СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 8 класс "Назывные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 8 класс "Назывные предложения"»

Тема : Назывные предложения

Цели : научить находить назывные предложения , определять роль назывных предложений в художественной литературе ; дать понятие назывного предложения , формирование умения выразительно читать назывные предложения , развивать речь , память ; воспитывать на творениях русских поэтов и писателей умение видеть красоту окружающего мира , природу .

Оборудование: презентация, выставка книг А . А. Фета , портрет поэта ,музыка С. Рахманинова , картины природы , плакаты с девизом урока , таблицы с заданиями

Тип урока: объяснение нового материала

Ход урока

Девиз: «Не бойся ошибок , когда работаешь , опасайся нерешительности из – за боязни ошибиться»

Организационный момент

I.Лингвистическая разминка « По морям, по волнам»

1Какими частями речи являются слова :

Два

Двойка

Двое

Двойной

Удвоить

Вдвоем

Двоякий

Дважды

2 Поставьте существительные в Р. п. мн ч ( носки, помидоры , чулки , дело , сапоги )

3 Образуйте сравнительную степень имени прилагательных ( хлесткий, гибкий , резкий, сухой , яркий , тяжелый )

4 поставьте ударение в словах ( каталог , красивее, столяр , диспансер)

5 Орфографическая работа ( у доски) : посея..ый, пуга..ый, вытка..ый, непроше..ый, кипяче..ый , избалова..ый , неслыха..ый , обнаже..ый , засыпа..ый .

II .Лексико – орфографическая работа

ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого – нибудь вопроса на собрании , в печати , в беседе

а) подберите синонимы

в) включаем органы речи и работаем со словом по памятке ( памятка на доске)

III Опрос . Повторение пройденного

  1. С какими предложениями мы сейчас работаем ?

  2. Почему они так называются ?

  3. Какие виды односоставных предложений мы знаем ?

( на доске тесты – предложения – назвать вид и аргументировать ответ )



IV « Не бойся ошибок , когда работаешь , опасайся нерешительности из – за боязни ошибиться» - наш девиз .

Взгляните внимательно

- Какое это предложение?

-Обоснуйте ответ ? Вспомните правило?

Объяснение нового материала

Какова цель урока ? Сформулируйте сами ,

Главное , научиться узнавать в лицо назывные предложения .

Попробуем .

Учитель : Сейчас я прочитаю самое необычное стихотворение в русской лирике , появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателя . Одни удивлялись , другие восхищались , третьи критиковали . В чем же секрет ?

Прослушайте ! ( чтение наизусть стихотворение А , А. Фета « Шепот , робкое дыханье ..» под музыку )

- Что вы услышали ?

_ В чем необычность , особенность ?

Л. Н. Толстой восторженно отмечал : « В нет нет ни одного глагола . Каждое выражение – картина»

- Какую картину вы увидели ?

( А. Фета называют певцом красоты . Красота дивила поэта , она молодила его сердце , поднимала на крыльях вдохновения . Красота вездесуща во всем : в колебании воздуха , в каждой травинке , в звуках голоса , в звоне ручья , даже сонного .

Знаменитое безглагольное стихотворение совершилось по форме и по содержанию . Постепенно из звуков , дыхания ночи , отблеск ручья возникает « милое лицо в его волшебных явлениях.

Дать объяснение слов :

Янтарь

Пурпур

Лобзания ( уст.) – целовать

- Придумайте заглавие к этому тексту , которым бы выразилось общее содержание

Итак, нет глаголов , а все насыщено действием – только предметы , только явления

- Что же это?

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

( повторить подлежащее)

- Самостоятельное чтение теоретического материала ( работа по памятке)

А в качестве примера записать стихотворение по памяти

Закрепление ( запись под диктовку предложений из поэтического сборника А. А. Фета )

1 Тихая , звездная ночь

2Сноведенье. Пробужденье . Тает мгла

( не забыть подчеркивать грамматическую. основу )

Обращается внимание на то что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством. Когда надо лаконично немногословно обрисовать картину . создать впечатление стремительного действия

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Вечер . Тихий зимний вечер

Второе предложение распространенно согласованными определениями . Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены , относящиеся к группе подлежащего , то есть все виды определений .

Все познается в сравнении . Перед вами три текста : найдите грамматическую основу

( таблицы 8,7,6)

В предложении ( таблица № 8 ) есть второстепенные члены с обстоятельственным значением- ( где?) Делаем вывод : это не назывные предложения , а неполное двусоставное .

- Как вы думаете, из этих трех поэтических зарисовок Фета , какая подходит у этой картине ? ( правильно , именно то предложение , которое не является назывным предложением )

Творческая минутка : составьте свою поэтическую зарисовку .

V I.Ждет вас искусствоведческое эссе

« Мороз и солнце!»

добавьте

Красавица береза .

Жемчужное ожерелье. Кружево

Игра теней . Хрустящий воздух.

Теперь попробуем более прозаический текст

-Что видите на картине ?

-Назовите предметы , явления .

Запишите!

VIIТекст В. Астафьева « Затесы» ( на слайде)

Мелодия

Пестрый лист . Красный шиповник . Искры обклеванной калины в серых кустах . Желтая хвойная опадь с лиственниц . Черная , обнаженная в полях земля под горою . Зачем так скоро.

-Читаем . Объясняем орфограммы , подчеркиваем грамматическую основу .

Выводы: Все предложения односоставные. Из шести пять назывных , одно безличное

-Какова их роль? ( назывные предложения утверждают наличие , существование предметов , состояний в настоящее время . В. Астафьев отдает предпочтение назывным предложениям . Они позволяют ему лаконично изобразить картины природы .

VIII/ Творческая работа . Сочинение – миниатюра

Вспомним , что называют термин « именительный темы»

Напишите небольшое сочинение на любую волнующую вас тему , учитывая вначале вашего текста именительный темы

Рефлексия

-Что мы узнали на уроке ?

- Составьте синквейн

Домашнее задание . Выучить правило , упр. 213



Приложение

Чудная картина ,

Как ты мне родна :

Белая равнина

Полная луна ,

Свет небес высоких,

М блестящий снег ,

И саней далеких

Одинокий бег ( А Фет)

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах ,

Бриллианты на деревьях ,

Бриллианты на снегах.





Скрип шагов вдоль улиц белых , Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!