Тема: «Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица».
Класс: 4.
Учитель: Юррэ М.А.
Цель урока: расширить представление обучающихся о личных местоимениях, их употреблении в речи.
Задачи урока:
формировать умения распознавать местоимения в тексте, подбирать пропущенные местоимения;
развивать логическое мышление;
развивать речь обучающегося, умение обосновывать свое мнение;
воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.
Планируемые предметные результаты: обучающиеся научатся распознавать личные местоимения среди других частей речи; употреблять местоимения в речи.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
уметь осуществлять самооценку результатов;
уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;
уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
формулировать понятные высказывания, используя термины;
уметь сотрудничать с учителем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;
Методы работы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная, дифференцированная.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа, презентация, «Листы новых знаний», «Домики для местоимений», дифферинцированные задания на карточках.
Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство: Москва «Просвещение»2022г.
Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России». Автор В.П. Канакина. Издательство: Москва «Просвещение» 2015 г.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Мотивация к учебной деятельности:
Я смогу выполнить все задания.
У меня все получится.
Желаю успехов себе и друзьям.
2. Условия успешной работы на уроке.
Внимательно слушай окружающих.
Высказывай свое мнение.
Обобщай знания свои и однокласснников.
II. Самоопределение к деятельности.
-А сейчас послушайте стихотворение «Петя и слова»( упр. 113).
-Как вы думаете, ребята, почему я урок начала с этого стихотворения? (В нем встречаются местоимения)
-Какие местоимения прозвучали? Назовите.
-Что мы знаем о них?
-Дайте определение по ранее изученному материалу.
III. Определение темы и задач урока.
-Какова тема урока? (Местоимения. Уточняю: «Личные местоимения».)
-Что хотели бы узнать? Чему научиться?
-У всех на столах «Лист новых знаний» для работы в парах, в него будете записывать выводы по ходу урока.
IV.Открытие новых знаний.
1. Работа в тетради. Минутка чистописания.
Яя Яя Яя Яя
-Что можете сказать об этом знаке? (буква, дает два звука, не имеет своего звука, последняя в алфавите).
-А можно назвать ее словом? К какой части речи принадлежит?
Даша шла по осеннему лесу и любовалась природой.
-Скажите от своего имени. (Работа с предложением у доски и в тетрадях).
Вывод 1. Местоимение заменяет имя существительное. (отмечают в «Листе…»).
- Местоимений в русском языке немного, более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после существительных и глаголов. Это интересно: Эти слова заняли место имени существительного (На доске: МЕСТО ИМЕНИе)
Поэтому их и назвали местоимением. (Слайд ).
2. Работа с презентацией.
Чтение текста с большим кол-вом местоимений.
-Вам все понятно? (Нет).
-Почему?
Вывод 2. Местоимения указывают на предмет, но не называют его.
3. Упражнение «Предположение».
-Предположите, какое слово может быть ответом? (Читают текст «Я уже давно мечтаю о нем…»
Вывод 3. Отвечают на вопросы Кто? Что?
V. Физминутка. (Под музыку песни «Родина моя»)
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Какое слово объединяет «сто тысяч Я»? (Мы).
Я – Мы (один – много).
Вывод 4. Могут стоять в единственном и во множественном числе.
2. Найди местоимение, которое спряталось в слове.
Ягода, монолог, тыква, корона, выдра, мышь, кони, телефон.
Сгруппируйте.
Я – МЫ 1-е лицо
ТЫ - ВЫ 2-е лицо
ОН, ОНА, ОНО – ОНИ 3-е лицо
Расселяют в «домики».
Вывод 5. Местоимения имеют лицо 1-е, 2-е, 3-е. Личные местоимения.
3. Работа с текстом.
-Что вы заметили в тексте? ( повторяются слова)
-Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (заменить другими словами или местоимениями)
-К какой части речи относятся слова? (Существительное)
- Какими словами их можно заменить? (Она, оно, он, они)
Какой можем сделать вывод по этому исследованию?
Вывод 6. В 3-ем лице имеют род.
4. Разноуровневое задание по карточкам: зелёный цвет- лёгкое задание; красный цвет- сложное задание)
Подчеркни местоимения.
Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.
Вставь пропущенные местоимения.
… рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра … пойдём на речку? Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
7. Домашнее задание.
Учебник с.52 правило, упр. 116.
8. Итог урока. Упражнение «Четвертый лишний».
Местоимения делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов. Они , как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
9. Рефлексия
- Дополни одну из фраз:
Я получил (а) новые знания о …
Я понял(а)…..
Я постараюсь….
Мне было интересно…
Мне было трудно…
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ.
- А теперь послушайте стихотворение. (Цветы). Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
- О чем этот текст?
И не будет КРАСОТЫ! Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)
- Каждую секунду надо помнить, что человек – часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.
Презентация
1. Стихотворение «Родина моя»
2. Тема и цель урока
3. Девиз
4. Минутка чистописания
5. Вывод 1-ый
6. Тексты: «Весна», «Солнышко»
7. Это интересно
8. Вывод 2-ой
9. Плакат: Я о себе такого мнения
10. Физминутка
11. Разговор по телефону
12. Вывод 3-ий
13. Правило
14. Карточки: зелёный, красный
15. Д/з
16. Рефлексия
17. Чаще говорили «Мы»