СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка для 3 класса "Безударные гласные в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«рус.яз.»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Учитель:

Логинова Екатерина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Лысые Горы Саратовской области

Класс:

3

Предмет:

Русский язык.

Автор:

Канакина В.П. УМК «Школа России».

Тема урока:

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Тип урока:

открытия новых знаний

Цель:

- создание условий для формирования умения находить слова с двумя безударными гласными в корне и подбирать проверочные слова;

- развития устной и письменной речи учащихся;

- развития внимания, монологической и диалогической речи, фонематического слуха.

Задачи:

1. Актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов.

2. Организовать деятельность по определению способа подбора проверочных слов.

3. Отрабатывать способы подбора проверочных слов.

Результаты:

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметные:

а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: освоение способов работы со словарём; умение сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах, группах, вести диалог.

Предметные:

- организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;

- развитие навыков самоанализа , контроля и самооценки.

Оборудование:

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Руссский язык» 3 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2013.

Карта урока.

Презентация.

Карточки для самостоятельной работы.




№п/п

Этапы

урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия


Самоопределение

к деятельности

Организационный момент.


Цель:

Организовать направленное внимание на начало урока.


Психо-

логический

настрой.




Слайд1


-Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, начинаем наш урок. Я хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас.


Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.





Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные:(Коммуникативные УДД)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные : Самопроверка готовности к учебной деятельности( наличие учебников и учебных принадлежностей)







Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

Актуализировать имеющие знания .

Мотивировать обучающихся к изучаемой теме




Слайд2























Слайд3








Слайд4

















- Я начну урок со стих. С. Есенина:

Закрутилась л...ства з..л..тая

В р..зоватой в..де на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем л..тит на зв..зду.



-О чем это стихотворение?

-Как вы думаете, почему С.Есенин сравнивает листья с бабочками?

-Какое явление природы описано в стихотворении?

-Что вы можете сказать об этом слове?

- Какие слова называются сложными?

- Найдите однокоренные слова к слову листопад. Запишите.

-Посмотрите в текст стихотворения и подумайте, какие орфограммы пропущены в словах?

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Восстановите алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

6. Вставь букву.

5. Подбери проверочное слово.

2.Поставь ударение.

4.Определи место безударного гласного в корне.
1. Прочитай слово.

3.Выдели корень.

7.Обозначь орфограмму.

-Вставьте пропущенную орфограмму, устно назовите проверочн














(Листопад)

(Сложное слово)


(состоящие из двух корней)




(Безударные  гласные в корне слова.)










(восстанавливают алгоритм написания безударной гласной в корне слова)






(вставляют пропущенную орфограмму, устно называют проверочные слова)



Личностные: Проявление познавательной активности

Метапредметные:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Предметные:

Повторение пройденного

материала.





















































3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию.


Слайд 5











Слайд6


- Какое из слов с пропущенной орфограммой отличается? Чем?


- В какой части слова вы встретились с затруднением в написании?


- Какая это орфограмма?


- А сколько в этом слове безударных гласных?

-А если в корне две безударные гласные, как проверить, какие буквы писать?

- Попробуйте сформулировать цель урока.




-Какова тема урока?






(В корне слова)

(Безударная  гласная в корне слова.)



(Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов)

(Правописание двух безударных гласных в корнях слов).



Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме.

Познавательные:Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя.

Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.


4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

- определить средства


Слайд7






Слайд8










Слайд9, 10


- Сделайте звуковой анализ слова золотая, поставьте ударение и назовите безударные звуки в этом слове[залатай’а]

-В какой части слова они встретились?

-Что мы должны помнить, чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных корня?
з_л_тая – золото, позолота
- Что такое позолота?




- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?


- Дополните наш алгоритм

(б) Алгоритм написания двух безударных гласных в корне слова:

1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Определи место безударного гласного в корне.
5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов).
6. Вставь буквы.
7. Обозначь орфограмму.

Что нового в построенном вами алгоритме?




(В корне)




(Тонкий слой золота на поверхности чего-нибудь)

(Подбирать два проверочных слова, чтобы проверить каждую безударную гласную)

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Умение работать по коллективно составленному алгоритму

Предметные:

Соотносить существенные признаки

Различать, выделять характерные особенности .


5.

Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

Цель:

Сформировать у детей представление о правописании слов с двумя безударными гласными.


Слайд 11






Слайд12


Работа в группах:

п...л..са ч..шка тетра..ь ст..лица

тр..ва щ..вель г..л..ва ..зык

цв..ты к..л..сок моро. р..бята

ст..ит ж..вот заво.. в..л..сок

б..р..да ш..шка гри.. сах..р


- О чем вы все время помнили, выполняя работу?







Подобрать 2 проверочных слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.)

Личностные

Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям

Метапредметные:

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания.


6.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

- Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.


Слайд13





























Слайд14


- А теперь каждый должен для себя сделать вывод, что он уже умеет.

1 уровень для детей с высоким темпом работы.

Попробуйте подобрать слова - антонимы с двумя безударными гласными в корне:

дешёвый -………

старый - ………

молчать - ……..

2 уровень для детей с низким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу.

Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок.

Головы, головка, молодость, молоденький,  копия, копировать, корень, коренья.

Самопроверка по образцу на доске ( дети проверяют работу, зелёной ручкой исправляют ошибки)
– У кого есть ошибки? Что это значит?
– У кого нет ошибок?
– Вы молодцы






























(Надо еще потренироваться и выучить правило)



Личностные:

Ответственное отношение к выполнению заданий.

Регулятивные:

Умения вести самостоятельный отбор информации;

Умение выполнять учебное действие;

Контроль деятельности по ходу выполнения задания;

Оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально.

Предметные:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Проверка правильности результата при ответе на вопросы .

7.

Включение в систему знаний и повторение























Слайд 15











































Слайд16


- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?




(Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.)


В лесу холодной осенью сиротливо.

– Почему так говорят о лесе?





– Что означает слово «СИРОТЛИВО»?


– Это слово употребляется в предложении в прямом значении или  переносном?


– А когда мы его употребляем в прямом значении?


– Закройте глаза и мысленно напишите это предложение, проговаривая все слова по слогам

– записать это предложение по памяти, проверить;
– 1 ученик у доски, остальные в тетрадях обозначают в словах ударение, выделяют безударную гласную, устно подбирают проверочные слова;
– анализ работы.

– К каким словам вы быстро подобрали проверочные слова?

– Почему?


– В каком слове встретили затруднение? Почему?


– Что же делать? А помните, я говорила, вам про волшебную книгу. (Учитель показывает толковый словарь)? Настал и её черёд. (Учитель показывает толковый словарь)
– Что это за книга? Для чего нужна?
– В.И.Даль не только собирал русские сказки и пословицы, но ещё и старинные слова. В этом словаре в алфавитном порядке записаны устаревшие слова, а рядом их значение.
Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот словарь нам поможет найти родственные слова к слову «СИРОТЛИВО»?

Задание: В течение двух минут найти проверочное слово , обозначить ударение и подчеркнуть ударную гласную.




– Почему вы выписали слово «СИРАЯ»?


– Почему это слово является проверочным, ведь корень слова изменился?

Сколько значений у этого слова?

– А это и есть переносное значение слова «СИРОТЛИВО».



– Удалось нам проверить вторую безударную гласную? Как вы это сделали?


(Правильно писать слова с двумя безударными гласными в корне слова в диктантах, предложениях, сочинениях . )



(Скучно в лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в норы…)

(Одиноко)



(Переносном)




(Люди без родителей, родственников)








(В лесу, осенью, холодной)

(Одна безударная гласная)

иротливо. Две безударных гласных, «о» проверили, а для «и» трудно подобрать проверочное слово )




Каждой группе раздаётся копия со страницы словаря букву «С».



(Ударная гласная «И»)


(Два. Обозначает бедный, одинокий и ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это устаревшее слово)



(Подобрать 2 проверочных слова.)

Личностные: Проявление познавательной инициативы. Понимание обучающимися цели и содержания

Проявление познавательной активности.

Метапредметные:

Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний.

Высказывания своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Развитие умения делать выводы.

Предметные: Закрепление знаний о правописании слов с двумя безударными гласными в корне.Умение оценивать достигнутые результаты.

8.




Рефлексия.

Цель: Научить обучающихся:

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности;

сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Слайд


– Какую задачу ставили перед собой?


– Удалось решить поставленную задачу?


– Каким способом?


– Какие получили результаты?


– Какие качества вам помогли преодолеть затруднения

– Спасибо за работу. Урок окончен.






(Научится проверять в словах две безударные гласные)


(Да)



(Мы сначала выяснили чего мы ещё не знаем, а затем сами нашли способ).



(Старание, усердие, трудолюбие)


Личностные:

- Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности.

Регулятивные:

- умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

- умения осознано использовать средство устной речи.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме.




Просмотр содержимого презентации
«урок русского языка»

Правописание слов с безударными гласными в корне. 3 класс   Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Лысые Горы Саратовской области Логинова Екатерина Викторовна

Правописание слов с безударными гласными в корне. 3 класс

Подготовила

учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

р.п. Лысые Горы Саратовской области

Логинова Екатерина Викторовна

Закрутилась л..ства з..л..тая В р..зоватой в..де на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем л..тит на зв..зду.  С.Есенин

Закрутилась л..ства з..л..тая

В р..зоватой в..де на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем л..тит на зв..зду.

С.Есенин

Алгоритм Прочитай слово Поставь ударение Выдели корень Определи место безударного гласного в корне Подбери проверочное слово Вставь букву Обозначь орфограмму

Алгоритм

  • Прочитай слово
  • Поставь ударение
  • Выдели корень
  • Определи место безударного гласного в корне
  • Подбери проверочное слово
  • Вставь букву
  • Обозначь орфограмму

Закрутилась л И ства з .. л .. тая В р О зоватой в О де на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем л Е тит на зв Е зду.  С.Есенин

Закрутилась л И ства з .. л .. тая

В р О зоватой в О де на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем л Е тит на зв Е зду.

С.Есенин

Тема урока:  «Правописание слов с двумя безударными гласными  в корне» Цель урока: найти способ проверки двух безударных гласных в корне слов

Тема урока: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»

Цель урока: найти способ проверки двух безударных гласных в корне слов

Закрутилась л И ства з … л … тая В р О зоватой в О де на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем л Е тит на зв Е зду.  С.Есенин О О

Закрутилась л И ства з … л … тая

В р О зоватой в О де на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем л Е тит на зв Е зду.

С.Есенин

О

О

Позолота – тонкий слой золота на поверхности чего - нибудь

Позолота – тонкий слой золота на поверхности чего - нибудь

Алгоритм

Алгоритм

  • Прочитай слово
  • Поставь ударение
  • Выдели корень
  • Определи место безударного гласного в корне
  • Подбери проверочные слова
  • Вставь буквы
  • Обозначь орфограмму
Алгоритм

Алгоритм

  • Прочитай слово
  • Поставь ударение
  • Выдели корень
  • Определи место безударного гласного в корне
  • Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов)
  • Вставь буквы
  • Обозначь орфограмму
Работа с карточками 1 группа 2 группа п..л..са тр..ва цв..ты ст..ит б..р..да ч..шка щ..вель к..л..сок ж..вот ш..шка  3 группа 4 группа тетра..ь г..л..ва заво.. моро.. гри.. ст..лица ..зык в..л..сок р..бята сах..р

Работа с карточками

1 группа

2 группа

п..л..са

тр..ва

цв..ты

ст..ит

б..р..да

ч..шка

щ..вель

к..л..сок

ж..вот

ш..шка

3 группа

4 группа

тетра..ь

г..л..ва

заво..

моро..

гри..

ст..лица

..зык

в..л..сок

р..бята

сах..р

Проверь себя 1 группа 2 группа п о л о са  к о л о сок 3 группа 4 группа б о р о да   г о л о ва   в о л о сок

Проверь себя

1 группа

2 группа

п о л о са

к о л о сок

3 группа

4 группа

б о р о да

г о л о ва

в о л о сок

Выбери задание 1 задание: подобрать слова-антонимы с двумя безударными гласными в корне 2 задание: вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу дешёвый - ……… старый - ………… молчать - ………… Г..л..ва, м..л..дёжь, к..р..шок, в..ч..реет. Головы, головка, молодость, молоденький, корень, коренья, вечер, вечерний.

Выбери задание

1 задание: подобрать слова-антонимы с двумя безударными гласными в корне

2 задание: вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу

дешёвый - ………

старый - …………

молчать - …………

Г..л..ва, м..л..дёжь, к..р..шок, в..ч..реет.

Головы, головка, молодость, молоденький, корень, коренья, вечер, вечерний.

Проверь себя 1 задание: подобрать слова-антонимы с двумя безударными гласными в корне  2 задание:  вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу  дешёвый - д о р о гой старый -  м о л о дой молчать - г о в о рить Г о л о ва, м о л о дёжь, к о р е шок, в е ч е реет.

Проверь себя

1 задание:

подобрать слова-антонимы с двумя безударными гласными в корне

2 задание:

вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу

дешёвый - д о р о гой

старый - м о л о дой

молчать - г о в о рить

Г о л о ва, м о л о дёжь, к о р е шок, в е ч е реет.

Письмо по памяти    В лесу холодной осенью сиротливо.

Письмо по памяти

В лесу холодной осенью сиротливо.

Работа со словарём Сирый – 1)бедный, одинокий 2)ставший сиротой

Работа со словарём

Сирый – 1)бедный, одинокий

2)ставший сиротой

Письмо по памяти    В лесу холодной осенью сиротливо.

Письмо по памяти

В лесу холодной осенью сиротливо.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ    В л Е су х О лодной ос Е н ь ю с И р О тливо.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

В л Е су х О лодной ос Е н ь ю с И р О тливо.