СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутая технологическая карта урока русского языка для закрепления изученного материала " Безударные гласные в корне слова" с использованием электронной формы учебника и презентации на протяжении всего урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова", 2 класс»

Методическая разработка урока русского языка.


Разработчик: Григорьева Ирина Алексеевна,

учитель высшей квалификационной категории МОБУ СОШ № 21

г. Таганрог



Технологическая карта урока

русского языка

«Безударные гласные в корне слова»


2 класс


«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.» Конфуций


Одним из ключевых понятий ФГОС стала технологическая карта урока.

В отличие от конспекта урока, который обычно отражает план работы педагога при проведении урока, технологическая карта урока содержит этапы и виды учебной деятельности ученика, способы его деятельности (универсальные учебные действия), при овладении которыми наши воспитанники становится самостоятельными в процессе познания, социализированными и успешными   в обществе.

При проведении урока учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.


Тип урока: применение знаний и способов действий.


Цель: Совершенствование и развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных слов и ­расширение знаний об известных орфограммах.


Задачи:

1. Образовательные. Продолжить формировать умение видеть орфограммы в корнях слов, решать орфографические задачи, доказывающие наличие орфограммы.

2. Развивающие. Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать учебно-деловую речь, пополнять словарный запас, умения работать с учебным материалом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к изучению русского языка.


Планируемые результаты:

Предметные. Совершенствовать умения работы с учебным материалом: закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова, различать проверочные и проверяемые слова

Метапредметные.

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

  • Познавательные: совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, учиться самостоятельно работать по установленному алгоритму.

  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные. Продолжить формирование мотивации к учению, интереса к изучению родного языка.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» ч.1 (автор Желтовская Л.Я.), ЭФУ 2 класс, карточки с индивидуальным заданием, цветные стикеры для самооценки, презентация, мультимедийный проектор.



Этапы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организацион ный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

-Давайте начнём наш урок с улыбки. Создадим хорошее дружелюбное настроение, улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог отличного настроения, а отличное настроение – помощник в любом деле. Давайте будем друг другу дарить улыбку и радость

(Слайд 2)

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия.

II. Мотивация к деятельности.

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Личностные:

эмоционально – психологические. Мотивация к изучению темы.

Регулятивные: целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

- Ребята, прочитайте пословицу.

«Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».

- Как вы её понимаете? (Слайд 3)

- Русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости.

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в течение всей жизни в сундучок нашей памяти, а когда нужно, достаём и используем.

- Я очень надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет пополнить свой сундучок знаний. (Слайд 4)

А теперь сосредоточьтесь и ответьте на вопрос «Прав ли ученик, рассуждая так: «Ш.рстяной» нужно писать с И, так как жи-ши пишу с гласной и. (Слайд 5)

Обсуждение вопроса. Как же нужно решать орфографические задачи?

- Попробуйте определить, над чем же нам предстоит работать?

Предполагают, строят ассоциации на основе знаний.

- Узнаём что-то новое.


Включение учащихся в постановку задач урока.






















-Нет не прав, потому что…




Определяют задачи урока.

ІІІ. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для применения знаний и способов действий


Личностные: самоопределение. Выбор ценностных ориентиров.

Познавательные: общеучебные.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные: логические.

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в загадочную страну Русского языка. Наше Путешествие будет проходить в городе Орфография, жители которого устанавливают единые правила написания слов. Ваши знания, полученные на предыдущих уроках, станут нашими помощниками.

- Девизом сегодняшнего урока будет афоризм:

«Зри в корень». (Слайд 6)

- Как вы его понимаете? Попробуем его объяснить.

Вспоминают, систематизируют, осмысляют значение орфографии.








Соотносят содержание афоризма

с жизненной ситуацией


- Смотреть в корень – видеть главное. (может и не быть ответа)




ІV. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»)


Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные. Самостоятельное выделение и формулирование темы.

Регулятивные: целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

- Мы с Вами уже знаем, что в словаре слово «корень» имеет несколько значений. Кто помнит, как называются слова, имеющие несколько т.е много значений?

- Какие значения могут быть у слова «корень»?

(Слайд 7)

- Как вы думаете, о каком значении корня мы будем говорить на уроке?

(Слайд 8)

- Как же вы объясните афоризм «Зри в корень»?

- Правильно, мы будем упражняться в написании орфограмм в главной части слова – в корне.






- Многозначные

- Корень – это главная часть растения. Корень – главная часть зуба.

Корень – это главная часть слова.

- О корне как главной части слова.








- Смотреть в корень – видеть главное


V. Применение знаний и способов действий.

Цель:

обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.




















Регулятивные:

саморегуляция.

Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Познавательные:

Логические. Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самосознание. Формирование мотивации к учению, интереса к изучению родного языка.



- Проверим, какие в вашем сундучке есть знания по этой теме, но сначала напомните мне и друг другу какой праздник мы все ждём и очень любим в самом конце декабря? Что нам всем нравится наряжать в канун этого праздника? Прочитайте предложение.

(Слайд 9):

Нарядили к празднику зелёную красавицу.

- Решим орфографическую задачу: поставьте в словах ударения, выделите корень, подчеркните орфограммы. (работают самостоятельно)

Взаимороверка:

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. (Слайд 10)

(на экране правильно обозначены орфограммы)

- У кого всё правильно? Кто допустил ошибки?

- В какой части слова встретилось больше всего орфограмм?

- Какие орфограммы встретились в корне слова?






- Праздник Нового года.


- Наряжаем сосну или ель.



Решают орфографическую задачу.


Осуществляют взаимопроверку



Соотносят написание слова и способ его проверки, различают орфограммы в корне.



- Безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова.































- Молодцы! Много знаний вы достали из своих сундучков! Я вижу, что вам хорошо знакомы орфограммы о правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.

Постановка проблемного вопроса:

-А что можно ещё узнать об этих орфограммах? Есть ли между ними взаимосвязь? Подумайте и скажите, можно ли сформулировать общее правило для проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных?

Предлагаю вам сформулировать общее правило для проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.

ФИЗМИНУТКА

Предполагают, строят ассоциации








(Возможные ответы)

- Нельзя, потому что это разные правила.

ИЛИ

- А я думаю, что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.

- Во всех случаях подбираем однокоренные слова, значит – можно.

VI. Поиск решения.

Цель:

обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Познавательные: общеучебные.

Умение осознанно использовать правило при записи слов


Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.


Регулятивные: контроль,

сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

коррекция,

внесение необходимых дополнений








ЭФУ- работа на странице 131. (Слайд 11)

Встаньте кому удалось без ошибок выполнить это задание и вас оценили словом «Отлично».

А кому не удалось выполнить правильно и вам рекомендовано «Попробовать ещё раз»?

- Назовите орфограммы которые встретились в этом упражнении и в каком слове.

- К какому времени года можно отнести словосочетания ненастная погода, низкие тучи, намело сугроб? Почему?

- А в нашем Донском регионе зимы снежные? В нашем родном городе Таганроге какими словосочетаниями можно описать зиму?

- А как вы понимаете словосочетание областной центр? Как называется наш областной центр?

- Вернемся к упражнению с которым работали в ЭФУ.

- На сколько групп можно распределить слова с орфограммами из данных словосочетаний?

- Давайте запишем слова из упражнения по группам.

- Выделите корень. Подчеркните орфограмму, устно подобрав проверочные слова.

- Какое правило помогло проверить слова первого, второго, третьего столбика?

А какая особенность в написании слов 4 столбика?

- Предлагаю коллективно вывести общее правило для написания орфограмм в корне слова.

- Совершенно верно, чтобы проверить эти орфограммы, нужно подобрать однокоренные проверочные слова. (Слайд 12)

- А если при проверке слова достаточно было изменить в слове изменить окончание, можно ли сказать, что вы подобрали однокоренное проверочное слово?

- Молодцы! Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трёх случаев проверки орфограмм в корне слова.

(Слайд 13).

Работа с интерактивным упражнением.

Осуществляют самооценку.


Осуществляют классификацию орфограмм.





























- Зима мягкая,

зима слякотная,

теплая зима….





- Город Ростов-на-Дону.








Запись упражнения в тетради.








- Это словарные слова их следует проверять по словарю или запомнить.

- Все орфограммы проверяются одним способом: с помощью однокоренных слов.






- Нет. В этом случае изменяется форма слова.


VII. Закрепление.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


Познавательные: логические,

построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками


Регулятивные: контроль,

сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

коррекция,

внесение необходимых дополнений

- Предлагаю закрепить полученные знания. У вас на партах лежат разноцветные карточки с заданиями. Внимательно прочитайте каждый своё задание и приступайте к его выполнению. (по одному человеку работают у доски)

1. (Зелёная карточка)

Исправь ошибки, подчеркни корневые орфограммы, выделив корень.

Позним вечиром на халодную землю выпал снек.

2. (Синяя карточка)

Выбери и подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово, выдели корень.

шу(б,п)ка __________

к(о,а)лючий ________

ненас(?)ный ________

3. (Жёлтая карточка)

Образуй от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Подчеркни корневую орфограмму.

существительные прилагательные

грусть ______________

скрип ______________

сладость ____________

Проверка.

(Слайд 14, 15) – проверка задания на карточках синего цвета.

(Слайд 16, 17) – проверка задания на карточках зелёного цвета.

(Слайд 18) – проверка задания на карточках жёлтого цвета.

Самостоятельное выполнение работы на карточках.


Наблюдают за местом орфограммы.


Применяют изученные правила.



Различают проверяемые и проверочные слова.


VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.


Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации.



Подведём итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто ещё раз может повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

(Слайд 19) Посмотрите, какая нарядная новогодняя ёлочка. Вам нравится? Давайте и мы сейчас украсим ёлочку на доске разноцветными игрушками. У вас на парте лежат стикеры с изображением игрушек разного цвета.

- Посмотрите на экран, выберите соответствующий цвет игрушки и прикрепите игрушку на ёлочку. (Слайд 20)

Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы.


Оценивают результат своей деятельности

IX. Домашнее задание.

Личностные: самосознание, мотивационная готовность.

Регулятивные:

саморегуляция,

как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Учебник с. 132, 133

по выбору упр. 1, 4.


Урок окончен. (Слайд 21)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!