2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 149с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
1.4 Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс : учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / В. П. Канакина. —4-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 174 с. —(Школа России).
Этапы урока, задачи работы (общепедагогические задачи этапа урока, воспитательные, развивающие, образовательные) | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: постановка системы перспектив Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Никитична, сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Проверьте готовность к уроку. На вашей парте должна лежать тетрадь, учебник русского языка и пенал. - У кого всё из перечисленного лежит на парте, можете присаживаться. - Ножки стоят на полу, спинка прямая, ручки лежат домиком на парте, все внимание на меня. - Ребята, а для чего мы изучаем русский язык? Какие знания мы получаем на уроках русского языка? Сможем ли мы обойтись без этих знаний? Почему? - Верно, уроки русского языка очень важны для нас, ведь русский – это наш родной язык, который мы должны знать и уважать. На уроках русского языка мы узнаем, как нужно грамотно говорить, развиваем нашу речь, учимся красиво писать. | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию | - А чтобы красиво писать, предлагаю провести минутку чистописания. - А перед тем как писать, важно размять наши пальчики. Поставьте локти на парту. Потрите сначала большой палец левой руки, затем указательный, и т.д. Теперь потрите большой палец правой руки, указательный и т.д. - Писать мы будем следующее предложение. Кто желает прочитать? (на доске: Мы изучаем русский язык). Не забывайте про правильную осанку. Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Вижу каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. Обе ручки опираются о край стола, а локти выступают за край стола. Придерживаем тетрадь левой рукой - ручку возьмем правильно. Откройте свои тетради. Отступите от прошлой записи 2 строки, в третьей запишите дату – 14 апреля, затем классная работа. С красной строки красивым аккуратным почерком запишите предложение с доски. Следите за тем, чтобы буквы были одинакового размера, высоты, под наклоном. Те, кто закончил, посмотрите еще раз на образец написания, и на то, что записали вы. Сравните, возьмите простой карандаш и обведите ту букву, которая больше всего похожа на образец. Поднимите руку те, кто обвел хотя бы одну букву? - Молодцы! - Я вижу, что уже все закончили. Теперь возьмите простой карандаши подпишите, к какой части речи относятся слова. - К какой части речи относится «язык»? (сущ.), «русский»?(прил.), «изучаем»? (гл.). - Какое слово осталось не названным?(мы) Почему? (потому что не знают). | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию, осуществляют рефлексию деятельности); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его ). |
3. Выявление проблемы. Постановка целей и задач урока Задача: Сообщение темы урока и составление плана действий. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, постановка системы перспектив Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль | - А чтобы узнать, к какой части речи относится слово «мы», я предлагаю решить кроссворд. Я буду читать вопрос, а ваша задача – по поднятой руке ответить на него. 1) Какое число используется для обозначения нескольких предметом? 2) Какое из перечисленных слов является существительным: тёмный, театр, терпеть. 3) Какая часть речи отвечает на вопрос кто?что? 4) Какое слово написано верно: тарелка, мошина, сабака. 5) Какая часть речи отвечает на вопрос что делать? Что сделать? 6) Найди в предложении прилагательное: В коробке лежит живой жук. 7) Как называется опасное место в слове? 8) Какое из перечисленных слов является глаголом: дерево, деревянный, делать. 9) Какое из перечисленных слов является прилагательным: умный, умничать, умник. 10) Какая часть речи отвечает на вопрос какой? Какая? Какие? - Ребята, какое слово у нас получилось? (местоимение) Значит ,какая тема будет у нашего урока? («Местоимение» на доске) - Давайте составим план нашего урока. - Что мы сегодня узнаем? (узнаем ,что такое местоимение) - Чему мы сегодня научимся? (научимся употреблять в речи, находить в тексте, использовать) 1) Узнать, что такое местоимение 2) Научиться находить местоимения в тексте. - Сейчас, придвиньте к себе карточки. Найдите первый столбик «начало урока» и постарайтесь записать, что такое местоимение, как вы понимаете.. А в конце урока мы с вами заполним второй столбик и сравним. Даю вам на работу 3 минуты. (обучающиеся работают с карточками) | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его ). |
4. Решение проблемы Задача: решить учебную задачу и обсудить проект ее решения, обеспечить развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация, работа с учебником. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль | - Вижу все закончили. Отложите карточки в сторону. - Сейчас мы узнаем, что же такое местоимение. Я буду зачитывать начало фразы, а вы будете продолжать. (на слайде) - Наше предложение состоит из… (слов) - Каждое слово – это …. (часть речи) - Значит, местоимение – это тоже … (часть речи). Итак, мы сделали вывод, что «Местоимение – это часть речи» (на доске) - Ребята, чтобы вы поняли, что такое мест…, я хочу рассказать вам сказку про Местоимение. Хотите послушать? (да) - Сказка называется «Достойная замена» В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Русского языка. В ней жили различные части речи. Однажды, Существительное обратилось к Местоимению: - Будьте любезны, — сказало Существительное, — займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило... Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей — местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, они, оно могут заменить любое Существительное. - Понравилась вам сказка? Для чего нужно местоимение? (чтобы заменять прилагательные и существительные). Часто ли употребляются местоимения?(да) - Мы с вами выяснили, что местоимения употребляются часто и, обычно, заменяют существительные. А чтобы выяснить, так ли это, предлагаю взглянуть на слайд. - Кто изображен на слайде? (лягушка и мышка). Из какой они сказки? (Теремок). Послушайте отрывок из сказки: - Кто внимательно слушал и понял, какие слова пропущены? (мышка и лягушка). - С какой целью в сказке употреблены выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо или предмет? (нет. Употреблены чтобы заменить существительное) - На что указывает слово «он»? Кто себя называет словом «я»? К кому обращаются с речью, употребляя слово «ты»? Вместо каких имен существительных употребляется слово «они»? - Как вы думаете, где в этом тексте местоимения. -Давайте сделаем вывод, что же такое местоимение, зачем оно нужно? - Местоимение называют предмет? ( нет, это др. ч.р.) - Указывают ли они на предмет речи? (Да) - Откройте учебник на странице 101. И найдите правило, что такое местоимение в оранжевом окошке. Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать правило? - Назовите еще раз местоимения. Что делает местоимение? (указывает на предмет, но не называет его) - Кто хочет своими словами сказать , что такое местоимение? - Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их. Какие слова вы будете выписывать. - Прочитай… это какая часть речи? - Прочитаем первый пункт плана. Выполнили ли мы его? | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию, осуществляют рефлексию деятельности); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его ). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о понятии «местоимение» и его значении, умеют употреблять местоимения в речи, распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, различать местоимения и имена существительные. познавательные УУД (осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его ). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о понятии «местоимение» и его значении, умеют употреблять местоимения в речи, распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, различать местоимения и имена существительные. |
5. Физминутка. Задача: снять у обучающихся мышечное напряжение. | Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | - Ребята, мы с вами хорошо поработали и немного устали, поэтому немного отдохнем.. - Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать соседу. - Я буду проговаривать слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте нужное действие. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.) Утром рано умывались, Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом.) Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо наклонялись, Влево наклонялись. Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте.) - Молодцы, присаживайтесь на свои места. | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию,) |
6. Первичное закрепление Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью познавательных УУД , коммуникативных УУД, личностных УУД, регулятивных УУД. | Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение, упражнение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | - Вижу вы поняли, что такое местоимение и узнали какие местоимения бывают. Поэтому, я предлагаю проверить ваши знания и выполнить следующее задание. - Ребята, послушайте стих. - Прочитайте выделенные слова - Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор? (местоимение. Чтобы указать на предмет) - Каких местоимений в стихотворении нет? Если забыли, смотрим в правило. (он, она, они, вы) - Ребята, что мы сейчас делали? (находили местоимения в тексте). Верно, находили местоимения в тексте. Какую задачу мы выполнили? (вторую) - Помните, я читала вам отрывок из сказки «Теремок»? Найдите его в учебнике на странице 100. Я хочу предложить вам интересное задание! Вы в парах должны определиться, кто будет Мышкой-Норушкой, а кто Лягушкой-квакушкой, прорепетировать отрывок и выступить перед классом! Даю вам на подготовку 2 минуты. (2 пары обучающихся выступают с инсценировкой перед классом) - Какие хорошие сценки у вас получились! Вы прямо настоящие актеры! Молодцы те, кто выступал и те, кто сидел и репетировал. Я видела, что все активно работали. Давайте похлопаем друг другу! - Посмотрите, на ваших партах лежат карточки с текстом. Сейчас, мы еще раз потренируемся находить местоимения в тексте. Вам необходимо внимательно прочитать текст, найти местоимения и обвести их. Кто закончил – сядьте прямо и посмотрите на меня. Гуляя по лугу, я увидела красивые цветы. Они были и красными, и синими, и желтыми. Я сорвала один цветочек. Он был красивого синего цвета. Я показала цветок маме и папе. Мы поставили цветок в маленькую вазочку. Папа сказал, что этот цветок называется василёк. - Сколько местоимений вы нашли? (6) - Прочитайте первое предложение. Назовите местоимение. - Кто нашел все местоимения, покажите класс. Кто не нашел одно-два местоимения, хлопните в ладоши. Вы все большие молодцы. Я вижу вы действительно научились находить местоимения в тексте. | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию, осуществляют рефлексию деятельности); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его ). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о понятии «местоимение» и его значении, умеют употреблять местоимения в речи, распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, различать местоимения и имена существительные. |
7. Рефлексия учебной деятельности. Задача: подведение итогов деятельности на уроке. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | - Ребята, наш урок подходит к концу. Помните, в начале урока мы заполняли на карточке первый столбик? Возьмите карточки и заполните второй столбик «конец урока». Запишите, что такое местоимение. Кто желает прочитать? Отличаются ли у вас первый и второй столбик? - Какая тема была на уроке? (Местоимение) - Какие части речи заменяет местоимение? - Назовите местоимения. - Чему научились? Что узнали? Что особенно понравилось на уроке? - Предлагаю вам оценить себя. Нарисуйте на смайлику улыбку, если у вас всё получилась и было интересно. Нарисуйте серьезное лицо, если было что то не понятно. Нарисуйте грустное лицо, если у вас ничего не получилась и было не интересно. Покажите свои смайлики. Вижу у большинства смайлики улыбаются! Я рада что у вас всё получилось! - Мне было очень приятно с вами работать. -Встаньте.Урок русского языка закончен. До свидания! | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют осуществлять волевую саморегуляцию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют рефлексию деятельности); познавательные УУД (строят несложные рассуждения); коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса, отвечают на вопросы учителя, умеют строить строить высказывание в устной форме и аргументировать его ). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о понятии «местоимение» и его значении, умеют употреблять местоимения в речи, распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, различать местоимения и имена существительные. |