2. Актуализация знаний | -Запишите только словарные слова. Посуда любит чистоту. Гусь свинье не товарищ. Работай до поту – поешь с охотой. Рыба в воде, а ягода в траве. -А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов. | Посуда, товарищ, ягода, работай. |
3. Самоопределение к деятельности. | -Найдите лишнее слово. -Почему оно лишнее? - Что вы знаете об имени существительном? -Что еще вы можете рассказать об имени существительном? - Озн. действие пред. Определите у слова работай часть речи. Что вы знаете о глаголе . Составим с вами кластер, отвечая на вопросы. А) – что обозначает ? Б) - на какие вопросы отвечает глагол? В) – каким членом предложения является глагол? Зачем нужны глаголы? Вот на этотт вопросы мы попробуем ответить сегодня. | - посуда, товарищ, ягода – существительные, обозначают предмет, а работай обозначает действие предмета). - Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Имена существительные бывают одушевленными и отвечают на вопрос кто? и неодушевленными и отвечают на вопрос что? Имена существительные изменяются по числам, падежам. Бывают собственными и нарицательными. Работай – глпгол. Г Что делает? Что сделал. Что будет делать? сказуемое лагол. |
4. Работа по теме урока. | Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке? Удивительные глаголы Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных. Прочитайте про себя и сравните два текста. (карточка №1) Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле. Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле. Чем они отличаются? Из каких частей речи состоит первый текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? Как изменился второй текст и что его изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло? – Что называют слова, которые добавились во 2-ом тексте? - Подчеркните все глаголы. - Назовите их. Какую же роль выполняют глаголы ? Вывод: действительно, глаголы оживляют картину, обозначают действия предметов. | О словах, обозначающих действия предметов – глаголах. В первом тексте нам не понятен смысл. Во втором все ятало ясно и понятно. В первом тексте только имена существительные. Отсутствие действий сделало мир неподвижным. Во втором тексте добавились глаголы. Картинка ожила. Глаглы обозначают действия. Передают точно и достоверно все действия, события. |
5 Физминутка. | Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | |
6 Закрепление . | - Выполним упражнение 172 стр 102. Необходимо подобрать к именам существительным подходящее по смыслу глагол. Упр 173 . ( Выпишем только главные члены предложения. Выполним разборы) | Гром гремит, ухо слышит … Ласточки щебечут,месяц смотрит ,солнце взойдёт Лёд1[л,от] Характеристика звуков. Смотрит с неба месяц б ледный. 4( повест. невоскл. простое .расп.) |
7 Рефлексия. Самостоятельная работа. | (Карточка №2) - Кто мог о себе так сказать? Я – страшное дело – какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. (Т.Рик) - Возьмите листочки со стихотворением и подчеркните глаголы. – Сколько глаголов? (7.) - Поменяйтесь листочками и сравните с образцом. Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно. | |
| Для чего нужны глаголы в речи? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – Какую отметку ты бы себе поставил? – За что? А теперь я попрошу вас дать себе самооценку по итогам работы на уроке. Д.з упр 175 стр 103. -Спасибо за урок! Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами. | |