СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».»

МКОУ «Красновосходская СОШ» Кизлярский район РД

Тема урока:

«Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Новое знание:

имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Проблема:

почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

Цели:

  • Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.

  • Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

Задачи:

  • Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.

  • Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.

  • Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

  • Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

Оборудование:

  • Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

  • Мультимедийный проектор.

  • Карточки с заданиями.

 Ход урока:

I. Организационный момент:

Создание эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!



- Сегодня у нас необычный урок.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

-Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

- Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает в путь. (Слайд № 2)

II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

Станция «Определительная»

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,

р..бята, ..рбуз, сам..лет, су..ота, поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)

- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.

Работаем на желтых карточках. (работа в группах)

- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:


Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Слайд №3)


– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
– Верно. Тема нашего урока:

Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи. (Слайд№4)

III. Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?

(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

2. Введение термина «имя прилагательное»

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

- Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)

- А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)

- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом. (осень какая? поздняя)

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)

- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

-Итак, мы записывали словосочетания?

- Что мы хотели показать? (имя прилагательные связано с именем существительными)

- Молодцы!



Физкультминутка.

- Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз.

- Следите глазами за полетом птицы. (Слайд №5)

4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

- Давайте продолжим наши исследования.

Станция «Почемучка» (Слайд №6)

Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

-Прочитайте слова в первом столбике. Что вы скажете про эти слова?

(это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)

- Прочитайте слова во втором столбике.

- Соедините верные словосочетания.

(Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)

Сладкий груша

сладкая яблоко

сладкое торт



сладкие ягоды

- Почему словосочетания разбились на две группы?

Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

- Как изменятся имена прилагательные? (по числам)



- Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

(от существительных)

- Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

(Торт – он мой - сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)



- Можно ли определить род во мн. числе? (нет)

- Что мы указали у прил.? (род)

- Как же изменяются имена прилагательные? (прил. изменяются по родам)

Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами  существительными.



- Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.

(Слайд №7)

Физкультминутка

- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

Игра называется «Отгадай предмет»

- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.

Например, красное…(платье)

Безоблачное…(небо)

Добрый…(человек)

Яркое…(солнце)

Душистая…(роза)

Надежный…(друг)

Дождливая…(погода)

Грибной …(суп)

Карие…(глаза)

- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.

Едем дальше. Станция «Загадочная» (Слайд №8)


- Отгадайте загадки.

Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм. (Слайд №9)


1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (гриб)

2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

3. Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)

4. Носик стальной, хвостик льняной.   (игла)


- По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные.

 

- Что добавите про имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.

6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.

Следующая станция «Мудрая». (Слайд №10)

- А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

  • - Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)

- Как можно узнать о наступлении весны?

- Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

Прошла  _______  зима. Наступила ______  весна. 

 _____  солнце пригревает землю. Приходит  _______ оттепель. 

 ________ сосульки свисают с крыши. И это уже  _________ март. (Слайд №11)

- Нравится ли вам этот текст?

(Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

- Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным? (Надо добавить имена прилагательные)


Возьмите зеленую карточку.

-Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

(Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).


Взаимопроверка.

Сверяют с записями на доске.

- У кого все верно, поднимите руку.

- Для чего нам необходимы имена прилагательные?

- Какую роль они играют в речи?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).

IV. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

У вас на столах лежат конверты.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

- Прочитайте ответы.


- Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…


V. Домашнее задание.

-Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.


VI. Рефлексия.

- Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!