СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие". К нему прилагается презентация в SMART NOTEBOOK.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс»

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.


Задачи:

1. Познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;

2. Составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;

4. Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.


Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.


Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.


I. Организационная ситуация.

Проверьте вашу готовность к уроку. Садитесь.

- Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).

- Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

- Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О правописание безударных окончаний имён существительных)

- Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

(Проверка - один ученик работает у доски)

- В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.

Карточка с заданием для индивидуальной работы.

Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
- Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного? Н.ф. – И.п., ед. ч.

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

- Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?

- Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

- Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов.

- Какое окончание нужно писать?

(Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).

- Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание




или

Вспомни окончание по опорному слову

- Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? (тема в учебнике)

Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.

- Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).


II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом. Учебник - стр.106.

Запись на слайде выглядит так:

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу


Определи склонение, падеж, окончание

-ий, -ие -ия


Р.п. и

Д.п. и

П.п. и и




Вспомни окончание по опорному слову

- Рассмотрите таблицу на стр. 105.

- Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения и окончания существительных на –ий, -ия, -ие.

- Определите, в каких падежах есть особенность написания окончаний слов на –ий, -ия, -ие и в чём заключается эта особенность? Сможете ли вы сформулировать правило?

У слов на –ия в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.

У слов на –ий, -ие в предложном падеже окончание –и.

- Откройте страницу 106. Прочитайте правило.

- Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.

В Якутии ведётся добыча алмазов.


2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в парах.

Карточка 1. Работа в парах

- Вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.

РТ с.29 упр.1

- Сколько слов вы нашли? (9 слов)

- Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.

- А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных.

- Почему важно узнавать такие слова среди других?


3. Самостоятельная работа.

- Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.

Карточка 2. (в тетради).

Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.

- Как вы будете рассуждать (проговаривание алгоритма рассуждения)?


Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.

Физминутка.

Я буду называть существительное. Если оно относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему– прыгаете на месте.

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.


Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в предложении существительное 2 скл.;

учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное 3 скл.;

учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное 1скл.;

-Вы готовы? Тогда приступаем:

Бежала по улице собака (3)

Ярко светило солнце(1)

Ночь была тихой(2)

Я рада, что вы не ошиблись!


III. Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Работа самостоятельно по образцу

- Прочитайте задание. Что вы можете сказать об именах существительных.

(на ие,ий, ия; не подчиняются общему правилу)

В форму какого падежа нужно записать слова?

Что узнали об окончаниях данных слов в П.п.?

2. Тренировочный материал (дополнительно).

- Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их.

мечтать экскурсия

читать Англия

готовиться путешествие

написать герой

IV. Итог урока.

- Как звучит тема урока?

- Какие цели мы поставили?

- Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?

V. Рефлексия. Лист достижений.

- Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.

  • На уроке я работал…


  • Своей работой на уроке я…


  • Урок показался для меня…


  • За урок я…


  • Материал урока мне был…



…активно/ пассивно


…доволен/ не доволен



…коротким/ длинным



…не устал/ устал


…понятен/ не понятен

…полезен/ бесполезен

...интересен/ скучен


VI. Домашнее задание. Учебник - с.106-П, упр.2