ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем классе гости, а добрый гость в доме – всегда к радости. Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. И если мы выполним все задания, то на нашем школьном небосводе засияет радуга.
Начинаем урок с вопроса к самому себе.
-Чему бы вы хотели научиться? Что освоить? Работать мы будем в технологических картах.
2. Сообщение темы и цели урока.
-А чем мы будем заниматься сегодня , вы узнаете, если расшифруете тему урока. У вас есть строка из букв , над строкой вы видите 4 буквы, которые вам предстоит вычеркнуть из строки. Кто выполнит задание внимательно , тот прочтет тему урока.
а ю б г
Саклобнегние юиамебн саущебстгвиютеюльаных
- Какая тема урока?
- Цель вашей работы на уроке – выработать умение в распознавании склонения имен существительных.
- Сколько типов склонения у существительных?
- По каким признакам можно определить склонение? (род и окончание)
- Начнем работу . Как сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Мы должны не просто учиться, а учиться добру».
- А что такое доброта?
( Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
- А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» как определяется «отзывчивость, стремление делать добро другим».
3. Минутка чистописания.
-Сегодня мы во время минутки чистописания отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее) .Запишите слова, вставьте пропущенные буквы и определите склонение:
Д . бро , д . бр . та, д . бряк.
Объясните орфограммы (безударная гласная)
- Какое однокоренное прилагательное можно образовать?
- Давайте составим предложение с этим словом и запишем его.
4. Работа над предложением. Выполнить синтаксический разбор предложения и найти существительные 1 и 2 склонения.
Добрый человек любит природу, заботится о близких людях и всегда улыбается. ( простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)
- Выполним синтаксический разбор предложения.
5. Поиграем в игру «Магнит».
Как известно магнит имеет свойство притягивать металлические предметы. А наш магнит будет притягивать слова
1 вариант – выписывает слова, которые обозначают положительные качества человека,
2 вариант - выписывает слова, которые обозначают отрицательные качества человека. Слова распределить по склонениям в 3 столбика. ( забота, отвага, гордыня, дружба, внимание, уважение, раздражение, гнев, честность, скромность, злость, месть.
1 вариант 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Забота внимание честность
Отвага уважение скромность
2 вариант 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Гордыня раздражение злость
Вражда гнев месть
Если у человека будут положительные качества, то общение с ним будет радостным.
6. Разбор слова по составу.
Разберем слово радостный по составу.
7. Работа с пословицей и морфологический разбор существительного.
- Какие пословицы о добре вы знаете?
Как вы понимаете значение пословицы « Жизнь дана на добрые дела»
Работа в парах: Сделаем разбор слова жизнь как часть речи. Но сначала ответим на вопросы.
□ Что такое имя существительное?
□ Назовите постоянные признаки имени существительного.
□ Назовите непостоянные признаки имени существительного
□ Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.
□ Для чего нужно уметь склонять имена существительные, определять падеж?
Выполняем разбор слова жизнь как часть речи.
Жизнь – сущ. Начальная форма – жизнь
Постоянные признаки – неодуш., нариц., жен. род, 3 скл.
Непостоянные признаки – ед. число, Им. падеж
В предложении – подлежащее
Выберите верное утверждение:
Существительное всегда является подлежащим.
В именительном падеже существительное всегда является подлежащим.
Сколько в этом слове букв и звуков? 5 букв и 4 звука.
-Наша жизнь дана на добрые дела и поступки. Я предлагаю сейчас посмотреть видеоролик о добрых делах.
( просмотр видеоролика)
Итог урока: О чем же этот ролик? ( Добрым нужно быть по отношению к людям, к животным, растениям, надо любить близких и природу.)
- Сколько типов склонения у существительных?
- По каким признакам можно определить склонение?