Урок русского языка
Учитель русского языка и литературы: Балкаева Полина Павловна
Тема. Пунктуация. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Цели:
- деятельностная: формировать у учеников способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта
- содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способности действия и скорректировать при необходимости
Планируемые результаты: умение находить в тексте сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, видеть выразительные возможности сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом и употреблять их в речи.
Оборудование: учебник, памятки, тексты для индивидуальной работы.
Учебник: Русский язык 9 класс, учеб. общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова / Просвещение, 2016 г.
Тип урока: урок рефлексии.
Сценарий урока
Мотивационный этап
«Пинг – понг»
К доске вызываются два ученика. Они по очереди задают друг другу подготовленные вопросы по теме домашнего задания. Класс оценивает качество вопросов и ответов, особо оценивается основательность ответов.
Учитель. Что позволяет вам вразумительно и выразительно вести диалог? (Знаки препинания).
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Анализ предложений в упражнении 71. Устно, затем письменно.
Определение учащимися темы урока. (Пунктуация. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения).
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Учитель: Среди всех союзов и союзных слов мы выделим три: и, да (в значении и, или), при встрече с которыми надо быть внимательными. Особенно опасны они тогда, когда появляются в одиночку
При этом союзы да в значении и/или встречаются не очень часто, а союз и поистине вездесущ. Если вы попробуете найти в любом тексте (научном, публицистическом или художественном) страничку, на которой нет ни одного союза и, вам придется потратить немало времени, причем ваши поиски могут так и не увенчаются успехом.
Ко встрече с опасными союзами при письме необходимо относиться как к сигналу: «Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении».
Почему среди дорог в поисках секретов в пунктуации одиночному союзу и с его приятелями да (в значении и) и или выделена специальная, «персональная» дорога, тогда как остальные союзные слова довольствуются одной дорогой на всех?
Все остальные союзы и союзные слова, и даже эти «опасные» союзы, когда они повторяются, можно представить себе в виде человечков, несущих плакаты с надписью: «Требуем запятую!» И только и с приятелем держатся в стороне. У них «в руках» совсем другие плакаты: «Мы – опасные союзы!»
Об этих союзах «грамматика надвое сказала», нужна перед ними запятая или нет. В одних случаях нужна, в других – нет.
Конструирование текста
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегий).
Это я хочу узнать
«Лестница успеха»
Это я узнаю скоро
Это я узнал недавно
Это я знал уже давно
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы
Работа с учебником
§16, «Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения»
Практическая работа
Упражнение 72, 73
Обобщение выявленных затруднений:
«Беседа»
В каких случаях между частями ССП иногда ставится тире перед союзом и?
В каких случаях в ССП запятая не ставится?
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу
Конструирование текста
Упражнение 70 с последующим коллективным обсуждением и оценкой экспертов.
Включение в систему знаний и умений
«Свои примеры»
Ученики готовят свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы со своим заданием.
Осуществление рефлексии.
Объяснительный диктант.
Домашнее задание
§ 16, упражнение 69