СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: " Имена существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: " Имена существительные общего рода"»

    Урок русского языка   6 класс  «Имена существительные общего рода»            Учитель русского языка и литературы Леванова Светлана Александровна

Урок русского языка

6 класс

«Имена существительные общего рода»

Учитель русского языка и литературы

Леванова Светлана Александровна

Тип урока: урок сообщение нового материала. Цели урока:  -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных;  - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;  - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.  Метод обучения: проблемный урок.

Тип урока:

урок сообщение нового материала.

Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.

Метод обучения: проблемный урок.

Повторим! Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор предложения:  Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.      Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.

Повторим!

  • Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
  • Выполните синтаксический разбор предложения:
  • Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.
  • Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.

Постоянные признаки имен существительных. -собственные и нарицательные;   Маша картошка   - одушевлённые и неодушевлённые;  корова стул  - Относятся к 1, 2, 3 склонению;    - относятся к одному из 3-х родов !!!  ж.р., м.р., с.р.  парта кофе окно

Постоянные признаки имен существительных.

-собственные и нарицательные; Маша картошка

- одушевлённые и неодушевлённые; корова стул

- Относятся к 1, 2, 3 склонению;

- относятся к одному из 3-х родов !!! ж.р., м.р., с.р. парта кофе окно

Задание № 1  Запишите слова в 3 столбика, указывая род существительных. МЯЧ, ДВЕРЬ, ЛИСТОК, ТРАВА, ПОЛЕ,   СЕРДЦЕ, ЗАДИРА, ОСЕНЬ, ТИХОНЯ,   СОБАКА, УМНИЦА, КРАСОТА, ПОЛНОЧЬ

Задание № 1 Запишите слова в 3 столбика, указывая род существительных.

МЯЧ, ДВЕРЬ, ЛИСТОК, ТРАВА, ПОЛЕ, СЕРДЦЕ, ЗАДИРА, ОСЕНЬ, ТИХОНЯ, СОБАКА, УМНИЦА, КРАСОТА, ПОЛНОЧЬ

Тихоня? Умница? Задира?

Тихоня? Умница? Задира?

О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.  «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о  мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?  Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

О ком идёт речь?

«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

СРАВНИТЕ. «Умница, дочка!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.  «Сын, ну ты и соня!» – не выдержал папа.  А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?   Запишите существительные умница, непоседа ,  соня и определите род.

СРАВНИТЕ.

«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Сын, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа , соня и определите род.

А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.  «Дочь, ну ты и соня!» - не выдержал папа.  З апишите те же существительные и определите род.

А так можно?

«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Дочь, ну ты и соня!» - не выдержал папа. З апишите те же существительные и определите род.

ВЫВОД. Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода.  НО: Род – это постоянный признак имён существительных. Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?

ВЫВОД.

Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода.

НО:

Род – это постоянный признак имён существительных.

Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода?  Как они называются?

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?

Запомни! Существительные общего рода с окончаниями –а(-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Имена прилагательные согласуются с ними либо в мужском роде, либо в женском роде. Вася - круглый сирота. Валя – круглая сирота.

Запомни! Существительные общего рода с окончаниями –а(-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Имена прилагательные согласуются с ними либо в мужском роде, либо в женском роде.

Вася - круглый сирота.

Валя – круглая сирота.

Задание №2 Поставьте глагол в нужную форму.  1) Врач Иванова выписал… нужный рецепт.   2) Главный инженер завода Петухова  пригласил.. всех на совещание.   3) Депутат Скоморохин зачитал… свою предвыборную программу.

Задание №2

Поставьте глагол в нужную форму.

1) Врач Иванова выписал… нужный рецепт. 2) Главный инженер завода Петухова пригласил.. всех на совещание. 3) Депутат Скоморохин зачитал… свою предвыборную программу.

Найдите правильный ответ   Малообразованный, малознающий человек…. Неопрятный, нечистоплотный, неаккуратный…. Человек, который много плачет… Ненасытный, жадный в еде… Человек, который много трудится… Аня правша, а Дима… Умный, рассудительный человек…

Найдите правильный ответ

  • Малообразованный, малознающий человек….
  • Неопрятный, нечистоплотный, неаккуратный….
  • Человек, который много плачет…
  • Ненасытный, жадный в еде…
  • Человек, который много трудится…
  • Аня правша, а Дима…
  • Умный, рассудительный человек…
  Назовите слова, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем слова, которые характеризуют человека положительно. Определите род. Сластёна Обжора Плакса Сладкоежка Рёва Мямля Умница Зануда Задира Чистюля Тихоня Подлиза Ябеда Разиня Забияка Бедняжка

Назовите слова, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем слова, которые характеризуют человека положительно. Определите род.

Сластёна

Обжора

Плакса

Сладкоежка

Рёва

Мямля

Умница

Зануда

Задира

Чистюля

Тихоня

Подлиза

Ябеда

Разиня

Забияка

Бедняжка

Допиши окончание прилагательных и местоимений. Мой брат Витя – настоящ_ забияка. Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня. Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.

Допиши окончание прилагательных и местоимений.

Мой брат Витя – настоящ_ забияка.

Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.

Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру «Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение – положительные черты характера; 2 предложение – отрицательные черты характера; 3 предложение – своё отношение.

Творческое задание.

Написать сочинение – миниатюру

«Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – своё отношение.

Итог урока . Какова тема урока? Существительные общего рода. Что нового узнали? Существительные общего рода могут быть женского рода , если обозначают лица женского пола, и могут быть мужского рода , если обозначают лица мужского пола . Чему научились? Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.

Итог урока .

Какова тема урока?

Существительные общего рода.

Что нового узнали?

Существительные общего рода могут быть

женского рода , если обозначают лица

женского пола, и могут быть мужского рода ,

если обозначают лица мужского пола .

Чему научились?

Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.

Домашнее задание.    Параграф 49 – выучить правило.   Упражнение № 279 (письменно).

Домашнее задание. Параграф 49 – выучить правило.

Упражнение № 279 (письменно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!