СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Изучение нового материала.

Формы, приемы, методы.  Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог.

Цель урока: знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.

Задачи урока.

Предметные результаты:

  • Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
  • Различать местоимения и имена существительные.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи".»



Урок русского языка на тему

"Местоимение как часть речи:

его значение, употребление в речи".








Провела: учитель начальных классов

Елеева Земфира Тазеевна







Тип урока. Изучение нового материала.

Формы, приемы, методы.  Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог.

Цель урока: знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.

Задачи урока.

Предметные результаты:

  • Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

  • Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

  • Личностные результаты:
    – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
    – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

  • Регулятивные результаты:
    – самостоятельно определять учебную задачу
    – планировать свою деятельность по решению учебной задачи
    – адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

  • Познавательные результаты:
    – ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
    – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
    – осознают ценности своего языка.

  • Коммуникативные результаты:
    – применять правила делового сотрудничества
    – участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат:

Знать. Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи.

Уметь.

  1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики.









ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

 

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность, старательность.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

– Посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!", (слайд 2)
– А что такое тайна? (дети высказывают свои предположения)
– А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём.

– Откройте тетради и запишите число.


II: Постановка цели и задач урока.

1. Оформление работы (правила посадки при письме)

2. Словарная работа (по мультимедио): слушаем, записываем, с красной строки, первое слово с большой, остальные с маленькой, через запятую. (дети по одному выходят к компьютеру и записывают слова).

– Давайте вспомним, что такое речь? (Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем)




– Какие части речи вам знакомы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)


– К какой части речи относятся слова, которые мы записали? (Существительное)
– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Что такое глагол?
– Я предлагаю выполнить вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (Нужно распределить слова по частям речи)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

 

 

 




Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.
(Один работает у доски, остальные на карточках)
– Ребята, давайте проверим: назовите имена существительные, имена прилагательные, глагол. (Слайд 3)
– Почему вы не все слова распределили? (они не относятся ни к одной из групп)
– А мы употребляем их в речи? (Да)
– Значит они тоже часть речи? (Да)
– А как называется эта часть речи?




– Не все ребята знают, значит, какая цель нашего урока? (Узнать, как называется новая часть речи)

III: Актуализация знаний.

– Прочитаем предложения и сравним их. (Слайд № 4)

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.


– О ком говориться в первом предложении?
– О ком говориться во втором предложении?
– Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова).
– Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово сова другим словом).
– Вместо какого слова употребили слов она?
– Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются местоимения (Cлайд 5)

IV: Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа по учебнику

– Открываем учебники, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Что такое местоимение)
– Прочитаем текст.
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? (предмет)
– Тогда сделайте небольшой вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает)


– Тогда я предлагаю вам продолжить предложения, выбрав верные высказывания: (Слайд 6)






  1. Задание по выбору. Работа в парах.

– Ребята, будем работать в парах, при этом вспоминаем правила работы в парах.

Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.

 

1. Меня зовут Владислав. _______ учусь во 2 классе.

2. Я буду рисовать, а ______почитай сказку.

3. Ученик вышел к доске.  ________ хорошо подготовился к ответу.

4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.

5. Утром взошло солнце.  _________ весело улыбалось с неба.

6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.

7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. _________ располагайтесь поудобнее.

8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.


- Какие слова вы вставили вместо пропусков?

(Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

-Верно, молодцы! Скажите, слова какой части речи заменили эти слова (местоимения)?

(Местоимения заменили имен существительных.)

- Верно. Какой вывод можем сделать?

(Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные и другие части речи.)

-Верно.

Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные и другие части речи. В тексте они занимают место имени существительного, поэтому так и называются – местоимениями.


– Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

(я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).













Физминутка.

Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).



V: Первичная проверка понимания.

1. Работаем по учебнику.

– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения.
– Объясните, как вы её понимаете.
– Спишем выделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Для чего их использовал автор?

VI: Закрепление изученного материала.




1.  Упражнение.

– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.
– Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово.
– Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради.

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они), ягода (она), трава (она), берёза (она), рисунок (он), поле (оно), серёжки (они).

2. Работа на ноутбуках

–  А сейчас поиграем, откроем ноутбуки, найдём 2 упражнение "Помоги братьям лосям спуститься на землю", для этого правильно распредели мешочки по корзинкам.
– 1 ребёнок работает у доски.

3. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом

1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.
2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу.
3) Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.
– Прочитаем предложения.
– Что вы заметили необычного?
– Задание. Заменить повторяющиеся имена существительные местоимениями.
– Списать: 1 ряд – первую строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку.
– Поверка: читаем по рядам, ученик, который читал, работает у мультимединой доски.



VII: Итог урока.

1. Вопросы:

– Назовите местоимения.
– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?







2.  Домашнее задание

– по рабочей тетради.
– объяснить задание.

3. Выставление оценок

VIII: Рефлексия.

– Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
– Оцените свою работу при помощи смайликов (слайд 8)

  1. Я понял, что такое местоимения.

  2. Я не совсем понял, что такое местоимения.