.
На карточках: 5 мин
-Прочитайте текст?
-Вам понятно о чем говорится в тексте? Чего не хватает в этом тексте? (Прилагательных)
-Нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные из слов для справок.
Наша Родина – самое … место на земле.
Зимой всё вокруг укутано … снегом, словно … одеялом. А весной по ... просторам бегут … реки. … луга покрываются … цветами.
Слова для справок: прекрасное, белым, теплым, бескрайним, глубокие, зелёные, разноцветными.
-Прочитайте текст который у вас получился. Какую роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны? (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).
-Взаимопроверка (читают по предложению) Как определили какое прил подходит (по окончанию в вопросе от сущ. к прил. :место какое? прекрасное )
-Я предлагаю немного отдохнуть
5.Физминутка .Собрать пословицы (по рядам): 2 мин
«Родину любить-верно Родине служить»-жить надо так, чтобы приносить родине пользу.
«Жить – Родине служить»-служба Родине самое главное в жизни.
«Родина –мать, умей за нее постоять» -каждый мужчина должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом.
-Чем похожи эти пословицы между собой?( Что настоящий герой за родину, свой дом, своих родных будет стоять до последнего)
6.Продолжение работы по теме урока : QR-код 5 мин
-А сейчас мы с вами продолжаем работу по группам. Для дальнейшей работы нам понадобится телефон и сканер Qr-кода. Ваша задача выписать словосочетания (существительное + прилагательное) . Определить падеж.
Велика и прекрасна наша Родина! Её границы проходят по высоким хребтам, плоским равнинам, дремучим лесам. Сколько у нас больших рек, глубоких озер, синих морей и чудесных лугов.
-Как в данном случае определить падеж имени прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)
-Какие словосочетания выписали?
Самопроверка на слайде.(оценка)
Слайд
(по высоким хребтам (Д.п), плоским равнинам(Д.п.), дремучим лесам (Д.п.), больших рек(Р.п), глубоких озер(Р.п), синих морей(Р.п.), чудесных лугов(Р.п.)
-Много ли вы знаете Воинов-Героев проявивших себя в бою?(ответы детей)
Слайд
-Что изображено? Где встречали, видели его? В честь кого построен? (Памятник Герою Советского Союза Аргунову Н.Ф.).
-Кто он был такой?
(Закончил авиационное военное училище летчиков-наблюдателей. К октябрю 1944г совершил 172 боевых вылета на разведку и бомбардировку военных объектов, живой силы и техники противника. 22 октября 1944г при уничтожении цели в районе города Мешень его самолет был сбит зенитным огнем. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945г за образцовое выполнение заданий командование и проявленные мужество и гроизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Аргунову Н.Ф. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. )
Слайд
-Есть еще один герой прославленный адмирал ФЕДОР ФЕД0Р0ВИЧ УШАКОВ.
(На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей.
-Подвиги наших предков известны на всём земном шаре. Их имена есть на всех картах мира. Они являются символом патриотизма, военной доблести и геройства, верного служения Отечеству.
-В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки. А в центре г. Саранска построен величественный храм, названный в его честь. А теперь прочитайте, как об этой церкви написал С. Есенин
Слайд
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озёр водяной ветерок.
- Ребята, наша армия, наш народ всегда честно служили Родине. И если на нашу страну нападали враги, армия давала отпор и выходила победительницей, а чтобы побеждать нужно, владеть хорошими знаниями, умениями и навыками.
- Я надеюсь, что среди ребят нашего класса вырастут достойные защитники нашего Отечества. Для этого нужно хорошо учиться.
Работа по карточкам: №2
-Задание мальчикам под №2-Выпишите прилагательное «Церковными» и разберите как часть речи. (один у доски!!!)
(Церковными – прилаг., церковный, мн. ч., Т.п., второст. чл.)
-Девочкам задание под №2 на карточках мы позже о нем узнаем.
7.Итог урока.
-По какой теме мы работали, что больше всего запомнилось?
-Какое задание было сложным? Интересным?
8.Рефлексия.
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-На какую ступеньку себя поставите?
-Ребята, как вы думаете, достигли ли поставленных задач в начале урока?
9.Домашнее задание.
На разноур. задания на карточках
Рабочая карта урока (мальчикам)
Ф.И._______________________
1. Вам, ребята, нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные из слов для справок.
Наша Родина – самое ___________ место на земле.
Зимой всё вокруг укутано __________ снегом, словно _________ одеялом. А весной по ___________ просторам бегут_______ реки. ___________ луга покрываются __________ цветами.
Слова для справок: прекрасное, белым, теплым, бескрайним, глубокие, зелёные, разноцветными.
Задание для мальчиков:
2.Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания. Выписать в тетрадь имена прилагательные, разобрать как часть речи.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озёр водяной ветерок.
Рабочая карта урока (девочкам)
Ф.И._______________________
1. Вам, ребята, нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные из слов для справок.
Наша Родина – самое ___________ место на земле.
Зимой всё вокруг укутано __________ снегом, словно _________ одеялом. А весной по ___________ просторам бегут_______ реки. ___________ луга покрываются __________ цветами.
Слова для справок: прекрасное, белым, теплым, бескрайним, глубокие, зелёные, разноцветными.
Задание для девочек:
2.Творческая работа.
1 вариант
______________________ мальчики!
Поздравляем вас с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя _____________________ настроенье.
Ваши _______________ девочки.
2вариант
__________________мальчики!
От всей души поздравляем вас с _________________________ праздником! Желаю много ________________ дней, ___________________здоровья, __________________ счастья, __________________ радости. Будьте_________________, ____________людьми.
Ваши _______________девочки.
Домашнее задание
Задание №1 | Задание №2 (повышенной сложности) |
Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных. Мы жили (…?) в красивом больш… город… . Ребята читали (…?) о смел… бесстрашн… танкист… . | Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа. Разобрать слово громовые как часть речи. Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары. |
Задание №1 | Задание №2 (повышенной сложности) |
Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных. Мы жили (…?) в красивом больш… город… . Ребята читали (…?) о смел… бесстрашн… танкист… . | Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа. Разобрать слово громовые как часть речи. Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары. |
Задание №1 | Задание №2 (повышенной сложности) |
Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных. Мы жили (…?) в красивом больш… город… . Ребята читали (…?) о смел… бесстрашн… танкист… . | Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа. Разобрать слово громовые как часть речи. Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары. |
Задание №1 | Задание №2 (повышенной сложности) |
Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных. Мы жили (…?) в красивом больш… город… . Ребята читали (…?) о смел… бесстрашн… танкист… . | Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа. Разобрать слово громовые как часть речи. Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары. |