Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | -Давайте настроимся на работу, зарядим наш организм положительной энергией. Вспомним нашу дыхательную гимнастику (дыхание на счет: на 6 вдыхаем, на 6 задержка дыхания, на 6 медленный выдох). | Приветствуют учителя. Дети выполняют дыхательную гимнастику. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
II этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | На минутке чистописания мы сегодня вспоминаем нижнее соединение в слияниях ОМ, НЯ, АЛ Маленькие берёзки тянулись к свету в густом березняке. Самостоятельно записать предложение, разобрать по членам и, если встретились в нём наши соединения, их подчеркнуть. -Ребята, я предлагаю вам разделить на две группы данные слова. На какие две группы можно разделить слова: Сказка, чистый, сказать, чистота, почистить, сказочный, подсказка, чистюля. -Почему вы так сделали? -А какие слова называются однокоренными? - Приведите пример своих однокоренных слов. - А что такое корень слова? - Итак, что же мы сегодня повторили? 2) Пробное действие. -Ребята, а какие признаки осени вы знаете? На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края.» Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись. - Итак, у кого появилось затруднение? - А у кого есть варианты ответа? (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:) | Самостоятельно записывают предложение, разбирают по членам предложения. Один работает у доски. Учащиеся распределяют данные слова на две группы. Это однокоренные слова. Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Приводят примеры. Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова, корень слова. Ответы детей. Учащиеся пробуют находить корень в слове. Учащиеся поднимают руки. Учащиеся выходят к доске, записывают слово, выделяют корень и объясняют полученный результат | Коммуникативные 1.Развиваем умение слушать и понимать других. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
III этап. Этап выявления места и причины затруднения. | -Что же нужно делать? - В чем возникло затруднение? -Почему же возникло затруднение? | Нужно остановиться и подумать. Мы не можем выделить корень. У нас нет способа нахождения корня слова. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в условиях затруднения) |
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения. | - Какова цель вашей дальнейшей деятельности? -А кто сформулирует тему урока? | Найти способ нахождения корня в слове Как найти корень в слове. | Регулятивные: устанавливать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока). |
V этап. Этап реализации построенного проекта. | -Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах. -Давайте обратимся к учебнику. -Откройте страницу 75. Прочитайте правило. -Какие вопросы можно составить к этому правилу? Обсудите в группе. -Какие вопросы вы составили? -А теперь каждая группа получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня. -Прочитай слово и пойми его смысл. -Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. -Проверь, близки ли они по смыслу. -Сравни родственные слова и выдели в них общую часть. -Это и будет корень слова. Выдели его знаком. -Лес, лесник, лесной Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку . Что позволяет делать этот план? - А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись. | Один из учащихся озвучивает правила работы в группах. Читают правило. Составляют вопросы к правилу. Что надо сделать, чтобы найти корень в слове? Как пишется корень в однокоренных словах? Работа в группе. Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты. Находить корень слова. - тя – (тягать , растяжка) | Регулятивные 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные (выполнение действий по алгоритму, установление причинно-следственных связей, доказательство). Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Теперь приступим к выполнению упражнения 133, стр. 75. -Объясните лексическое значение этих слов. -Выделите в однокоренных словах корень. | Корень -ДАЛ-: Далекий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить. Корень -ДОЛ-: дол, долинный, долина. Корень -МИР-: мир, мирный, мирить, помирить. | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
VII этап. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень: В лесу растёт кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью на нем созревают кедровые шишки. - Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет. - У кого есть ошибки? В чем они? - Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? - У кого нет ошибок, сделайте вывод. | Проверить себя, как мы научились находить корень слова. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка своих работ по эталону. Ответы детей. Нужно еще тренировать. Мы умеем находить корень слова. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; |
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. | Где нам может пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова? | Разбор слова по составу, проверка безударных гласных в корне слова | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи |
IX этап. Рефлексии УД на уроке. | Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли ли вы цели? Докажите. - Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа? -Где вы можете поработать над трудностями? Домашнее задание: упражнение 135. | Научиться находить корень в слове. Ответы детей. При выполнении домашнего задания. | Личностные (самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности). Познавательные (рефлексия способов и условий действия) |