Урок русского языка
6 класс
«Имена существительные общего рода»
Учитель русского языка и литературы
Леванова Светлана Александровна
Тип урока:
урок сообщение нового материала.
Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.
Метод обучения: проблемный урок.
Повторим!
- Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
- Выполните синтаксический разбор предложения:
- Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.
- Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.
Постоянные признаки имен существительных.
-собственные и нарицательные; Маша картошка
- одушевлённые и неодушевлённые; корова стул
- Относятся к 1, 2, 3 склонению;
- относятся к одному из 3-х родов !!! ж.р., м.р., с.р. парта кофе окно
Задание № 1 Запишите слова в 3 столбика, указывая род существительных.
МЯЧ, ДВЕРЬ, ЛИСТОК, ТРАВА, ПОЛЕ, СЕРДЦЕ, ЗАДИРА, ОСЕНЬ, ТИХОНЯ, СОБАКА, УМНИЦА, КРАСОТА, ПОЛНОЧЬ
Тихоня? Умница? Задира?
О ком идёт речь?
«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?
СРАВНИТЕ.
«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Сын, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа , соня и определите род.
А так можно?
«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Дочь, ну ты и соня!» - не выдержал папа. З апишите те же существительные и определите род.
ВЫВОД.
Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода.
НО:
Род – это постоянный признак имён существительных.
Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?
Запомни! Существительные общего рода с окончаниями –а(-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Имена прилагательные согласуются с ними либо в мужском роде, либо в женском роде.
Вася - круглый сирота.
Валя – круглая сирота.
Задание №2
Поставьте глагол в нужную форму.
1) Врач Иванова выписал… нужный рецепт. 2) Главный инженер завода Петухова пригласил.. всех на совещание. 3) Депутат Скоморохин зачитал… свою предвыборную программу.
Найдите правильный ответ
- Малообразованный, малознающий человек….
- Неопрятный, нечистоплотный, неаккуратный….
- Человек, который много плачет…
- Ненасытный, жадный в еде…
- Человек, который много трудится…
- Аня правша, а Дима…
- Умный, рассудительный человек…
Назовите слова, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем слова, которые характеризуют человека положительно. Определите род.
Сластёна
Обжора
Плакса
Сладкоежка
Рёва
Мямля
Умница
Зануда
Задира
Чистюля
Тихоня
Подлиза
Ябеда
Разиня
Забияка
Бедняжка
Допиши окончание прилагательных и местоимений.
Мой брат Витя – настоящ_ забияка.
Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.
Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.
Творческое задание.
Написать сочинение – миниатюру
«Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану:
1 предложение – положительные черты характера;
2 предложение – отрицательные черты характера;
3 предложение – своё отношение.
Итог урока .
Какова тема урока?
Существительные общего рода.
Что нового узнали?
Существительные общего рода могут быть
женского рода , если обозначают лица
женского пола, и могут быть мужского рода ,
если обозначают лица мужского пола .
Чему научились?
Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.
Домашнее задание. Параграф 49 – выучить правило.
Упражнение № 279 (письменно).