СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 7 класс . "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС. Урок усвоения новых знаний. Присутствует работа с учебником, работа в парах, индивидуально и фронтально. Домашнее задание по уровням. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 7 класс . "Причастие как часть речи"»

Технологическая карта урока русского языка 7 класс на тему

"Причастие как часть речи"


Предмет:

Русский

Класс:

7

Учитель:

Хе Н.В.

Базовый учебник:

Русский язык 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.Р89 В 2 ч. Ч.1 /( М.Т. Баранов и др.) – 2-е изд. – М.: Просвящение,2020. - 176с.

Тема урока:


Причастие как часть речи.


Тип урока:



Урок открытия, усвоения новых знаний и умений.

Цель урока:

Деятельностная цель: развитие у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению новых знаний на основе ранее полученных. Развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).

Образовательная цель: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися понятия «причастие», признаков причастия, которые есть также у прилагательного и глагола.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные:


  • Осознание учащимися ценности полученных знаний.

  • Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

  • Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

  • Формирование этических норм поведения, воспитание бережного отношения к людям, уважение к труду.

Метапредметные:


  • Умение принимать и сохранять цель урока.

  • Умение находить способы решения поставленной цели

  • Развитие словесно-логическое мышления, умения обобщать, развитие операции синтеза, анализа, сравнения.

  • Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

  • Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:


  • Усвоение понятия «причастие», его морфологических признаков, синтаксической роли причастий.

  • Формирование умения различать причастия и прилагательные; причастия и глаголы; находить причастие в тексте.

  • Умение определять морфологические признаки у причастий, синтаксическую роль.



Основные понятия, изучаемые на уроке:

Причастие, глагол, прилагательное.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое учебное оборудование:

медиа-проектор;

экран;

авторская презентация к уроку в электронном виде;

раздаточный материал;

Записи на доске.

Карточки с заданиями.

Педагогические технологии:

информационно- коммуникативная, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая

Структура урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

2. Актуализация знаний. (5 мин)

3. Постановка темы, цели и задач урока. (5 мин)

4. Первичное усвоение новых знаний. (10 мин)

5. Физкультминутка. (2 мин)

6. Первичная проверка понимания. (6 мин)

7. Первичное закрепление. (7 мин)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(1 мин)

9. Рефлексия (подведение итогов занятия). (2 мин)









Ход урока.


  1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок.

Хочу познакомить Вас с правами и обязанностями на уроке.

Права и обязанности:

- можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку;

- когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают;

- сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы;

- стараться прийти к общему мнению, если в группе имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование;

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Причастие как часть речи».


2. Актуализация знаний

Нам необходимо проверить задание, выполненное учеником.

На экране:

Не красна изба углами, а красна пирогами. Красна – глагол, в единственном числе, в женском роде ,настоящем времени, 3 лице, в предложении является сказуемым.

Справился ребенок с заданием? (Нет).

Что определил верно, а где допустил ошибку? (Это не глагол, а прилагательное в краткой форме. У прилагательного нет лица. А в морфологических признаках есть еще падеж. Но в краткой форме, верно, прилагательное в предложении является сказуемым).

Давайте вспомним, что такое прилагательное, а что такое глагол? На какие вопросы они отвечают? (Дают определения).

Назовите морфологические признаки прилагательного и глагола (делаются записи на доске).

  1. Постановка темы, цели и задач урока.

На доске записаны три предложения.

На деревьях зеленеют листочки. Мы видели зеленеющий вдали лес. В магазине купили красные, желтые и зеленые шары.

Выпишите однокоренные слова вместе с тем словом, с которым они согласуются. (Зеленеют листочки, зеленеющий лес, зеленые шары).

Давайте укажем их лексическое  и грамматическое значение, определим вопросы, на которые они отвечают.

Сравнение

Лексическое значение – значение цвета

Грамматическое значение

Зеленеют – действие предмета (что делают?)

Зеленый – признак предмета (какой?)

Зеленеющий – признак предмета (какой?)

Зеленый и Зеленеющий и похожи друг на друга, но зеленый – это признак постоянный, его цвет не изменится.

Зеленеющий – признак непостоянный, находится в процессе действия, т.е. признак по действию.

Зеленеющий - тот, который зеленеет.

  • Будет ли слово зеленеющий прилагательным? (Нет.)

Сегодня мы приступаем к изучению новой части речи, которая называется ПРИЧАСТИЕМ. Запишите тему урока:

Причастие как часть речи.

Учитель сообщает цели урока и планируемого результата (цели можно записать на доске)

Знать:        что такое причастие, его значение и грамматические признаки.

Уметь:        находить причастие в тексте.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Значение причастия мы уже определили. Давайте его восстановим (вставьте пропущенные слова).

Причастие – это ... (самостоятельная часть речи), которая обозначает … (признак предмета по действию) и отвечает на вопросы … (какой? какая? какое?). Записать в тетради.

Причастие имеет свойства как глагола, так и прилагательного.

Какой вопрос можно подставить к слову зеленеющий? (что делающий?)

Давайте слово желтеющий поставим в прошедшее время. На какой вопрос тогда оно будет отвечать? (желтевший – что делавший?)

Определите вид (несовершенный). Добавьте приставку, чтобы слово стало совершенного вида. Какой вопрос поставим тогда? (Пожелтевший – что сделавший?). Дописывают в тетрадях.

Сейчас составим таблицу.

Причастие

Свойства глагола

Свойства прилагательного

Вопросы что делавший? Сделавший? Что делающий?

Вопросы какой? какая? какое?

1. Вид (совершенный и несовершенный)

1. Значение (признак)

2. Время (настоящее и прошедшее)

2. Изменяемость по родам, числам и    падежам

3. Возвратность (добавляет сам учитель)

3. Роль в предложении (определение)

Схему записать в тетради.


Откройте параграф 12. Посмотрим, верно ли все, что мы сейчас сказали о причастии.

  1. Физкультминутка

А сейчас я предлагаю сделать перерыв в работе нашей пресс- конференции.


Положите руки на стол перед собой.

Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз.

Почувствуйте, как мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи.

Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох.

Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом.

Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь.

Подарите три таких особенных освежающих вдоха.

Интенсивно разотрите кисти рук, а затем встряхните их, чтобы разогреть пальцы. И приступаем к работе


  1. Первичная проверка понимания.

1 задание. Записать прилагательные с существительными, а рядом однокоренные причастия. (работа в парах. На листочках)

Образец: темный лес – темнеющий лес.

Белый снег (белеющий, белевший)

Желтая лилия (желтеющая, желтевший)

Колючий еж (колющий, коловший)

Шумный поток (шумящий, шумевший)

2 задание. Заменить   причастие   сочетаниями глаголов с местоимением который.

Образец: читающая девочка – которая читает.

Бьющий родник, решаемая задача, ответивший ученик, заданное упражнение.

7. Первичное закрепление.

1. Объяснительный диктант.

(Записать предложение, подчеркнуть причастие, поставить вопрос, определить вид, время, род и число).

Вылетевшее слово и на коне не догонишь. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. Обдуманное слово дороже золота. Катящийся камень травой не обрастает.

Задание выполняется одновременно в тетради и одним учеником у доски. Затем взаимопроверка.

  1. Работа с учебником. Упражнение 77 стр. 41. Списать, подчеркнуть причастия как члены предложения.

  2. Работа с учебником. Упражнение 79 стр. 41-42. Работа по вариантам. 1 вариант выписывает прилагательные, а 2 вариант – причастия. Затем зачитывают.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Параграф 12 (выучить теорию). Ваше домашнее задание нескольких уровней. Каждый выбирает уровень себе по силам. Задания на слайде, а также как раздаточный материал.

Начальный уровень

Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, род и число.

Средний уровень

Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, род и число. От прилагательных образовать однокоренные причастия, а от причастий – прилагательные.

Достаточный уровень

Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, и все морфологические признаки. От прилагательных образовать однокоренные причастия, а от причастий – прилагательные.

Высокий уровень

Летающий, сломанная, сизый, греющий, холодные, идущие, синий. Задание: поставить вопросы, определить часть речи, и все морфологические признаки. От прилагательных образовать однокоренные причастия и глаголы, а от причастий – прилагательные.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте еще раз проговорим, что сегодня узнали на уроке.

  1. Что называется причастием?

  2. Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?

  3. Чем является в предложении?

-Какую цель ставили ?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?
















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.В.Синицына»








Разработка урока

«Причастие как часть речи»










Провела: Хе Н.В.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории




Сентябрь 2022г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!