I. Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к получению знаний о личных местоимениях. | Активный метод (беседа, наглядный) | -Здравствуйте ,ребята. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! - Ребята,на столах у вас лежат конверты. Что в них находится? - Прочитайте внимательно слова. Ваша задача, работая в парах, разделить эти слова на 3 группы. (Весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые). - Давайте проверим вашу работу. -Объясните, почему вы так распределили слова. -Ребята, давайте вспомним, как называется эта часть речи? -Правильно. Это местоимения. Скажите, а вы хорошо знаете эту часть речи? Что вы можете сказать о ней. -Ребята, а сформулируйте тему нашего урока. -Молодцы, но мы будем говорить не просто о местоимениях, а о личных местоимениях. -А вы знаете, какие местоимения называют личными? -Тогда какую цель мы поставим перед собой? | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу в парах. 1)Весна,птицы,ручей—сущ. 2).Звонкий,яркая,весёлые—прил. 3)Я, ты, она —?... - Слова 1 гр.—это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? —Слова звонкий, яркая, весёлые-имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета. —А слова 3 гр. Обозначают, но не называют предмет. -Местоимения. Высказывания детей. -Тема нашего урока местоимение. -Нет. -Познакомиться с личными местоимениями. | Ф П Ф | доска, компьютер колонка, наглядное пособие. | Предметные: умение выделять местоимения среди других частей речи. Метапредметные: К: умение взаимодействовать с учителем. Р: умение формулировать тему и цель урока. П: умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: положительный настрой на работу. |
III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся. | Активный метод (частично-поисковый), интерактивный (работа в парах) | Итак, приступаем к решению первого пункта плана. -Ребята, возьмите в руки синюю карточку. Давайте послушаем телефонный разговор, найдём в тексте местоимения и подчеркните их. —Алло! Здравствуй, Настя. Это я – Полина. Ты хорошо меня слышишь? —Да. Привет, Полина. —Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома? —Нет, она ушла в магазин. —А Саша? Где он? —Саша ушёл на секцию по футболу. —А они скоро придут домой? —Не знаю. —Спасибо, Настя. Пока. - Удалось бы девочкам построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора? - Какое из этих местоимений будет лишним? Почему? - Сделайте вывод. -Молодцы, ребята, у каждого из вас на столе лежит цветочек. Нужно закрасить один лепесток. Если всё получилось, то зелёный цвет. Если испытал трудности – жёлтый, а если надо быть внимательнее, то красный, в следующий раз всё получится! -А теперь возьмите белую карточку. Давайте заполним таблицу -Скажите, как назвала себя Полина, начиная разговор? -Это 1 лицо, участвующее в разговоре. -А если бы Полина назвала себя и Настю одним словом, какое бы местоимение она употребила? Местоимения -я, мы указывают на того, кто говорит. - Как Полина обратилась к Насте, ко 2-му участнику диалога? -А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? Местоимения -ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. -Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними, то есть о третьих лицах? Местоимения -он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чем) говорят. -Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений? - Давайте сверим свои выводы с правилом у вас в учебнике. Посмотрите на экран. -Подтвердился наш вывод? - Для дальнейшей работы нам понадобится таблица, которую мы заполнили. Давайте сравним свою таблицу с таблицей в учебнике на с. 93. Внимание на экран. -Что заметили? - Молодцы! Допишите в каждый столбик то лицо, которое соответствует данным местоимениям. -Ребята, а теперь снова возьми свои цветочки, и закрасьте один лепесток. Зеленым цветом – если выполнил задание правильно. Желтым – были небольшие трудности. Красным – если нужно быть немного внимательнее. -А теперь давайте немного отдохнем. Вставайте из-за парт. Физминутка. Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). -Присаживайтесь. А теперь мы работаем в группах. 1ряд – 1 группа. 2 ряд – 2 группа. 3 ряд – 3 группа. -У каждой группы есть зеленая карточка. Возьмите ее. -Прочитайте текст, подчеркните личные местоимения и определите лицо и число у этих местоимений. -Итак, вы готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задание. 1 группа? -Ребята, скажите, правильно ли 1 группа справилась с заданием? 2 группа? -Ребята, скажите, правильно ли 2 группа справилась с заданием? 3 группа? -Ребята, скажите, правильно ли 3 группа справилась с заданием? -Молодцы, вы все справились с этим заданием. Возьмите в руки цветочки и закрасьте следующий лепесток. -А теперь возьмите в руки желтую карточку. Прочитайте. (Я, ты) нарисую ёлочку. А (вы, ты) что будешь рисовать? Когда (мы, он) приедет? Завтра ( она, мы) пойдём на речку. Почему (они, вы) улетают? -Выбери нужное местоимение. Запиши составленные предложения. -Готовы? Давайте проверим. -Какое местоимение вы выбрали в 1(2, 3, 4, 5) предложении? -Молодцы, ребята. А теперь выберите из этих местоимений любые 3, составьте предложения и запишите их . -Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте предложения на орфографические ошибки. -Кто хочет прочитать свои предложения? -Вы большие молодцы, возьмите свои цветочки и снова оцените свою работу. | Слушают учителя. Внимательно слушают текст и выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. -нет, было бы много повторений. -местоимения: я, ты, она, он, они. -местоимение они. -потому что оно во множественном числе. -личные местоимения бывают в единственном и множественном числе. Работают с оценочным материалом. Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу. -Она назвала себя – я. -Полина назвала бы себя и Настю - мы. -Она сказала Насте – ты. - Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы. - Девочки употребили местоимения он, она, они. - Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы. Таблица на экране Сравнивают свой вывод и правило с учебника. -да. Сравнивают таблицы и отвечают на вопросы учителя. -Местоимения, которые указывают на того кто говорит - это местоимения 1 лица. - Местоимения , которые указывают на того, к кому обращаются –это местоимения 2 лица. - Местоимения, которые указывают на того о ком или о чём идёт речь-это местоимения 3 лица. Работают с оценочным материалом. Выполняют физминутку и проговаривают некоторые личные местоимения. Выполняют работу в группе. Выходит представитель 1(2,3) группы, зачитывает текст, говорит какие слова они подчеркнули и какое лицо и число указали у каждого местоимения. Остальные ребята проверяют работу товарищей. Работают с оценивающим материалом. Самостоятельно выполняют задание. -я. -ты. -он. -мы. -они. Составляют и записывают предложения. Осуществляют взаимопроверку предложений. По желанию зачитывают свои предложения. Работают с оценочным материалом. | Ф И Ф И Ф Г Ф И | Раздаточный материал (карточка). Компьютер, USB – колонка. Раздаточный материал (карточка). Smart – доска, документ – камера. Smart – доска, документ – камера. Компьютер, USB – колонка. Раздаточный материал (карточка). Раздаточный материал (карточка). | Предметные: формирование общего представления о личных местоимениях -умение выделять их среди других частей речи. -умение определять число и лицо личных местоимений. -умение употреблять личные местоимения в устной и письменной речи. Метапредметные: К: умение высказывать и аргументировать свое мнение; - умение взаимодействовать в паре и в группах при выполнении учебных заданий. П: умение сравнивать, анализировать и делать выводы; - умение использовать знаково – символические средства, при работе в карточках - умение использовать различные источники информации, для получения знаний. Личностные: - умение отвечать на поставленные вопросы; - умение работать с информацией; - осознавать значение групповой и парной работы. |
IV. Рефлексивно-оценочный | Развивать умение производить оценку результатов учебной деятельности. | Активный метод (беседа) | -Вот и подошел наш урок к концу, время подвести итоги. -Скажите мне, что мы с вами сегодня сделали на уроке. Узнали, какие местоимения называют личными. Научились определять лицо и число личных местоимений. Научились находить личные местоимения в тексте. Научились правильно употреблять личные местоимения в письменной речи. -Молодцы, это значит, мы достигли цели, которую ставили на урок? -А теперь время оценить свою работу. Возьмите в руки все свои карточки и поставьте «+» около каждого правильно выпаленного задания. Посчитайте количество «+» и поставьте отметку в серединке цветочка. 5 плюсов – отметка 5; 4 плюса – 4; 3 плюса – 3; 2 плюса – 2. -Ребята, вам понравился урок? А теперь посмотрите на свои цветочки и сделайте вывод. Поднимите руку, если все у вас все лепестки зеленого цвета и вы усвоили материал в полном объеме. Если есть несколько желтых лепестков и некоторые задания были для вас сложными и непонятными. Если у вас преобладает количество красных лепестков и материал урока был сложным и непонятным. -Спасибо за урок. | Оценивают реализацию плана под руководством учителя. - да. Оценивают свою работу по карточкам -да/нет. Оценивают урок в целом. | Ф И | Компьютер, smart – доска. Раздаточный материал (карточки). | Предметные: умение анализировать результат своей деятельности и делать выводы. Метапредметные: К: умение выражать свои мысли. Р: оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Личностные: умение устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей и мотивов. |