СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Комплексная подготовка к ЕГЭ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Комплексная подготовка к ЕГЭ".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Комплексная подготовка к ЕГЭ".»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ.



Тема: Комплексная подготовка к ЕГЭ.

Цели:

Повторение сложных случаев постановки ударения.

Повторение словарных слов.

Повторение пунктуационных правил.

Совершенствование навыков анализа текста.



Ход урока.



1. Оргмомент. Определение целей урока, основных этапов.

2. Разминка.

А. Орфоэпическая разминка. Класс делится на 4 варианта. Выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:

1 вар. – с ударением на первом слоге;

2 вар. – с ударением на втором слоге;

3 вар. – с ударением на третьем слоге;

4 вар. – с ударением на четвёртом слоге.

На экран проецируются слова:

ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.

Проецируются ответы:

1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен

2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство

3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ

4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕность.

Б. Орфографическая разминка. Класс делится на два варианта. 1вар. – выписывает из предложенных слова с пропущенной Е, 2 вар. – с пропущенной И.

На доску проецируются слова:

АККОМПАН..МЕНТ, Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ, ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.

Проецируются ответы:

1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент.

2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.

3. На экран проецируются слова ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Вам предложен ряд паронимов. Ученик по словарю лингвистических терминов определяет, что такое паронимы.

Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:

Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;

Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.

Параллельно два ученика получают карточки на восстановление текста.



Карточка 1.

Вставьте буквы, недостающие знаки препинания, укажите такой порядок предложений, чтобы получился текст.

1. Таким образом память человека способна вместить примерно столько битов информац..и, сколько её имеется в хр..нилищах самой большой библ..отеки России.

2. Мозг обычного человека может усвоить гр..мадное к..личество информац..и.

3. Причём в одной клетке много ми..лионов м..лекул каждая из которых содержит сотни ми..лионов частиц информац..и.

4. Это происходит потому, что мозг состоит и 9 – 12 ми..лиардов, а по последним подсч..там даже из 17 ми..лиардов нервных клеток.



Карточка 2.

Вставьте буквы, недостающие знаки препинания, укажите такой порядок предложений, чтобы получился текст.

1. При этом она занимает видное место в ряду русских писателей ХVIII века.

2. И только и..следователи изучающие литературу прошлого знают что она писала сказки пьесы и м..муарные записки.

3. Совреме..ным читателям произв..дения царицы соверше..но (не)извес..ны.

4. Имп..ратрица ЕкатеринаII была немкой по рождению и француженкой по любимому языку и в..спитанию.



5. Пунктуационный разбор. Учащийся выполняет у доски, на которой предложение уже записано.

Не должно быть слепых к красоте глухих к слову и настоящей музыке чёрствых к добру беспамятных к прошлому а для этого нужны знания нужна интеллектуальность дающаяся гуманитарными науками. ( По Д.С. Лихачеву)

Один из учеников получает задание найти в словаре определения слов ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ.

Можно ли данные слова назвать паронимами? Возможна ли взаимная замена?

Делаем вывод о том, что в первой части предложения говорится именно об интеллигентности. Можно ли сказать, что в данном предложении автор поднимает некие проблемы? Каковы они?

Проблема необходимости миру интеллигентных людей.

Проблема взаимосвязи интеллигентности и интеллектуальности.

Автор считает, что интеллигентность невозможна без интеллектуальности. В домашней работе поразмышляйте над одной из данных проблем, сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте её.



6. Класс самостоятельно выполняет задание по исправлению ошибок в спроецированном тексте. «Репетитор», уровень 5, занятие 2.

7. Домашнее задание. Учащимся предлагается текст и тестовые задания к нему.

1 Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России. Произошло оно довольно поздно, когда мне было уже под тридцать лет. Конечно, и до этого я бывал в Средней России, но всегда мимоходом и наспех.

2 Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре – и вдруг вспомнишь, что уже видел её когда-то очень давно, может быть, даже во сне, но полюбил всем сердцем.

3 Так же случилось у меня со Средней Россией. Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил её как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.

4 С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.

5 Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские места о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я не отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Тарусу – на её скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

6 С этим кустом и с пасмурным небом, помаргивающими дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь.

(К.Г. Паустовский.)

Задания.

Определите стиль речи:

а) научно-популярный;

б) разговорный;

в) публицистический;

г) художественный.

2. Определите тип речи:

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение.

3. Главная мысль не противоречит высказыванию :

а) самым плодотворным для К.Г. Паустовского оказалось знакомство со средней полосой России;

б) с воспоминанием об ивовом кусте и пасмурном небе «накрепко связана» жизнь Паустовского;

в) иногда бывает так, что случайно увиденное вдруг кажется знакомым и любимым.

4. Ведущим средством связи предложений в третьем абзаце является:

а) употребление местоимений;

б) лексический повтор;

в) употребление синонимов.

5. Предложения в первом абзаце связаны:

а) параллельной связью;

б) цепной связью.

6. Односоставные предложения входят в состав:

а) 1 и 2 абзацев;

б) 4 и 6 абзацев;

в) 2 и 3 абзацев.

7. Суффиксальным способом образованы слова:

а) поздно;

б) полевую (дорогу);

в) прожилка;

г) подолгу.

8. К какой части речи относятся слова:

а) наспех, вдруг, сейчас;

б) свою мной, этим;

в) наши простые русские (люди);

г) свою настоящую давнюю (родину).

9. Главное слово неверно указано в словосочетаниях:

а) полевую дорогу;

б) сейчас вспоминаю;

в) на берегу Оки;

г) связана накрепко.



Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому, а для этого нужны знания, нужна интеллектуальность, дающаяся гуманитарными науками.

( по Д.С. Лихачеву)

Выскажите свою точку зрения по поднятой здесь проблеме, аргументируйте её.



8. Подведение итогов урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!