| Самоопределение к деятельности Организационный момент. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока. | Психо- логический настрой. Слайд1 | -Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, начинаем наш урок. Я хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Метапредметные:(Коммуникативные УДД) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные : Самопроверка готовности к учебной деятельности( наличие учебников и учебных принадлежностей) |
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: Актуализировать имеющие знания . Мотивировать обучающихся к изучаемой теме | Слайд2 Слайд3 Слайд4 | - Я начну урок со стих. С. Есенина: Закрутилась л...ства з..л..тая В р..зоватой в..де на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем л..тит на зв..зду.
-О чем это стихотворение? -Как вы думаете, почему С.Есенин сравнивает листья с бабочками? -Какое явление природы описано в стихотворении? -Что вы можете сказать об этом слове? - Какие слова называются сложными? - Найдите однокоренные слова к слову листопад. Запишите. -Посмотрите в текст стихотворения и подумайте, какие орфограммы пропущены в словах? -Как проверить безударную гласную в корне? -Восстановите алгоритм написания безударной гласной в корне слова: Алгоритм написания безударной гласной в корне слова: 6. Вставь букву. 5. Подбери проверочное слово. 2.Поставь ударение. 4.Определи место безударного гласного в корне. 1. Прочитай слово. 3.Выдели корень. 7.Обозначь орфограмму. -Вставьте пропущенную орфограмму, устно назовите проверочн | (Листопад) (Сложное слово) (состоящие из двух корней) (Безударные гласные в корне слова.) (восстанавливают алгоритм написания безударной гласной в корне слова) (вставляют пропущенную орфограмму, устно называют проверочные слова) | Личностные: Проявление познавательной активности Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Повторение пройденного материала. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. | Слайд 5 Слайд6 | - Какое из слов с пропущенной орфограммой отличается? Чем? - В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? - Какая это орфограмма? - А сколько в этом слове безударных гласных? -А если в корне две безударные гласные, как проверить, какие буквы писать?
- Попробуйте сформулировать цель урока. -Какова тема урока? | (В корне слова)
(Безударная гласная в корне слова.)
(Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов) (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).
| Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме. Познавательные:Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя. Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства | Слайд7 Слайд8 Слайд9, 10 | - Сделайте звуковой анализ слова золотая, поставьте ударение и назовите безударные звуки в этом слове[залатай’а] -В какой части слова они встретились? -Что мы должны помнить, чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных корня? з_л_тая – золото, позолота - Что такое позолота? - Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные? - Дополните наш алгоритм (б) Алгоритм написания двух безударных гласных в корне слова: 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Определи место безударного гласного в корне. 5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов). 6. Вставь буквы. 7. Обозначь орфограмму. Что нового в построенном вами алгоритме? | (В корне) (Тонкий слой золота на поверхности чего-нибудь)
(Подбирать два проверочных слова, чтобы проверить каждую безударную гласную) | Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: Умение работать по коллективно составленному алгоритму Предметные: Соотносить существенные признаки Различать, выделять характерные особенности . |
5. | Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи Цель: Сформировать у детей представление о правописании слов с двумя безударными гласными. | Слайд 11 Слайд12 | Работа в группах: п...л..са ч..шка тетра..ь ст..лица тр..ва щ..вель г..л..ва ..зык цв..ты к..л..сок моро. р..бята ст..ит ж..вот заво.. в..л..сок б..р..да ш..шка гри.. сах..р - О чем вы все время помнили, выполняя работу?
| Подобрать 2 проверочных слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.) | Личностные Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям Метапредметные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. |
6. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: - Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий. | Слайд13 Слайд14 | - А теперь каждый должен для себя сделать вывод, что он уже умеет. 1 уровень для детей с высоким темпом работы. Попробуйте подобрать слова - антонимы с двумя безударными гласными в корне: дешёвый -……… старый - ……… молчать - …….. 2 уровень для детей с низким темпом работы. На карточке вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу. Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок. Головы, головка, молодость, молоденький, копия, копировать, корень, коренья. | Самопроверка по образцу на доске ( дети проверяют работу, зелёной ручкой исправляют ошибки) – У кого есть ошибки? Что это значит? – У кого нет ошибок? – Вы молодцы | (Надо еще потренироваться и выучить правило) | Личностные: Ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: Умения вести самостоятельный отбор информации; Умение выполнять учебное действие; Контроль деятельности по ходу выполнения задания; Оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: Умение работать индивидуально. Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Проверка правильности результата при ответе на вопросы . |
7. | Включение в систему знаний и повторение
| Слайд 15 Слайд16 | - Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания? (Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.) В лесу холодной осенью сиротливо. – Почему так говорят о лесе?
– Что означает слово «СИРОТЛИВО»? – Это слово употребляется в предложении в прямом значении или переносном? – А когда мы его употребляем в прямом значении? – Закройте глаза и мысленно напишите это предложение, проговаривая все слова по слогам – записать это предложение по памяти, проверить; – 1 ученик у доски, остальные в тетрадях обозначают в словах ударение, выделяют безударную гласную, устно подбирают проверочные слова; – анализ работы. – К каким словам вы быстро подобрали проверочные слова? – Почему?
– В каком слове встретили затруднение? Почему? – Что же делать? А помните, я говорила, вам про волшебную книгу. (Учитель показывает толковый словарь)? Настал и её черёд. (Учитель показывает толковый словарь) – Что это за книга? Для чего нужна? – В.И.Даль не только собирал русские сказки и пословицы, но ещё и старинные слова. В этом словаре в алфавитном порядке записаны устаревшие слова, а рядом их значение. Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот словарь нам поможет найти родственные слова к слову «СИРОТЛИВО»? Задание: В течение двух минут найти проверочное слово , обозначить ударение и подчеркнуть ударную гласную.
– Почему вы выписали слово «СИРАЯ»?
– Почему это слово является проверочным, ведь корень слова изменился? Сколько значений у этого слова? – А это и есть переносное значение слова «СИРОТЛИВО».
– Удалось нам проверить вторую безударную гласную? Как вы это сделали? | (Правильно писать слова с двумя безударными гласными в корне слова в диктантах, предложениях, сочинениях . ) (Скучно в лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в норы…)
(Одиноко) (Переносном) (Люди без родителей, родственников)
(В лесу, осенью, холодной)
(Одна безударная гласная) (Сиротливо. Две безударных гласных, «о» проверили, а для «и» трудно подобрать проверочное слово )
Каждой группе раздаётся копия со страницы словаря букву «С».
(Ударная гласная «И») (Два. Обозначает бедный, одинокий и ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это устаревшее слово)
(Подобрать 2 проверочных слова.) | Личностные: Проявление познавательной инициативы. Понимание обучающимися цели и содержания Проявление познавательной активности. Метапредметные: Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний. Высказывания своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы. Предметные: Закрепление знаний о правописании слов с двумя безударными гласными в корне.Умение оценивать достигнутые результаты. |
8. | Рефлексия. Цель: Научить обучающихся: - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности; сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Слайд | – Какую задачу ставили перед собой? – Удалось решить поставленную задачу? – Каким способом? – Какие получили результаты?
– Какие качества вам помогли преодолеть затруднения – Спасибо за работу. Урок окончен.
| (Научится проверять в словах две безударные гласные) (Да) (Мы сначала выяснили чего мы ещё не знаем, а затем сами нашли способ). (Старание, усердие, трудолюбие)
| Личностные: - Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности. Регулятивные: - умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: - умения осознано использовать средство устной речи. Предметные: - умения систематизировать знания по теме. |