СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс "Морфологический разбор имени существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс "Морфологический разбор имени существительного"»

Русский язык 4 класс

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного» (первый урок в теме)

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний, из цикла «Как устроен наш язык»

Технология развития критического мышления (создание кластера)


Планируемые результаты:

Предметные: закрепить и систематизировать знания и понятия морфологических признаков имени существительного, совершенствовать умения определять у существительных постоянные и непостоянные морфологические признаки

Метапредметные:

Формирование умений

- выделять главное;

- устанавливать причинно - следственные связи и строить умозаключение;

- переходить от частностей к общему;

- сравнивать и анализировать;

- систематизировать учебный материал;

- творчески перерабатывать учебную информацию;

- эффективно работать в группе, находить общее решение;

- полноценного владения устной и письменной речью

Продукт деятельности: из кластера с названиями создать кластер с картинками и записями признаков имен существительных






Этап урока

Содержание этапа урока

Приемы используемой технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III этап

Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках имени существительного путем создания кластера в форме групповой работы для эффективного изучения темы: Морфологический разбор имени существительного


-Ребята, вспомните и назовите морфологические признаки имени существительного? (прикрепляю на доске серединку ромашки)



На доске собирается кластер в виде ромашки с надписями на каждом лепестке одного признака имени существительного.





Фронтальная устная работа


Учащиеся отвечают:

- Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.


-Приведите примеры имен существительных среднего рода?

-облако, небо (оно, моё)

-солнце, повидло (оно, моё)

-яблоко, веселье, пальто(оно, моё)


-Правильно, ребята!

Из данных слов выпишите существительный только женского рода:

Бег, мечта, пристань, море, трава, смелость, спутник, кенгуру, грусть, тополь, успех, зеркало?

Учащиеся выполняют письменное задание.


-Проверяем выполнение задания.

- Я выписала существительные женского рода: мечта (она, моя), пристань (она, моя)

- трава (она, моя)

- смелость (она, моя)

-грусть (она, моя)


-Почему вы не выписали слово кенгуру?

- кенгуру (он, мой) – это существительное мужского рода



-Молодцы, ребята! Первый лепесток прикрепим к серединке нашего цветка. Он обозначит первый признак существительных -род

Ученик на чистом лепестке делает запись: РОД и прикрепляет лепесток на доску к серединке цветка

Прикрепляется лепесток с записью: РОД



-Определите следующий признак имени существительного.

Объясните различие в написании слова, которое произносится одинаково в данных предложениях?

Над горным ущельем гордо парил орел.

Мои родители уехали на экскурсию в Орел.

Устная работа


- В 1 предложении слово орел обозначает название птицы, а во 2-ом –Орел –это название города. А названия городов пишутся с заглавной буквы.




-Какие существительные еще пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры. Запишите их в тетради.

- Названия сел, поселков, деревень, рек, морей, озер, улиц, стран. Например: село Маркова, море Лаптевых, река Сейма, деревня Старково

-озеро Светлое, улица космонавтов, страна Россия

(Учащиеся записывают примеры в тетрадь, подчеркивают заглавную букву в собственных существительных)

- Имена, отчества и фамилии людей. Например: Жукова Мария Петровна.

-клички животных (собака Полкан)



-Как называются все существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

Как называются все остальные существительные?

- Имена собственные



- Нарицательные



-Назовите признак существительных, который в этом задании вы определяли?

-Имена существительные бывают нарицательные или собственные.



-Совершенно верно, ребята! Это постоянный признак имен существительных

Ученица делает запись на лепестке и прикрепляет его на доску

Прикрепляется лепесток с записью на нем: Собственное или нарицательное


-Определите принцип распределения на группы имен существительных

береза

заяц

книга

девочка

здание

Юрий

календарь

шофер










- В 1 столбике все слова отвечают на вопрос что?

- Во втором столбике все слова отвечают на вопрос кто?



-Назовите еще один морфологический признак имени существительного?


- Существительные делятся на две группы: одушевленные и неодушевленные



-Какие существительные относятся к группе одушевленных? Какие к неодушевленным? Вспомните определение. Приведите свои примеры.

-Имена существительные, которые обозначают людей и животных – одушевленные. Они отвечают на вопрос кто? Например: кошка, дедушка, учитель. Все остальные существительные относятся к неодушевленным и отвечают на вопрос что? Например: лист, земля, школа, карандаш, мел.



-Это третий признак, который вы правильно определили.

Предлагаю прикрепить третий лепесток

Ученики делают надпись на чистом лепестке: ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ

Прикрепляется лепесток с записью на нем:

ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ


-Ребята, мы выделили три ПОСТОЯННЫХ признака имен существительных. Остался еще один постоянный признак – это СКЛОНЕНИЕ.











-Что такое склонение имен существительных?

Учащиеся вспоминают правило. Некоторые ребята пользуются памяткой, которая на каждом уроке лежит на парте (в виде фотоальбома со страничками – памятками)

- Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.




-Выделите окончания имен существительных, сравните их, сделайте вывод


1 скл

2 скл

3 скл

И.п.

мама

конь

окно

степь

Р.п.

мамы

коня,

окна

степи

Д.п.

маме

коню, окну

степи

В.п.

маму

коня, окно

степь

Т.п.

мамой

конем, окном

степью

П.п.

о маме

о коне, об окне

о степи


Трое учащихся выделяют окончания существительных (таблица дана на доске).

Каждый называет выделенные окончания по очереди.


Фронтальная работа


-Сделайте вывод?

- Окончания разные в каждой из трех групп.

- От изменения окончаний зависит, к какому склонению относится существительное



-Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Запишите по три своих примера слов каждого вида склонения

- К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а, -я. Например: дядя, дедушка, девочка, папа, стена, волна.



-Ко 2 склонению?

- ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, календарь, снегирь) и среднего рода с окончаниями – о, -е.

-Например: окно, солнце, волнение – среднего рода




-Какие существительные относятся к 3 склонению?

- Это существительные женского рода с нулевым окончанием

- Они пишутся с мягким знаком на конце

- рожь, печь, молодежь, тишь, прорубь



-Молодцы, ребята! Склонение – это четвертый ПОСТОЯННЫЙ признак имени существительного.

Ученики, которые работали у доски, делают запись и прикрепляют четвертый лепесток

Прикрепляется лепесток с записью на нем:

СКЛОНЕНИЕ


-А теперь переходим к НЕПОСТОЯННЫМ признакам.

Обращаю ваше внимание на таблицу. В ней представлены варианты склонения существительных. Склонение – это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей.













-Назовите их с вопросами

- Именительный падеж (кто? что?)

- Родительный падеж (кого? чего?)

-Дательный падеж (кому? чему?)

-Винительный падеж (кого? что?)

-Творительный падеж (кем? чем?)

-Предложный падеж (о ком? о чем?)



-Выполните задание.

Вставьте подходящие по смыслу окончания существительных и определите падеж.

Ранним (утро) по (земля) рассыпались изумрудные (капля) (роса).

Проснулись в (болото) зеленые лягушки.

Соловей запел красивую (песня).


Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, один ученик на доске.


Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.).

Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки.

Соловей запел красивую песню (В.п.).



-Задание проверяем. Объясните, почему вы поменяли окончания в словах из скобок?

-Правильно!

- Чтобы слова сочетались.

- Чтобы было понятно.








- Изменение существительных по падежам дает возможность понимать и уточнять смысл, например:

на столе, под столом, около стола, по столу, возле стола.




-Итак, мы рассмотрели еще один признак существительных – изменение по падежам. Его нужно также написать на новом лепестке и добавить в цветок.

Ученик делает запись на чистом лепестке – падеж и прикрепляет на доске

Прикрепляется лепесток с записью на нем:

ПАДЕЖ


-Следующий морфологический признак существительных определите путем наблюдения за изменением формы слов:

звезда – звезды

волна – волны

дерево - деревья

мальчик- мальчики

облако – облака

Подберите по аналогии и запишите два своих примера пар слов.










Например: врач- врачи;

тетрадь- тетради




- Верно! Чем отличаются слова в столбиках?

- В первом столбике слова обозначают один предмет, а во втором столбике – два или несколько предметов.



-Совершенно верно!

Это непостоянный признак существительных.




-Назовите этот признак?

- Существительные могут изменяться по числам.



-Это вы увидели на примере, который я вам привела в задании.

Но вы не должны забывать, что есть исключения. Некоторые существительные не имеют формы единственного числа. Например: каникулы, коньки, брюки, ножницы.




-Приведите примеры таких существительных? Запишем их.

-грабли

-ворота

-качели

-духи



-Есть существительные-исключения, которые не имеют формы множественного числа: солнце, небо, мед.




-Предлагаю вам привести свои примеры? Запишем такие слова.

- щавель, молоко

-железо

- молодость, злоба

-синева



-Молодцы, ребята! Давайте к нашему цветку добавим еще лепесток

Ученица дописывает на чистом лепестке слово число и прикрепляет его на доску

Прикрепляется лепесток с записью на нем: ЧИСЛО


Получился кластер цветка из названий постоянных и непостоянных признаков существительных



-Ребята, подумайте, какой еще признак у существительных можно определить, если существительное, как часть речи рассматривать в предложении?

- Можно определить каким членом предложения является это существительное.




- Давайте сейчас выясним это на примере задания, которое вы выполняли в тетрадях самостоятельно. Задание изменится.




-Определить каким членом предложения являются существительные, у которых вы определяли падеж?

Запись на доске и в тетрадях осталась:

Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.).

Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки.

Соловей запел красивую песню (В.п.).











- Я предлагаю сначала выделить главные члены предложения. Затем определять роль в предложении остальных существительных.

- Главные члены капли рассыпались. Существительное капли является подлежащим. Оно в форме именительного падежа.

- Капли (чего?) росы. Существительное росы отвечает на падежный вопрос, значит, оно является дополнением.

- Задаем вопрос от сказуемого:

рассыпались (когда?) утром.

Это вопрос обстоятельства, поэтому существительное утром подчеркнем как обстоятельство.



-Замечательно! Сделайте вывод.

-Имена существительные в предложении могут выполнять роль главного члена предложения – подлежащего.

- Они могут быть в предложении дополнением, обстоятельством.



-Ребята, я открою вам секрет. Имена существительные могут выполнять роль определения. Вы познакомитесь с этим материалом позже.

-Но пример я вам приведу сейчас. (на обратной стороне доски записано предложение)

Спишите это предложение.

В деревню наведались жители леса.

-Как вы понимаете наведались?

- Да, верно, появились, пришли нежданно.

Найдите подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Найдем второстепенный член, который поясняет подлежащее.

Ребята, попробуем поставить другой вопрос:

Жители (какие?) леса

Сравните поставленные вопросы и скажите, какой вопрос более логичный?

Это вопрос, на который отвечают определения. Поэтому имена существительные в предложении могут быть и определениями.


Предлагаю вам в виде домашнего задания (по желанию) поискать или придумать 2-3 предложения, где существительные выполняют роль определений.













- пришли в гости



- Грамматическая основа предложения: жители наведались



- Жители (чего?) леса






-Конечно, жители (какие?) леса.



- Отразить роль существительных в предложении предлагаю на листочке нашего цветка.


Прикрепляется листок с записью на нем: член предложения




- Целью нашего урока, как мы определили раньше, является установка последовательности морфологического разбора имени существительного. Но прежде я предлагаю вам выполнить интересную работу в группах по созданию памяток - картинок для каждого морфологического признака. Все признаки имен существительных вы сейчас повторили, поэтому вы вероятно легко справитесь с заданием, тем более в группе.










Учащиеся разделены на 7 групп

(это возможно так, как в классе 32 человека). Они готовятся к работе.





- На столах у вас лежат конверты с необходимыми материалами: листы бумаги для черновых работ, лист картона для памятки, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, краски, картинки с изображением предметов, клей.

Каждой группе ребят предстоит изготовить памятку-картинку одного признака существительных.





Учащиеся проверяют содержимое конвертов





- Как вы распределите работу для каждой группы?


Ответы детей.

- Я предлагаю разобрать цветок, перевернуть лепестки и выбрать, не заглядывая, лепесток - кому какой достанется.

- Это как бы по жребию?

- Не будет обидно.

- Да это будет справедливо!





Представитель из каждой группы выбирает перевернутый лепесток. Их 6, а групп 7.

Ребятам 7 группы достался листок от цветка



- Вы получили задание. Но как его выполнять? (Фиксирую на доске кратко план работы. Даю инструкцию к выполнению)

Сначала вам необходимо всем вместе восстановить формулировку определения морфологического признака существительного. Затем

нужно изобразить или кратко записать на черновике это определение.




- Попробовать подобрать картинки из предложенных или нарисовать их.

Если картинки не нужны, можно кратко записать часть определения. Проверить, верно ли вы зафиксировали на бумаге все, что содержится в определении.




-Сейчас вы начнете работать в группах. Всю работу нужно согласовать в своей группе и распределить. Кто-то рисует, кто-то пишет по трафарету, кто – вырезает и приклеивает.

Только потом перенести ваш план с черновика на картонный лист. Обратите внимание, что листы небольшие – это поможет вам сделать ответы краткими, лаконичными.




- Я предлагаю коллективно для образца создать картинку-памятку по серединке цветка. Тем более она одна осталась на доске.

Существительное - как часть речи.

- Вспомните определение. Что такое имя существительное?






Учащиеся отвечают:

- имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?





- Это определение вы должны кратко отразить на бумаге.



- В центре напишем:

ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


- Ниже запишем вопросы:

КТО? ЧТО?

- Существительные обозначают предмет. Можно под вопросами наклеить картинки.

- Например, кто? девочка

Что? Чайник, чашки

На доску прикрепляется лист картона. На нем создается памятка-картинка. (Картинки есть в конвертах учащихся)





- Получилась первая памятка, которая отражает определение имени существительного, как части речи.






- Ребята, теперь вы начинайте работать в группах.

Учащиеся распределяют задание и работают

Идет процесс создания карточек-памяток для кластера с картинками и записями.




Учитель оказывает необходимую помощь каждой группе учащихся в форме советов, рекомендаций по изготовлению памяток.





После окончания работы:

- Ребята, предлагаю вам подготовить представителя – ДЕПУТАТА вашей группы для защиты своей памятки.


Учащиеся выбирают ДЕПУТАТА





- Пожалуйста, кто готов?

Представитель группы готовится, затем выходит, вывешивает на доску изготовленную памятку, рассказывает определение морфологического признака и доказывает его отражение в ней.

На доске появляются части кластера с картинками и записями






На доске собраны 8 частей кластера (одна часть – создана коллективно, и 7 созданы детьми в группах)




-Ребята, нам предстоит определить порядок морфологического разбора.

После определения части речи и начальной формы слова, определяются у этого существительного ПОСТОЯННЫЕ признаки, а потом НЕПОСТОЯННЫЕ.

Выполнять морфологический разбор имен существительных в письменном виде вы будете учиться на последующих уроках. А сейчас давайте соберем наш кластер в нужном порядке, в зависимости от постоянных и непостоянных признаков.





Поставим слева от памятки «Существительное как часть речи» - постоянные признаки, а справа непостоянные.

Называйте сначала постоянные признаки?

Их мы будем ставить слева от первой памятки, а непостоянные признаки – внизу справа.



Морфологический разбор

имени существительного

- 1. Часть речи

-2. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:

-Одушевленное или неодушевленное

- Собственное или нарицательное

- Род

- Склонение

- 3. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:

- Число

- Падеж

-Член предложения


На доске – конечный продукт: кластер с картинками и записями


- Это порядок морфологического разбора имени существительного!




- Мы создали два кластера. Один – в виде цветка, он состоит из одних названий морфологических признаков существительных.

Другой кластер содержит картинки и записи. Он также отразил все морфологические признаки существительных.

Ребята, давайте сравним информацию в кластере- «цветок», и картинном кластере










Учащиеся сравнивают



















- Все ли признаки мы отразили в коллективном кластере с картинками?

- Да, мы показали все, что было в цветке.




- Какой кластер более удобен для выполнения морфологического разбора существительных?

- Конечно, кластер с картинками и записями.



-А почему?

- Он поможет вспомнить определение какого- либо признака, если мы его забудем.

- В кластере с картинками выстроен и сам порядок разбора.

-В нем разделены постоянные признаки (слева) и непостоянные (справа). И мы это запомним и уже не перепутаем.

- С ним легче работать.

- А мне удобно с кластером-«цветок» потому что я хорошо знаю все признаки.



Вы можете пользоваться любым кластером. Они добавятся в ваш альбом с памятками.

Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу!




Теоретическое обоснование выбора технологии


При изучении темы «Морфологический разбор имени существительного» учащимся необходимо не только уметь распознавать часть речи, но и анализировать и систематизировать признаки существительных. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций и способности к творческой переработке информации. А организация групповой работы для составления кластера увеличила результативность приема.

На уроке были составлены два вида кластеров. Первый составлялся быстро в ходе фронтальной работы и представляет собой пучок информации написанной на лепестках цветка. Второй кластер с картинками и записями – это конечный продукт деятельности. Он составлялся с целью закрепления и систематизации знаний учащихся о морфологических признаках имени существительного. Наиболее понятен этот кластер учащимся, так как в нем есть опора на наглядность в виде картинок, что свойственно учащимся младших классов. Этот кластер можно использовать на этапах актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в ходе изучения данной темы. Всегда будет возможность вспомнить не только морфологические признаки этой части речи, но и порядок анализа слова.

На данном уроке удалось: закрепить и систематизировать знания и понятия морфологических признаков имени существительного, совершенствовать умения определять у существительных постоянные и непостоянные морфологические признаки, выстроить порядок морфологического разбора.

Метапредметными результами стало формирование умений: выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи и строить умозаключение, сравнивать и анализировать, систематизировать учебный материал, пытаться творчески перерабатывать материал, работать в группе, находить общее решение.

Продуктом деятельности учащихся является кластер с картинками и записями признаков имен существительных. Он легко разбирается и может использоваться как целиком, так и частями на всех уроках изучаемой темы, и на других уроках по подготовке к контрольным работам и ВПР.