СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему " Личные местоимения 1, 2, 3 лица"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему " Личные местоимения 1, 2, 3 лица"»

Тема: «Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица».

Класс: 4.

Учитель: Юррэ М.А.


Цель урока: расширить представление обучающихся о личных местоимениях, их употреблении в речи.

Задачи урока:

  • формировать умения распознавать местоимения в тексте, подбирать пропущенные местоимения;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать речь обучающегося, умение обосновывать свое мнение;

  • воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.

Планируемые предметные результаты: обучающиеся научатся распознавать личные местоимения среди других частей речи; употреблять местоимения в речи.

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

  • уметь осуществлять самооценку результатов;

  • уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;

  • уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

  • формулировать понятные высказывания, используя термины;

  • уметь сотрудничать с учителем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

Методы работы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная, дифференцированная.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа, презентация, «Листы новых знаний», «Домики для местоимений», дифферинцированные задания на карточках.

  • Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство: Москва «Просвещение»2022г.

  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России». Автор В.П. Канакина. Издательство: Москва «Просвещение» 2015 г.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Мотивация к учебной деятельности:

  • Я смогу выполнить все задания.

  • У меня все получится.

  • Желаю успехов себе и друзьям.

2. Условия успешной работы на уроке.

  • Внимательно слушай окружающих.

  • Высказывай свое мнение.

  • Обобщай знания свои и однокласснников.

II. Самоопределение к деятельности.

-А сейчас послушайте стихотворение «Петя и слова»( упр. 113).

-Как вы думаете, ребята, почему я урок начала с этого стихотворения? (В нем встречаются местоимения)

-Какие местоимения прозвучали? Назовите.

-Что мы знаем о них?

-Дайте определение по ранее изученному материалу.

III. Определение темы и задач урока.

-Какова тема урока? (Местоимения. Уточняю: «Личные местоимения».)

-Что хотели бы узнать? Чему научиться?

-У всех на столах «Лист новых знаний» для работы в парах, в него будете записывать выводы по ходу урока.

IV.Открытие новых знаний.

1. Работа в тетради. Минутка чистописания.

Яя Яя Яя Яя

-Что можете сказать об этом знаке? (буква, дает два звука, не имеет своего звука, последняя в алфавите).

-А можно назвать ее словом? К какой части речи принадлежит?

Даша шла по осеннему лесу и любовалась природой.

-Скажите от своего имени. (Работа с предложением у доски и в тетрадях).

Вывод 1. Местоимение заменяет имя существительное. (отмечают в «Листе…»).

- Местоимений в русском языке немного, более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после существительных и глаголов. Это интересно: Эти слова заняли место имени существительного  (На доске: МЕСТО ИМЕНИе)

Поэтому их и назвали местоимением. (Слайд ).

2. Работа с презентацией.

Чтение текста с большим кол-вом местоимений.

-Вам все понятно? (Нет).

-Почему?

Вывод 2. Местоимения указывают на предмет, но не называют его.

3. Упражнение «Предположение».

-Предположите, какое слово может быть ответом? (Читают текст «Я уже давно мечтаю о нем…»

Вывод 3. Отвечают на вопросы Кто? Что?

V. Физминутка. (Под музыку песни «Родина моя»)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Какое слово объединяет «сто тысяч Я»? (Мы).

Я – Мы (один – много).

Вывод 4. Могут стоять в единственном и во множественном числе.

2. Найди местоимение, которое спряталось в слове.

Ягода, монолог, тыква, корона, выдра, мышь, кони, телефон.

Сгруппируйте.

Я – МЫ 1-е лицо

ТЫ - ВЫ 2-е лицо

ОН, ОНА, ОНО – ОНИ 3-е лицо

Расселяют в «домики».

Вывод 5. Местоимения имеют лицо 1-е, 2-е, 3-е. Личные местоимения.

3. Работа с текстом.

-Что вы заметили в тексте? ( повторяются слова)

-Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (заменить другими словами или местоимениями)

-К какой части речи относятся слова? (Существительное)

- Какими словами их можно заменить? (Она, оно, он, они)

Какой можем сделать вывод по этому исследованию?

Вывод 6. В 3-ем лице имеют род.


4. Разноуровневое задание по карточкам: зелёный цвет- лёгкое задание; красный цвет- сложное задание)

  1. Подчеркни местоимения.

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.

  1. Вставь пропущенные местоимения.

рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра … пойдём на речку? Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?



7. Домашнее задание.

Учебник с.52 правило, упр. 116.

8. Итог урока. Упражнение «Четвертый лишний».

Местоимения делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторовОни , как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.


9. Рефлексия

- Дополни одну из фраз:

Я получил (а) новые знания о …

Я понял(а)…..

Я постараюсь….

Мне было интересно…

Мне было трудно…


- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и  старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ.















































- А теперь послушайте стихотворение.  (Цветы). Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.


 О чем этот текст?

И не будет КРАСОТЫ! Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)

- Каждую секунду надо помнить, что человек – часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.





Презентация

1. Стихотворение «Родина моя»

2. Тема и цель урока

3. Девиз

4. Минутка чистописания

5. Вывод 1-ый

6. Тексты: «Весна», «Солнышко»

7. Это интересно

8. Вывод 2-ой

9. Плакат: Я о себе такого мнения

10. Физминутка

11. Разговор по телефону

12. Вывод 3-ий

13. Правило

14. Карточки: зелёный, красный

15. Д/з

16. Рефлексия

17. Чаще говорили «Мы»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!