1.Личная практическая проба
| Стартовое задание и процедура его предъявления: В данном тексте найдите производные слова и определите способы словообразования: В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. Правда, сначала его никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу – что он жираф, а зайцу – что он заяц. | Дети самостоятельно выполняют задание и находят производные слова: 1.Тропический Забавный Сначала Никак Уехать 2. Тропический – от тропики – суф. Забавный- от забава – суф. Зверек - от зверь – суф. Сначала - от начало – преф.-суф. Никак - от как – префикс. Уехать ---- ехать – префикс. | 1.Сверяют выполнение задания, объясняют, какие слова выписали и почему. 2. Пробуют объяснить способ образования данных слов, обосновывают свои суждения. 3. Объясняют причины ошибочных сужений. | Учитель фиксирует неточности в рассуждениях, направляет поисковую деятельность, подводит к вопросу, который должен стать главным на уроке. | 2.Соорганизованно поставили вопрос урока: КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА?
|
3.Сооргани-зованная проба учебного действия
| Поисковое задание: Распределите слова, обозначая базу и форманты, на три группы Подбросить, престрогий, соавтор, разносчик, подсказка, набросок, собеседник, бессмыслица, освежить.
А как образованы слова приморье, выход, безногий? | Верный вариант: Префиксальный: Подбросить Престрогий Соавтор Суффиксальный: Разносчик Подсказка Набросок Префиксально-суффиксальный: Собеседник Бессмыслица Освежить Работа с «трудными случаями». Слово приморье образовано от слова море суффиксально-префиксальным способом, так как в образовании участвует префикс при- и суффикс –й. Слово выход образовано от глагола выходить при помощи нулевого суффикса. Слово безногий от слова нога – при помощи префикса без- и нулевого суффикса | Выясняют, какие трудности возникли и почему. Приходят к выводу, что сложнее определить способ образования, если в слове есть и префикс, и суффикс. | - Чем можно воспользоваться, если непонятен способ С/О? (СЛОВАРЕМ) Но словарь не всегда под рукой. Может, есть особые приемы? - Давайте понаблюдаем. В чем особенности префиксального способа? - А какова модель слов, образующихся суф. и суф. – префикс. способом? Как их различить? Основа + Суф. или Основа + Суф.+ префикс | 4.Соорганизованно построили учебное действие – нашли теоретический ответ на вопрос: 1. Подобрать производящую базу 2. Выделить формант 3.Установить способ: суф, преф., суф-префикс.
Слова образуются по модели Слово + префикс - Составим алгоритм? АЛГОРИТМ Есть однокоренное слово без приставки? Да – Префиксальный Нет – есть слово с основой без суффикса? Да – суффиксальный Нет – префиксально - суффиксальный |
5.
| Результирующее индивидуальное задание: Выполнение теста с последующей проверкой
| Тест В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1. Записать, разжечь 2. Поговорить, разговорчивый 3. Подвижный, подписка В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1. Травяной, безрукавка 2. Берёзовый, лесной 3. Домик, ошейник 3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1. вырастить, заросли 2. наездник, подоконник 3. подпись, подлесок 4. В каком ряду все слова образованы при помощи нулевой суффиксации? 1. синь, выход 2. заплыв, антимир 3. перерыв, лента 5. Какое слово является лишним в ряду? 1) перечитать, 2) пребыстро, 3) выключатель, 4) соавтор | Лично построили учебное действие – сделали свое «открытие» и спланировали, как достичь успеха в его самостоятельном использовании: Сопоставили результаты выполнения задания, проверили, как «работает» алгоритм. Если были ошибки, значит неверным был ход рассуждений. |