Тема : Назывные предложения
Цели : научить находить назывные предложения , определять роль назывных предложений в художественной литературе ; дать понятие назывного предложения , формирование умения выразительно читать назывные предложения , развивать речь , память ; воспитывать на творениях русских поэтов и писателей умение видеть красоту окружающего мира , природу .
Оборудование: презентация, выставка книг А . А. Фета , портрет поэта ,музыка С. Рахманинова , картины природы , плакаты с девизом урока , таблицы с заданиями
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока
Девиз: «Не бойся ошибок , когда работаешь , опасайся нерешительности из – за боязни ошибиться»
Организационный момент
I.Лингвистическая разминка « По морям, по волнам»
1Какими частями речи являются слова :
Два
Двойка
Двое
Двойной
Удвоить
Вдвоем
Двоякий
Дважды
2 Поставьте существительные в Р. п. мн ч ( носки, помидоры , чулки , дело , сапоги )
3 Образуйте сравнительную степень имени прилагательных ( хлесткий, гибкий , резкий, сухой , яркий , тяжелый )
4 поставьте ударение в словах ( каталог , красивее, столяр , диспансер)
5 Орфографическая работа ( у доски) : посея..ый, пуга..ый, вытка..ый, непроше..ый, кипяче..ый , избалова..ый , неслыха..ый , обнаже..ый , засыпа..ый .
II .Лексико – орфографическая работа
ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого – нибудь вопроса на собрании , в печати , в беседе
а) подберите синонимы
в) включаем органы речи и работаем со словом по памятке ( памятка на доске)
III Опрос . Повторение пройденного
С какими предложениями мы сейчас работаем ?
Почему они так называются ?
Какие виды односоставных предложений мы знаем ?
( на доске тесты – предложения – назвать вид и аргументировать ответ )
IV « Не бойся ошибок , когда работаешь , опасайся нерешительности из – за боязни ошибиться» - наш девиз .
Взгляните внимательно
- Какое это предложение?
-Обоснуйте ответ ? Вспомните правило?
Объяснение нового материала
Какова цель урока ? Сформулируйте сами ,
Главное , научиться узнавать в лицо назывные предложения .
Попробуем .
Учитель : Сейчас я прочитаю самое необычное стихотворение в русской лирике , появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателя . Одни удивлялись , другие восхищались , третьи критиковали . В чем же секрет ?
Прослушайте ! ( чтение наизусть стихотворение А , А. Фета « Шепот , робкое дыханье ..» под музыку )
- Что вы услышали ?
_ В чем необычность , особенность ?
Л. Н. Толстой восторженно отмечал : « В нет нет ни одного глагола . Каждое выражение – картина»
- Какую картину вы увидели ?
( А. Фета называют певцом красоты . Красота дивила поэта , она молодила его сердце , поднимала на крыльях вдохновения . Красота вездесуща во всем : в колебании воздуха , в каждой травинке , в звуках голоса , в звоне ручья , даже сонного .
Знаменитое безглагольное стихотворение совершилось по форме и по содержанию . Постепенно из звуков , дыхания ночи , отблеск ручья возникает « милое лицо в его волшебных явлениях.
Дать объяснение слов :
Янтарь
Пурпур
Лобзания ( уст.) – целовать
- Придумайте заглавие к этому тексту , которым бы выразилось общее содержание
Итак, нет глаголов , а все насыщено действием – только предметы , только явления
- Что же это?
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
( повторить подлежащее)
- Самостоятельное чтение теоретического материала ( работа по памятке)
А в качестве примера записать стихотворение по памяти
Закрепление ( запись под диктовку предложений из поэтического сборника А. А. Фета )
1 Тихая , звездная ночь
2Сноведенье. Пробужденье . Тает мгла
( не забыть подчеркивать грамматическую. основу )
Обращается внимание на то что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством. Когда надо лаконично немногословно обрисовать картину . создать впечатление стремительного действия
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными .
Вечер . Тихий зимний вечер
Второе предложение распространенно согласованными определениями . Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены , относящиеся к группе подлежащего , то есть все виды определений .
Все познается в сравнении . Перед вами три текста : найдите грамматическую основу
( таблицы 8,7,6)
В предложении ( таблица № 8 ) есть второстепенные члены с обстоятельственным значением- ( где?) Делаем вывод : это не назывные предложения , а неполное двусоставное .
- Как вы думаете, из этих трех поэтических зарисовок Фета , какая подходит у этой картине ? ( правильно , именно то предложение , которое не является назывным предложением )
Творческая минутка : составьте свою поэтическую зарисовку .
V I.Ждет вас искусствоведческое эссе
« Мороз и солнце!»
добавьте
Красавица береза .
Жемчужное ожерелье. Кружево
Игра теней . Хрустящий воздух.
Теперь попробуем более прозаический текст
-Что видите на картине ?
-Назовите предметы , явления .
Запишите!
VIIТекст В. Астафьева « Затесы» ( на слайде)
Мелодия
Пестрый лист . Красный шиповник . Искры обклеванной калины в серых кустах . Желтая хвойная опадь с лиственниц . Черная , обнаженная в полях земля под горою . Зачем так скоро.
-Читаем . Объясняем орфограммы , подчеркиваем грамматическую основу .
Выводы: Все предложения односоставные. Из шести пять назывных , одно безличное
-Какова их роль? ( назывные предложения утверждают наличие , существование предметов , состояний в настоящее время . В. Астафьев отдает предпочтение назывным предложениям . Они позволяют ему лаконично изобразить картины природы .
VIII/ Творческая работа . Сочинение – миниатюра
Вспомним , что называют термин « именительный темы»
Напишите небольшое сочинение на любую волнующую вас тему , учитывая вначале вашего текста именительный темы
Рефлексия
-Что мы узнали на уроке ?
- Составьте синквейн
Домашнее задание . Выучить правило , упр. 213
Приложение
Чудная картина ,
Как ты мне родна :
Белая равнина
Полная луна ,
Свет небес высоких,
М блестящий снег ,
И саней далеких
Одинокий бег ( А Фет)
Бриллианты в лунном свете,
Бриллианты в небесах ,
Бриллианты на деревьях ,
Бриллианты на снегах.
Скрип шагов вдоль улиц белых , Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали