СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки."»







Открытый урок по русскому языку

Тема:




Учитель русского языка и литературы

Г.В.Чередник





2020 г.









Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Согласные и гласные звуки.

Цель деятельности учителя

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, проектор.


Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонетика, фонема, транскрипция.












Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветствие.

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Дети с помощью картинок-смайликов, грустного и веселого, выражают свое настроение.

- Мне приятно, что большинство из вас пребывают в хорошем настрое, думаю, что в конце урока грусть остальных ребят сменится на позитивный настрой!


- Принесли нам два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте ее послушаем.


- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

- Так что же мы на сегодняшнем уроке будем изучать?(звуки)

- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?

1) знать, что изучает фонетика

2)Повторить деление звуков речи на группы

3)вспомнить элементы транскрипции


Запись в тетради: число, классная работа


Участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.







Слушают звуки природы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний,  постановка целей урока, мотивация к учебной деятельности







- Сегодня у нас с вами необычный урок – урок погружения в мир звуков. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же попробуем разобраться в этом мире. Это поможет нам лучше понять какой раздел науки?(фонетика)

- Так что же изучает фонетика? Давайте поработаем с учебником. Нашли стр. 122. Самостоятельно изучите параграф.

Фонетика – звуки речи.

- Вспомните слова с корнем «фон» (опережающее задание «Словарь иностранных слов»).

  • Телефон 

  • Магнитофон 

  • Мегафон 

  • Микрофон 

  • Диктофон 

  • Таксофон 

  • Фонотека 

  • Фонограмма 

  • Граммофон 

  • Патефон 

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”. Например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).


- Какими знаками обозначаются звуки на письме? (буквы)


- Чем же различаются звуки и буквы?(буквы: пишем, читаем; звуки: слышим, произносим)


Слайд 3

- Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

- Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из легких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки.

Слайд 4

Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.


- Давайте попробуем произнести звуки и попытаемся угадать, какие наши органы участвуют в произношении звуков?


Для этого нам понадобится учебник на стр. 122 под звёздочкой:

[а] - [о], [б] – [п], [у] - [э], [д] - [т], [и] - [ы]


- При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык?(б-п, д-т)


- А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков? (нет)

- Давайте попробуем произнести гласные звуки:

[а], [о], [и], [ы], [э], [у]



Читают выразительно, выделяют звуки, наблюдают, делают вывод.



























Знакомятся с артикуляционным аппаратом и принципами его действия; на собственных наблюдениях делают выводы об образовании гласных и согласных звуков

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Обобщение и систематизация знаний

Теперь давайте вспомним, какими бывают гласные и согласные звуки. Перед вами 3 картинки: подушка, кирпич и колокольчик. Давайте запишем на подушке звуки, которые всегда бывают мягкими, на кирпиче - всегда твердые, а на колокольчике запишем сонорные звуки. (Три ученика записывают звуки на доске)  


Упр. 263

- Задание: подберите и запишите односложные слова с данными гласными звуками.

(кот и кит, тур и тир, сон и сын, суд и сад, шесть и месть)


- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нём написано: школа № 131, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем?

Слайд 7



Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”


-Ребята, а если между звуками произойдёт разлад? Как это случилось в одной сказке. Что же будет тогда?


Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а мы ведь все никому не нужны!» Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

- Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались вконец и не разошлись в разные стороны.


- И что же из этого получилось?


Слайд 5

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам!


-Что произошло? Почему получилась путаница?(звуки разругались, поменялись местами и т.д

- А теперь Юля и Аня прочтут нам стихи о звуках, у которых тоже есть любимые занятия.


Ель, топор и руки –

В каждом слове слышим звуки.

Эти звуки разные –

Гласные, согласные.

Гласные звуки – презвонкая штука

Могут и петь и кричать,

Могут в дремучем лесу поаукать,

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.


А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс: - змеиный слышен свист.

Шшш: - шумит опавший лист.

Жжж: - шмели в саду жужжат.

Рр: - моторы тарахтят.

В общем тут любому ясно:

Чтоб сказать ты слово мог, дружат гласная с согласной, составляют вместе слог.



Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.




Вспоминают, на какие группы делятся звуки, их характеристики, самопроверка по слайду.












































































Физкультминутка





















Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.










 -  Вы уже знакомы с понятием «транскрипция». На каких уроках чаще всего им пользуетесь? (На уроках английского языка) Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай слово». 

Перепишите в столбик транскрипции слов, которые вы видите на экране, а рядом укажите буквенную запись слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом для проверки этого задания.

У меня для вас есть еще одна игра, которая называется «Салат», в нее мы поиграем устно. (Слайд 12) 

Итак, в огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла такие, название которых состоит из: 2 слогов, 7 букв, 6 звуков; 2 слогов, с ударением на первый слог, 2 согласных звука мягких; 1 слога, все согласные звуки твердые; 4 слогов. Молодцы ребята вы отлично справились с заданием!


И напоследок  у меня припасены для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны, отвечая на них! (Слайд 13)

Чем кончается день и ночь?

Что стоит посредине земли?

Чем кончается лето и начинается осень?

Что находится в начале книги?

Что мы слышим в начале урока?

Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?

За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?


Здорово! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, плодотворно сегодня поработали!


Применение и закрепление полученных знаний в игровой форме: игры «Угадай слово», «Салат» (устно), шуточные вопросы

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).








ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с предложениями).

7.Рефлексия деятельности.


- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

Слайд 11

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

- Каких звуков больше: гласных или согласных?

Слайд 12




Подведение итогов урока (с помощью фраз-клише), заполнение кластера по теме «Фонетика»

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.


Слайд 13

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!