СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Моя семья"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока для учащихся 6 класса по теме "Моя семья".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Моя семья"»

УРОКИ: 27

Тема: Моя семья

Школа: КГУ «Соколовская средняя школа Кызылжарского района»

Дата:

Ф.И.О. учителя: Нечаева Елена Николаевна

КЛАСС: 6

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

(Ч) 6.2.3.1 понимать применение фразеологизмов, обращений, однородных членов предложений, вопросительных и восклицательных, побудительных предложений, основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая известную и неизвестную информацию;

(СРН) 6.4.2.1 использовать фразеологические обороты; образовывать степени сравнения имён прилагательных.

Цели урока

Все учащиеся смогут:

Применять фразеологизмы, обращения и однородные члены предложения; понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая известную и неизвестную информацию;

Большинство учащихся смогут:

Понимать применение фразеологизмов, обращений, однородных членов предложения;

Некоторые учащиеся смогут:

Использовать полученные знания для анализа, описания, аргументации, подведения итогов в разных сферах жизнедеятельности.

Языковая цель

Учащиеся могут:

Правильно образовывать степени сравнения имён прилагательных.

Ключевые слова и фразы:

Пустой звук, душевные ожоги, жить душа в душу, души не чаять друг в друге, светлая голова, не разлей вода.

Полезные фразы для диалога/письма:

Вопросы для обсуждения:

-Как можно назвать слова «род», «родина», «родные», «родимый» с точки зрения русского языка (морфемики)? (Однокоренные).

-Каким общим корнем они объединены?

-Какое значение в жизни каждого человека играют слова, имеющие корень -род-?

- Что значит «забыть, что они отец и мать»?

-Можно ли назвать людей, забывших о своих детях, родителями? Почему?

-С кем Серёжа делился своими впечатлениями от прожитого дня, последним куском хлеба?

-Что произошло с Серёжиным другом?

-Можно ли сказать о том, что Николай стал настоящим отцом мальчику?

-Как вы думаете, какие ожоги – телесные или душевные – заживают дольше? Почему?

-Почему рассказ Бориса Ганаго заканчивается словами о том, что «Серёжа – самый счастливый человек на свете»? Действительно ли это так?

-В данном тексте нам встретились следующие выражения: пустой звук, заживают душевные ожоги. Как называются в русском языке подобные выражения? (Фразеологизмы).

Письменные подсказки:

Я считаю, что… Я думаю, что… По моему мнению, …

Предыдущее обучение

Данный раздел основывается на знаниях и навыках, сформированных у учащихся в 5 классе

План

Планируемое время

Запланированные задания

Ресурсы

Начало


Приветствие учителя, пожелание хорошего дня.

Борис Ганаго «Они забыли…»

Род, родина, родные, родимый… Увы, кого-то эти слова — пустой звук. Жил Сережа с родителями, да разве являлись они отцом и матерью? Они думали только о выпивке. Напиваясь, отец зверел и избивал своего малыша. Мальчик убегал из дому и ночевал летом в парке, а зимой в подъездах.

Пропив все, родители продали квартиру, забыв, что они отец и мать. И уехали куда-то, не вспомнив про сына.

Сережа оказался один, без дома, а было ему всего пять лет. Пищу он искал в мусорках, иногда голодал сутками.

Как-то он подружился с таким же бездомным мальчиком. Вдвоем было лучше. Однажды они устроились на ночлег в старой машине на свалке и заснули. Что им снилось? Может быть, дом, тарелка с кашей, от которой шел вкусный пар, или мама, еще трезвая мама, поющая колыбельную песню?

Проснулся Сережа от едкого дыма — машина горела. Дверь заклинило, огонь уже обжигал лицо, руки. Сергей изо всех сил толкнул дверцу, выскочил, попытался вытащить друга, но машина взорвалась. Ударной волной его отбросило в сторону. Он потерял сознание; придя в себя и увидев свое обгоревшее лицо, решил только по ночам выходить на поиски пищи. Малыш страдал от сильных ожогов. Ему казалось, что он забыт и брошен всеми.

Однажды – о неисповедимые пути Господни! — его на свалке нашли журналисты. Взволнованные судьбой бездомных детей, они рассказали о мальчике по телевидению.

Уже на следующий день в студию позвонил мужчина, назвавший себя Николаем. Он сказал, что хочет найти Сережу и усыновить его. Вскоре Николай увез мальчика к себе в деревню. Добрые люди собрали деньги на операцию. Теперь ожогов уже не видно. Заживают и душевные ожоги. Сережа учится в школе. Он самый счастливый человек на свете — у него есть дом, есть отец.

-Как можно назвать слова «род», «родина», «родные», «родимый» с точки зрения русского языка (морфемики)? (Однокоренные).

-Каким общим корнем они объединены?

-Какое значение в жизни каждого человека играют слова, имеющие корень -род-?

- Что значит «забыть, что они отец и мать»?

-Можно ли назвать людей, забывших о своих детях, родителями? Почему?

-С кем Серёжа делился своими впечатлениями от прожитого дня, последним куском хлеба?

-Что произошло с Серёжиным другом?

-Можно ли сказать о том, что Николай стал настоящим отцом мальчику?

-Как вы думаете, какие ожоги – телесные или душевные – заживают дольше? Почему?

-Почему рассказ Бориса Ганаго заканчивается словами о том, что «Серёжа – самый счастливый человек на свете»? Действительно ли это так?

-В данном тексте нам встретились следующие выражения: пустой звук, заживают душевные ожоги. Как называются в русском языке подобные выражения? (Фразеологизмы).

-Определите значение этих фразеологизмов.

Пустой звук — Пренебр. Лишённые всякого значения, смысла слова, ничего не значащие высказывания.

Душевные ожоги – оставшиеся болезненно переносимые впечатления от увиденного или пережитого. 

ФО: наблюдение и комментарий учителя, «Комплимент»



























Середина урока
























-Что называется именем прилагательным?

-Для какого типа речи (текста) важно наличие большого количества имён прилагательных?

Чтение правила об образовании степеней сравнения имён прилагательных.

-Выполним письменно упр.166 (по два слова у доски).

Короче – более/менее короткий, Длинный – более/менее длинный, интереснее – более/менее интересный, удивительный – более/менее удивительный, чище – более/менее чистый, образованнее – более/менее образованный, культурнее – более/менее культурный, серьёзнее – более/менее серьёзный, длиннее – более/менее длинный.

-Давайте с вами вспомним, что такое фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов: бить баклуши, души не чаять друг в друге, закадычный друг, на седьмом небе от счастья.

-Приведите примеры фразеологизмов.

-Как вы думаете, для чего многие писатели, журналисты, да и просто обычные люди используют в своей речи фразеологические сочетания? (Конечно, для того, чтобы сделать её образной и красивой).

Задание:

  1. Прочитайте текст. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, определите их значение. Какова их роль в тексте? (Придают речи живость и образность, точность, делают её красивой, эмоционально насыщенной. Фразеологизмы позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение).

  2. Найдите в тексте однородные члены предложения. Определите их роль в тексте (Подробно охарактеризовать предмет или действие, позволяют сформулировать мысль точнее, делают нашу речь выразительной, передают интонацию).

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве две сестры. И жили они душа в душу. И были они не разлей вода. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совали, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела. И поэтому даже фортуна им улыбалась. И смотреть на них, и слушать любо-дорого. И глядя на них, сердце радовалось.

Жить душа в душу – жить дружно.

Не разлей вода – дружные, не ссорились.

Как две капли воды – очень похожи друг на друга.

Золотые руки – способность хорошо делать что-либо.

Светлая голова – ясно, логично мыслящий человек, умный человек.

Подставлять плечо – помогать, поддерживать в трудную минуту.

Жить с чистой совестью – жить по справедливости: не лгать, не делать никому плохо.

Совать палки в колёса – намеренно мешать кому-либо в достижении целей.

Сбивать с истинного пути – толкать к совершению ошибок, запутывать.

Совать нос в чужие дела – крайне нездоровый интерес к чужим делам, человека, который влезает в чужое дело.

Фортуна улыбнулась – удача сопутствует в делах.

Сердце радуется – находиться в хорошем настроении по какому-либо поводу.

ФО: «Аплодисменты»

Задание: Составьте небольшой текст (6-10 предложений) на тему «Семья» с использованием фразеологизмов.

Дескрипторы:
-пишет текст;

-раскрывает тему;

-использует фразеологизмы (не менее 4-х);

-правильно применяет фразеологические сочетания в тексте.




























































Конец


  • Рефлексия

  • Метод «Три М»

  • Задание: назовите три положительных момента, которые удались вам сегодня на уроке.

  • Домашнее задание: упр.167, 163.



Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?


Межпредметные связи

Здоровье и безопасность

Поддержка ИКТ

Ценности


  • Предтекстовая стадия урока

ФО: наблюдение и комментарий учителя, «Словесная похвала»

Текстовая стадия урока

ФО: «Комплимент», «Аплодисменты»

Послетекстовая стадия урока

Метод ФО: «Три М»

Литература

Самопознание

Ценность: истина и любовь

Качества: поиск истины, вера в себя и свои силы, дружба, милосердие, преданность.




2