Урок русского языка
Класс: 1-г
Дата проведения: 04.05.2023 год
Учитель: Сечина Т.В.
Тема: «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Цели: повторить с учащимися правильное написание сочетаний жи-ши, ча -ща, чу-щу; закрепить написание изученных букв.
Задачи:
1. Формировать навыки безошибочного написания сочетаний «жи-ши, ча –ща, чу-щу».
2. Учиться навыкам безошибочного списывания.
3. Обогащать словарный запас учащихся.
Планируемый результат: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний ча-чу,
Познавательные УУД:
- развивать умение извлекать информацию из текста,
- анализировать слова с точки зрения звукового состава.
Коммуникативные УУД:
- вступать в речевое общение,
- развивать умение слушать и понимать других
- работать в парах
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
-овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
II. Правила посадки.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Разминка для пальчиков
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
II.Минутка чистописания. Сообщение темы урока
Рассмотрите ребус.
Какие буквы спрятались? (Ч, ч,У, у, А, а, ж, ш,щ)
Пропишем буквы до конца строки. Подчеркните буквы , написанные правильно.
Что можно составить из этих букв? ( слоги –жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Чем особенны эти слоги? Какое правило мы знаем?
Сформулируйте тему урока.(Сочетания жи-ши, ча-щч, чу-щу)
Какие цели поставим?(Научиться правильно писать эти слоги и слова с ними)
Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час». Как вы это понимаете?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С. Баруздин
Вывод: к своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад.
III.Работа по теме урока.
1.Звуко -буквенный анализ слов часы и чудеса.
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны, и нам с тобою.
(Часы.)
Запишем это слово, проведём звуко-буквенный анализ
– Какие бывают часы? (Механические, электронные, башенные, наручные, напольные, настенные, вокзальные.)
Учитель показывает изображение Кремлёвских курантов.
– Эти часы известны на весь мир. Бьют куранты через каждые 15 минут. Их перезвон слышит вся страна.
– Расскажите, что можно узнать, если посмотреть на часы? Как движутся стрелки часов? Что написано на циферблате?
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций)
С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.
Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».
«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.
И восковая свеча – это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно-белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.
Позднее, в XIII веке, появились механические, а в XIV веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные.
А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают самое точное время.
На новый год мы с вами ждём что, произойдут...?(чудеса)
Запишем это слово и выполним звуко-буквенный анализ.
Составьте предложение со словом часы. Запишем под диктовку. У Милы часы.
Повторим правила записи предложения.
Первое слово пишется с заглавной буквы. Слова в предложении пишутся отдельно друг о друга. В конце предложения ставится точка.
Один ученик записывает у доски.
Разделите слова на слоги.
Поставьте ударение в словах.
2.Работа по теме урока
1.Очень он не прихотлив,
Возле яблонь, возле слив,
У рябинки, там, где ель,
Кисленький растёт …(щавель)
Объясните, что это такое?
Составьте предложение и запишите его
2.У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь — в котел попала.(Щука)
3. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду…(Лужи)
4. Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею!(машина)
Аналогичная работа
Физкультминутка
IV. Работа в парах.
1.Работа по карточкам.
Прочитай слова на карточках и выберите из них на наше правило.
Проверка. Объясните слово чучело.
Что можно сказать про другие слова?
Запишите слова письменно.
Подчеркните буквы на месте мягких согласных.
2.Соберите слово. Работа в парах.
Какое слово получилось? Молодцы.
V. Итог урока. Рефлексия.
Закончить предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…