СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Деловые бумаги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведён в рамках фестиваля открытых уроков.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Деловые бумаги"»



Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: «Деловые бумаги»

Цель:

- научиться оформлять документы .

Задачи:

  1. повторить особенности официально-делового стиля через ознакомление с некоторыми видами деловых бумаг;

  2. познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; изучить структуру заявления, автобиографии, выявить различия литературной автобиографии и служебной;

  3. развивать устную и письменную связную речь; умение создавать текст в заданной ситуации

  4. привить культуру оформления документов, воспитывать гражданское самосознание.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: деловая игра.

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся должны:

  • знать стили русского языка, отличительные особенности официально-делового стиля речи;  

  • строить высказывание, оформлять частные деловые бумаги (автобиографию, резюме, деловое письмо, анкету, характеристику);

  • самостоятельно анализировать частные деловые бумаги;

  • редактировать тексты;

  • воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.

Оборудование:

1) памятки по составлению деловых бумаг;

2) толковый словарь С.И.Ожегова;

3) раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

- В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.

Наш урок называется – «Деловые бумаги», на нем мы поучимся составлять различные документы. Этот навык пригодится вам во взрослой жизни.

III Составление кластера по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»

Учитель: Мы продолжим работу по одному из функциональных стилей речи – официально-деловому. Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, вспомните особенности официально-делового стиля. Составьте кластер по ответам на вопросы, отраженные на слайде.

  1. Какова основная функция и назначение официально-делового стиля?  

  2. Каковы жанры официально-делового стиля?

  3. Каковы языковые средства? 

(Ответы учащихся:

1. Регулирование правовых отношений между участниками коммуникации.                                                                          

2. Конституция, закон, устав, договор, справка, автобиография, деловое письмо, резюме, характеристика.

письмо, резюме).


IV Написание заявления

1 задание – «Заявление».

- Представьте себе, что вы успешно окончили вуз и пришли устраиваться на работу в престижную фирму. С какой первой деловой бумагой вы столкнетесь? Выберите правильный ответ из записей, данных на доске: расписка, заявление, характеристика, протокол, доверенность, автобиография, резюме, удостоверение. Правильный ответ: заявление.

- Ваша задача: написать заявление о приеме на работу одного человека (коллективно составляют заявление).

- Теперь ваши работы оценят наши эксперты.

Комментарий учителя. Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме. 2. Письменная просьба о чем-нибудь. Заявление включает:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);

- фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);

- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);

- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);

- подпись заявителя (пишется внизу справа).

- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

На доске – пример заявления. Исправить замеченные ошибки.

Директору Аппаковской средней школы
Куренкову М.И.
Соловьева Виталия Олеговича

заявление.

Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.

Виталий С.О.
15 августа 2015 год.

Ученики исправляют ошибки в данном тексте.

V«Автобиография».

- При поступлении на работу требуется автобиография – описание своей жизни. Исправьте следующий текст после комментария учителя.

«Я, Иванова Галина Николаевна , родилась в городе Тобольске, а именно в Первомайском районе, 12 ноября 1987 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Белугина Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа, - Иванов Николай Иванович, - директор одной из торговых фирм г. Тобольска. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также есть у меня двоюродная сестра, ей 12 лет. Проучилась я в гимназии № 17, можно сказать, нормально. Затем выучилась на медсестричку в медучилище. Учителя и там, и там говорили, что я прилежная. В свободное время читаю книги, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телик. Особенно мне нравятся «Большие гонки», интересный там ведущий – Дмитрий Нагиев. Очень хочу поступить работать в вашу клинику.

7.06.07г.

По этому поводу русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?

- Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?

(Учащиеся называют жанры, открывается слайд№1 с названиями жанра.)

- Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год —

вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.

- Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше

узнать себя? (Ответы учащихся).

- Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).

- Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя.

- Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность, как человек своего времени. Вспомните летописи. Какова их цель? Почему мы их читаем? Например, «Повесть временных лет». Летописец не пассивный регистратор, а человек заинтересованный, дающий оценки тем событиям, о которых пишет.

- Как же быть? Каков критерий биографии? Возникает вопрос: какими бывают биографии? Попробуем с этим разобраться.

- Для успешной и эффективной работы предлагаю разделиться на две группы. Условно назовем группы №1, №2

1. Изучение структуры автобиографии. Работа в группах.

Выявление различий литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.

- Обратите внимание на определение термина - автобиография (от греч. autos - сам, bios ~ жизнь, grapho - пишу) - прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.

- Итак, ребята, наша задача выявить различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов. Перед вами тексты карточек №1 и №2 прочитаем их. Почувствовали ли вы, что тексты разные, хотя об одном и том же? Итак, задание для учащихся первой группы. Перед вами таблица и текст карточки №1. Что бы я хотела от вас услышать? Определите по таблице отличия литературной автобиографии от служебной и докажите, что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ. Желаю удачи, можете приступать к работе.

- Учащиеся второй группы, вы так же работаете с сопоставительной таблицей и текстом карточки №2 на листах рабочей тетради. Ваша задача: доказать принадлежность данного текста к служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях. Желаю удачи, можете приступать к работе. (На работу вам отводится 7 минут).

2. Защита проектов.

(Высвечивается слайд №2 с таблицей).

Лидеры группы представляют отчеты о проведенной работе. (Ответы учащихся 1 группы).

- Первое, с чего мы начинаем создание любого текста, — определение цели. Цель создания текста определяет выбор стиля речи и тех художественных средств, с помощью которых данная цель будет достигаться. Структура текста менее жесткая, если текст совмещает элементы официально-делового и художественного стилей. О литературной автобиографии мы говорим с вами, когда изучаем творчество какого-либо писателя или художника, стараясь определить степень отражения событий его жизни в его произведениях. И, пожалуй, вы согласитесь со мной, что личность очень многих из них отражает свое время.

- Обращаем внимание на то, что новый блок информации графически обозначается абзацем. Концовка документа отмечена датой.

- Наряду с литературной есть служебная автобиография. (Ответы учащихся 2 группы).

- Структура текста уже задана, если текст официально-делового стиля речи. За сухими строчками автобиографии мы можем лишь угадывать состояние художника, его чувства, мысли. Я верю, что каждый оставляет свой след в жизни - в строчках, поступках... Мы увидели, что важно было сказать о себе С. Есенину. Текст его автобиографии отвечает требованиям, предъявляемым к этому жанру. Мы легко можем определить, в чем его отличие от построения предыдущего текста?

Обратите внимание на то, что в служебной автобиографии новый блок информации начинается с определения времени и графически обозначается абзацем. Концовка документа - дата и подпись.

3. Культура оформления документов.

- Теперь вы знаете, какой должна быть структура автобиографии. Знаете об особенностях строения предложений, необходимые реквизиты текста. Важно соблюдать культуру оформления документов, чтобы отвечать тем требованиям, которые общество предъявляет к деловому человеку. Предлагаю вам текст служебной автобиографии, написанный вашей ровесницей, в котором допущены отступления от норм оформления документа.

- Прочитаем, текст. Обычные для многих события - школа, дополнительное образование, первые достижения в чем-то. (Карточка №3).

Скажите, что необходимо исправить в данном тексте. Читаем абзацы и указываем, что нужно исправить, а что можно оставить.

(Нарушение — много ненужных и недостаточно необходимых подробностей; не выдержан стиль официального документа.)

VI. Подведение итогов

- На сегодняшнем уроке вы познакомились с основными жанрами официально-делового стиля, научились правильно оформлять заявление, поняли разницу между служебной автобиографией и литературной

VII. Задание на дом

- Вы замечательно справились с заданием, теперь, используя схему составления служебной автобиографии, составьте свою служебную биографию.