Урок русского языка на тему
"Местоимение как часть речи:
его значение, употребление в речи".
Провела: учитель начальных классов
Елеева Земфира Тазеевна
Тип урока. Изучение нового материала.
Формы, приемы, методы. Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог.
Цель урока: знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.
Задачи урока.
Предметные результаты:
Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
– самостоятельно определять учебную задачу
– планировать свою деятельность по решению учебной задачи
– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
– ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
– осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
– осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
– применять правила делового сотрудничества
– участвовать в продуктивном диалоге.
Предполагаемый результат:
Знать. Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи.
Уметь.
Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность, старательность.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
– Посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!", (слайд 2)
– А что такое тайна? (дети высказывают свои предположения)
– А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём.
– Откройте тетради и запишите число.
II: Постановка цели и задач урока.
1. Оформление работы (правила посадки при письме)
2. Словарная работа (по мультимедио): слушаем, записываем, с красной строки, первое слово с большой, остальные с маленькой, через запятую. (дети по одному выходят к компьютеру и записывают слова).
– Давайте вспомним, что такое речь? (Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем)
– Какие части речи вам знакомы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
– К какой части речи относятся слова, которые мы записали? (Существительное)
– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Что такое глагол?
– Я предлагаю выполнить вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (Нужно распределить слова по частям речи)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.
(Один работает у доски, остальные на карточках)
– Ребята, давайте проверим: назовите имена существительные, имена прилагательные, глагол. (Слайд 3)
– Почему вы не все слова распределили? (они не относятся ни к одной из групп)
– А мы употребляем их в речи? (Да)
– Значит они тоже часть речи? (Да)
– А как называется эта часть речи?
– Не все ребята знают, значит, какая цель нашего урока? (Узнать, как называется новая часть речи)
III: Актуализация знаний.
– Прочитаем предложения и сравним их. (Слайд № 4)
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.
– О ком говориться в первом предложении?
– О ком говориться во втором предложении?
– Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова).
– Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово сова другим словом).
– Вместо какого слова употребили слов она?
– Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются местоимения (Cлайд 5)
IV: Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику
– Открываем учебники, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Что такое местоимение)
– Прочитаем текст.
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? (предмет)
– Тогда сделайте небольшой вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает)
– Тогда я предлагаю вам продолжить предложения, выбрав верные высказывания: (Слайд 6)
Задание по выбору. Работа в парах.
– Ребята, будем работать в парах, при этом вспоминаем правила работы в парах.
Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.
1. Меня зовут Владислав. _______ учусь во 2 классе.
2. Я буду рисовать, а ______почитай сказку.
3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.
4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.
5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.
6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.
7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. _________ располагайтесь поудобнее.
8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.
- Какие слова вы вставили вместо пропусков?
(Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
-Верно, молодцы! Скажите, слова какой части речи заменили эти слова (местоимения)?
(Местоимения заменили имен существительных.)
- Верно. Какой вывод можем сделать?
(Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные и другие части речи.)
-Верно.
Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные и другие части речи. В тексте они занимают место имени существительного, поэтому так и называются – местоимениями.
– Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
(я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
V: Первичная проверка понимания.
1. Работаем по учебнику.
– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения.
– Объясните, как вы её понимаете.
– Спишем выделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Для чего их использовал автор?
VI: Закрепление изученного материала.
1. Упражнение.
– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.
– Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово.
– Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради.
Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они), ягода (она), трава (она), берёза (она), рисунок (он), поле (оно), серёжки (они).
2. Работа на ноутбуках
– А сейчас поиграем, откроем ноутбуки, найдём 2 упражнение "Помоги братьям лосям спуститься на землю", для этого правильно распредели мешочки по корзинкам.
– 1 ребёнок работает у доски.
3. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом
1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.
2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу.
3) Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.
– Прочитаем предложения.
– Что вы заметили необычного?
– Задание. Заменить повторяющиеся имена существительные местоимениями.
– Списать: 1 ряд – первую строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку.
– Поверка: читаем по рядам, ученик, который читал, работает у мультимединой доски.
VII: Итог урока.
1. Вопросы:
– Назовите местоимения.
– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?
2. Домашнее задание
– по рабочей тетради.
– объяснить задание.
3. Выставление оценок
VIII: Рефлексия.
– Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
– Оцените свою работу при помощи смайликов (слайд 8)
Я понял, что такое местоимения.
Я не совсем понял, что такое местоимения.