Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Безличные глаголы"»
Богатство русского языка неизмеримо К.Г. Паустовский
В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов
Второе мая. Классная работа.
несовершенный
совершенный
непереходные
переходные
НЕ возвратные
возвратные
спряжение
возвратность
Галактика Глагола
?
вид
Постоянные
признаки
число
время
переходность
Непост.
признаки
род
наклонение
лицо
Смеркается. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. Во влажной почве лист сухой Без звука тонет под ногой. - Что объединяет данные предложения? - Какие предложения называются простыми? - Разделите эти предложения на 2 группы. - Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. - Какое действие они обозначают? - Как называются такие глаголы?
Безличные глаголы
1. Знать…
2. Учиться…
Задачи урока
- знать значения безличных глаголов ;
- знать формы безличных глаголов;
- уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
- уметь пользоваться безличными глаголами в речи .
Работа в группах
Проанализировать тексты и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголах.
Значение безличных глаголов
- обозначают явления природы;
- обозначают физическое состояние человека;
- обозначают душевное состояние человека и его переживания.
Формы безличных глаголов
- могут иметь форму 3-го лица ед. числа настоящего и будущего времени;
- могут иметь форму среднего рода ед. числа прошедшего времени.
Сравните предложения
личный глагол в значении
безличного
личный глагол
Дерево темнеет вдали.
В лесу быстро темнеет.
личный глагол
Ребёнок не спит.
Ему не спится.
Безличный глагол, образованный от личного с помощью суффикса - ся
Запомни! В значении безличных могут употребляться личные глаголы.
Индивидуальное исследование (4-5 мин.) Выполните работу по карточкам и представьте результаты классу.
Итоги исследования Что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях?
Творческая работа (5-7 мин.) Составьте текст, используя безличные глаголы, на одну из предложенных тем: картина звездного неба; весенний пейзаж; прогулка в лесу.
Поленов В, Д. Золотая осень
Ребятам долго бродили по осеннему лесу.
Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело.
Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.
Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром.
Заморосило и похолодало.
Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
Итог урока
Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что показалось самым трудным? интересным?
Домашнее задание
- Знать материал урока, дополнить сведениями из параграфа учебника.
- Выписать из учебника литературы примеры предложений с безличными глаголами (5-7), указать их форму
ИЛИ
- Составить пейзажную зарисовку (5-7 предложений) с использованием безличных глаголов.
Благодарю за работу