Этап урока | Содержание этапа урока | Приемы используемой технологии |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
III этап Обобщение и систематизация знаний Цель этапа: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках имени существительного путем создания кластера в форме групповой работы для эффективного изучения темы: Морфологический разбор имени существительного | -Ребята, вспомните и назовите морфологические признаки имени существительного? (прикрепляю на доске серединку ромашки) | | На доске собирается кластер в виде ромашки с надписями на каждом лепестке одного признака имени существительного. |
| Фронтальная устная работа Учащиеся отвечают: - Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. | |
-Приведите примеры имен существительных среднего рода? | -облако, небо (оно, моё) -солнце, повидло (оно, моё) -яблоко, веселье, пальто(оно, моё) | |
-Правильно, ребята! Из данных слов выпишите существительный только женского рода: Бег, мечта, пристань, море, трава, смелость, спутник, кенгуру, грусть, тополь, успех, зеркало? | Учащиеся выполняют письменное задание. | |
-Проверяем выполнение задания. | - Я выписала существительные женского рода: мечта (она, моя), пристань (она, моя) - трава (она, моя) - смелость (она, моя) -грусть (она, моя) | |
-Почему вы не выписали слово кенгуру? | - кенгуру (он, мой) – это существительное мужского рода | |
| -Молодцы, ребята! Первый лепесток прикрепим к серединке нашего цветка. Он обозначит первый признак существительных -род | Ученик на чистом лепестке делает запись: РОД и прикрепляет лепесток на доску к серединке цветка | Прикрепляется лепесток с записью: РОД |
| -Определите следующий признак имени существительного. Объясните различие в написании слова, которое произносится одинаково в данных предложениях? Над горным ущельем гордо парил орел. Мои родители уехали на экскурсию в Орел. | Устная работа - В 1 предложении слово орел обозначает название птицы, а во 2-ом –Орел –это название города. А названия городов пишутся с заглавной буквы. | |
| -Какие существительные еще пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры. Запишите их в тетради. | - Названия сел, поселков, деревень, рек, морей, озер, улиц, стран. Например: село Маркова, море Лаптевых, река Сейма, деревня Старково -озеро Светлое, улица космонавтов, страна Россия (Учащиеся записывают примеры в тетрадь, подчеркивают заглавную букву в собственных существительных) - Имена, отчества и фамилии людей. Например: Жукова Мария Петровна. -клички животных (собака Полкан) | |
| -Как называются все существительные, которые пишутся с заглавной буквы? Как называются все остальные существительные? | - Имена собственные - Нарицательные | |
| -Назовите признак существительных, который в этом задании вы определяли? | -Имена существительные бывают нарицательные или собственные. | |
| -Совершенно верно, ребята! Это постоянный признак имен существительных | Ученица делает запись на лепестке и прикрепляет его на доску | Прикрепляется лепесток с записью на нем: Собственное или нарицательное |
| -Определите принцип распределения на группы имен существительных береза | заяц | книга | девочка | здание | Юрий | календарь | шофер | | - В 1 столбике все слова отвечают на вопрос что? - Во втором столбике все слова отвечают на вопрос кто? | |
| -Назовите еще один морфологический признак имени существительного? | - Существительные делятся на две группы: одушевленные и неодушевленные | |
| -Какие существительные относятся к группе одушевленных? Какие к неодушевленным? Вспомните определение. Приведите свои примеры. | -Имена существительные, которые обозначают людей и животных – одушевленные. Они отвечают на вопрос кто? Например: кошка, дедушка, учитель. Все остальные существительные относятся к неодушевленным и отвечают на вопрос что? Например: лист, земля, школа, карандаш, мел. | |
| -Это третий признак, который вы правильно определили. Предлагаю прикрепить третий лепесток | Ученики делают надпись на чистом лепестке: ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ | Прикрепляется лепесток с записью на нем: ОДУШЕВЛЕННОЕ или НЕОДУШЕВЛЕННОЕ |
| -Ребята, мы выделили три ПОСТОЯННЫХ признака имен существительных. Остался еще один постоянный признак – это СКЛОНЕНИЕ. | | |
| -Что такое склонение имен существительных? | Учащиеся вспоминают правило. Некоторые ребята пользуются памяткой, которая на каждом уроке лежит на парте (в виде фотоальбома со страничками – памятками) - Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. | |
| -Выделите окончания имен существительных, сравните их, сделайте вывод | 1 скл | 2 скл | 3 скл | И.п. | мама | конь окно | степь | Р.п. | мамы | коня, окна | степи | Д.п. | маме | коню, окну | степи | В.п. | маму | коня, окно | степь | Т.п. | мамой | конем, окном | степью | П.п. | о маме | о коне, об окне | о степи | | Трое учащихся выделяют окончания существительных (таблица дана на доске). Каждый называет выделенные окончания по очереди. | Фронтальная работа |
| -Сделайте вывод? | - Окончания разные в каждой из трех групп. - От изменения окончаний зависит, к какому склонению относится существительное | |
| -Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Запишите по три своих примера слов каждого вида склонения | - К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а, -я. Например: дядя, дедушка, девочка, папа, стена, волна. | |
| -Ко 2 склонению? | - ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, календарь, снегирь) и среднего рода с окончаниями – о, -е. -Например: окно, солнце, волнение – среднего рода | |
| -Какие существительные относятся к 3 склонению? | - Это существительные женского рода с нулевым окончанием - Они пишутся с мягким знаком на конце - рожь, печь, молодежь, тишь, прорубь | |
| -Молодцы, ребята! Склонение – это четвертый ПОСТОЯННЫЙ признак имени существительного. | Ученики, которые работали у доски, делают запись и прикрепляют четвертый лепесток | Прикрепляется лепесток с записью на нем: СКЛОНЕНИЕ |
| -А теперь переходим к НЕПОСТОЯННЫМ признакам. Обращаю ваше внимание на таблицу. В ней представлены варианты склонения существительных. Склонение – это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей. | | |
| -Назовите их с вопросами | - Именительный падеж (кто? что?) - Родительный падеж (кого? чего?) -Дательный падеж (кому? чему?) -Винительный падеж (кого? что?) -Творительный падеж (кем? чем?) -Предложный падеж (о ком? о чем?) | |
| -Выполните задание. Вставьте подходящие по смыслу окончания существительных и определите падеж. Ранним (утро) по (земля) рассыпались изумрудные (капля) (роса). Проснулись в (болото) зеленые лягушки. Соловей запел красивую (песня). | Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, один ученик на доске. Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.). Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки. Соловей запел красивую песню (В.п.). | |
| -Задание проверяем. Объясните, почему вы поменяли окончания в словах из скобок? -Правильно! | - Чтобы слова сочетались. - Чтобы было понятно. | |
| - Изменение существительных по падежам дает возможность понимать и уточнять смысл, например: на столе, под столом, около стола, по столу, возле стола. | | |
| -Итак, мы рассмотрели еще один признак существительных – изменение по падежам. Его нужно также написать на новом лепестке и добавить в цветок. | Ученик делает запись на чистом лепестке – падеж и прикрепляет на доске | Прикрепляется лепесток с записью на нем: ПАДЕЖ |
| -Следующий морфологический признак существительных определите путем наблюдения за изменением формы слов: звезда – звезды волна – волны дерево - деревья мальчик- мальчики облако – облака Подберите по аналогии и запишите два своих примера пар слов. | Например: врач- врачи; тетрадь- тетради | |
| - Верно! Чем отличаются слова в столбиках? | - В первом столбике слова обозначают один предмет, а во втором столбике – два или несколько предметов. | |
| -Совершенно верно! Это непостоянный признак существительных. | | |
| -Назовите этот признак? | - Существительные могут изменяться по числам. | |
| -Это вы увидели на примере, который я вам привела в задании. Но вы не должны забывать, что есть исключения. Некоторые существительные не имеют формы единственного числа. Например: каникулы, коньки, брюки, ножницы. | | |
| -Приведите примеры таких существительных? Запишем их. | -грабли -ворота -качели -духи | |
| -Есть существительные-исключения, которые не имеют формы множественного числа: солнце, небо, мед. | | |
| -Предлагаю вам привести свои примеры? Запишем такие слова. | - щавель, молоко -железо - молодость, злоба -синева | |
| -Молодцы, ребята! Давайте к нашему цветку добавим еще лепесток | Ученица дописывает на чистом лепестке слово число и прикрепляет его на доску | Прикрепляется лепесток с записью на нем: ЧИСЛО Получился кластер цветка из названий постоянных и непостоянных признаков существительных |
| -Ребята, подумайте, какой еще признак у существительных можно определить, если существительное, как часть речи рассматривать в предложении? | - Можно определить каким членом предложения является это существительное. | |
| - Давайте сейчас выясним это на примере задания, которое вы выполняли в тетрадях самостоятельно. Задание изменится. | | |
| -Определить каким членом предложения являются существительные, у которых вы определяли падеж? Запись на доске и в тетрадях осталась: Ранним утром (Т.п.) по земле (Д.п.) рассыпались изумрудные капли (И.п.) росы (Р.п.). Проснулись в болоте (П.п.) зеленые лягушки. Соловей запел красивую песню (В.п.). | | |
| - Я предлагаю сначала выделить главные члены предложения. Затем определять роль в предложении остальных существительных. | - Главные члены капли рассыпались. Существительное капли является подлежащим. Оно в форме именительного падежа. - Капли (чего?) росы. Существительное росы отвечает на падежный вопрос, значит, оно является дополнением. - Задаем вопрос от сказуемого: рассыпались (когда?) утром. Это вопрос обстоятельства, поэтому существительное утром подчеркнем как обстоятельство. | |
| -Замечательно! Сделайте вывод. | -Имена существительные в предложении могут выполнять роль главного члена предложения – подлежащего. - Они могут быть в предложении дополнением, обстоятельством. | |
| -Ребята, я открою вам секрет. Имена существительные могут выполнять роль определения. Вы познакомитесь с этим материалом позже. -Но пример я вам приведу сейчас. (на обратной стороне доски записано предложение) Спишите это предложение. В деревню наведались жители леса. -Как вы понимаете наведались? - Да, верно, появились, пришли нежданно. Найдите подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Найдем второстепенный член, который поясняет подлежащее. Ребята, попробуем поставить другой вопрос: Жители (какие?) леса Сравните поставленные вопросы и скажите, какой вопрос более логичный? Это вопрос, на который отвечают определения. Поэтому имена существительные в предложении могут быть и определениями. Предлагаю вам в виде домашнего задания (по желанию) поискать или придумать 2-3 предложения, где существительные выполняют роль определений. | - пришли в гости - Грамматическая основа предложения: жители наведались - Жители (чего?) леса -Конечно, жители (какие?) леса. | |
| - Отразить роль существительных в предложении предлагаю на листочке нашего цветка. | | Прикрепляется листок с записью на нем: член предложения |
| - Целью нашего урока, как мы определили раньше, является установка последовательности морфологического разбора имени существительного. Но прежде я предлагаю вам выполнить интересную работу в группах по созданию памяток - картинок для каждого морфологического признака. Все признаки имен существительных вы сейчас повторили, поэтому вы вероятно легко справитесь с заданием, тем более в группе. | Учащиеся разделены на 7 групп (это возможно так, как в классе 32 человека). Они готовятся к работе. | |
| - На столах у вас лежат конверты с необходимыми материалами: листы бумаги для черновых работ, лист картона для памятки, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, краски, картинки с изображением предметов, клей. Каждой группе ребят предстоит изготовить памятку-картинку одного признака существительных. | Учащиеся проверяют содержимое конвертов | |
| - Как вы распределите работу для каждой группы? | Ответы детей. - Я предлагаю разобрать цветок, перевернуть лепестки и выбрать, не заглядывая, лепесток - кому какой достанется. - Это как бы по жребию? - Не будет обидно. - Да это будет справедливо! | |
| | | Представитель из каждой группы выбирает перевернутый лепесток. Их 6, а групп 7. Ребятам 7 группы достался листок от цветка |
| - Вы получили задание. Но как его выполнять? (Фиксирую на доске кратко план работы. Даю инструкцию к выполнению) Сначала вам необходимо всем вместе восстановить формулировку определения морфологического признака существительного. Затем нужно изобразить или кратко записать на черновике это определение. | | |
| - Попробовать подобрать картинки из предложенных или нарисовать их. Если картинки не нужны, можно кратко записать часть определения. Проверить, верно ли вы зафиксировали на бумаге все, что содержится в определении. | | |
| -Сейчас вы начнете работать в группах. Всю работу нужно согласовать в своей группе и распределить. Кто-то рисует, кто-то пишет по трафарету, кто – вырезает и приклеивает. Только потом перенести ваш план с черновика на картонный лист. Обратите внимание, что листы небольшие – это поможет вам сделать ответы краткими, лаконичными. | | |
| - Я предлагаю коллективно для образца создать картинку-памятку по серединке цветка. Тем более она одна осталась на доске. Существительное - как часть речи. - Вспомните определение. Что такое имя существительное? | Учащиеся отвечают: - имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? | |
| - Это определение вы должны кратко отразить на бумаге. | - В центре напишем: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Ниже запишем вопросы: КТО? ЧТО? - Существительные обозначают предмет. Можно под вопросами наклеить картинки. - Например, кто? девочка Что? Чайник, чашки | На доску прикрепляется лист картона. На нем создается памятка-картинка. (Картинки есть в конвертах учащихся) |
| - Получилась первая памятка, которая отражает определение имени существительного, как части речи. | | |
| - Ребята, теперь вы начинайте работать в группах. | Учащиеся распределяют задание и работают | Идет процесс создания карточек-памяток для кластера с картинками и записями. |
| Учитель оказывает необходимую помощь каждой группе учащихся в форме советов, рекомендаций по изготовлению памяток. | | |
| После окончания работы: - Ребята, предлагаю вам подготовить представителя – ДЕПУТАТА вашей группы для защиты своей памятки. | Учащиеся выбирают ДЕПУТАТА | |
| - Пожалуйста, кто готов? | Представитель группы готовится, затем выходит, вывешивает на доску изготовленную памятку, рассказывает определение морфологического признака и доказывает его отражение в ней. | На доске появляются части кластера с картинками и записями |
| | | На доске собраны 8 частей кластера (одна часть – создана коллективно, и 7 созданы детьми в группах) |
| -Ребята, нам предстоит определить порядок морфологического разбора. После определения части речи и начальной формы слова, определяются у этого существительного ПОСТОЯННЫЕ признаки, а потом НЕПОСТОЯННЫЕ. Выполнять морфологический разбор имен существительных в письменном виде вы будете учиться на последующих уроках. А сейчас давайте соберем наш кластер в нужном порядке, в зависимости от постоянных и непостоянных признаков. | | |
| Поставим слева от памятки «Существительное как часть речи» - постоянные признаки, а справа непостоянные. Называйте сначала постоянные признаки? Их мы будем ставить слева от первой памятки, а непостоянные признаки – внизу справа. | Морфологический разбор имени существительного - 1. Часть речи -2. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ: -Одушевленное или неодушевленное - Собственное или нарицательное - Род - Склонение - 3. НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ: - Число - Падеж -Член предложения | На доске – конечный продукт: кластер с картинками и записями |
| - Это порядок морфологического разбора имени существительного! | | |
| - Мы создали два кластера. Один – в виде цветка, он состоит из одних названий морфологических признаков существительных. Другой кластер содержит картинки и записи. Он также отразил все морфологические признаки существительных. Ребята, давайте сравним информацию в кластере- «цветок», и картинном кластере | Учащиеся сравнивают | |
| - Все ли признаки мы отразили в коллективном кластере с картинками? | - Да, мы показали все, что было в цветке. | |
| - Какой кластер более удобен для выполнения морфологического разбора существительных? | - Конечно, кластер с картинками и записями. | |
| -А почему? | - Он поможет вспомнить определение какого- либо признака, если мы его забудем. - В кластере с картинками выстроен и сам порядок разбора. -В нем разделены постоянные признаки (слева) и непостоянные (справа). И мы это запомним и уже не перепутаем. - С ним легче работать. - А мне удобно с кластером-«цветок» потому что я хорошо знаю все признаки. | |
| Вы можете пользоваться любым кластером. Они добавятся в ваш альбом с памятками. Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу! | | |
При изучении темы «Морфологический разбор имени существительного» учащимся необходимо не только уметь распознавать часть речи, но и анализировать и систематизировать признаки существительных. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций и способности к творческой переработке информации. А организация групповой работы для составления кластера увеличила результативность приема.
На уроке были составлены два вида кластеров. Первый составлялся быстро в ходе фронтальной работы и представляет собой пучок информации написанной на лепестках цветка. Второй кластер с картинками и записями – это конечный продукт деятельности. Он составлялся с целью закрепления и систематизации знаний учащихся о морфологических признаках имени существительного. Наиболее понятен этот кластер учащимся, так как в нем есть опора на наглядность в виде картинок, что свойственно учащимся младших классов. Этот кластер можно использовать на этапах актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в ходе изучения данной темы. Всегда будет возможность вспомнить не только морфологические признаки этой части речи, но и порядок анализа слова.