Тема урока | Времена глаголов |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Сформировать представление о временных формах глагола |
Задачи | -познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола. -воспитывать умению слушать учителя, своих одноклассников. -развивать память, внимание, логическое мышление, формировать правильную речь, формулировать собственные выводы, развивать интерес к предмету. |
Планируемые результаты | -познакомить с тремя временными формами глагола; -знать временные формы глагола; -уметь изменять глаголы по временам; -способствовать привитию интереса к родному языку; |
Личностные результаты | -формировать положительную мотивацию к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой. |
Универсальные учебные действия | Коммуникативные УУД : -участвовать в диалоге; -формирование умений работать в парах; Регулятивные УУД: -формировать умение определять цель деятельности на уроке; -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -отличать новое от уже известного с помощью учителя; -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Глагол , время |
Ресурсы | Учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть, УМК Школа России; презентация |
Межпредметные связи | Русский язык – Литературное чтение |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, проблемный метод, ИКТ, самостоятельная работа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учителя |
1.Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Борисовна , и сегодня я проведу у вас урок русского языка . Долгожданный дан звонок – начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! - Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал. | -Приветствуют -Проверка рабочего места |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Минутка чистописания - Начинаем урок. - Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради. - Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. -Запишите заглавную букву Р , запишите нижнее соединение Ро и верхнее соединение Ру - Запишите слова с данным соединением букв. (Родина, ручей родной) - Составьте предложение со словом Родина - Спишите это предложение. -Подчеркните подлежащие и сказуемое -Чем выражено сказуемое? - Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи. -Посмотрите на слайд, выпишите слова, подчеркните орфограммы. (звездопад, ледокол, землетрясение , самолет, снегопад, пешеход) - Вспомните правило, как пишутся сложные слова? - Ребята, а сейчас посмотрите на слайд , давайте вспомним числа глаголов, распределите их в соответствующие колонки (на слайде слова: Разбудил, побежали, сверкает, распевают, ловит, идут, идет, ходишь, наблюдают, пишем, светит, посмотрели ) | -Учительница на уроке рассказала детям, что такое Родина -Учительница на уроке рассказала детям, что такое Родина -Глаголом - Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Например: поет, танцует, споет, станцует -ед.ч. Разбудил, светит, ловит, идет,сверкает, ходишь -мн.ч Побежали, посмотрели, распевают, пишем, идут, наблюдают |
3.Выявление места и причины затруднения. | - Я хочу вам прочитать необычный рассказ глагола о себе. Этот рассказ напечатан на карточке (у каждого ученика), поэтому во время моего чтения, вы сможете его видеть. Это нам пригодиться для дальнейшей работы. «Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?». Вот что ответил Глагол: - Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя.» - Какие вопросы вы увидели в тексте? - Ответьте на вопросы, называя глаголы -Что делал? -Что делаю? -Что буду делать? Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли? - Когда эти действия происходят, в какое время? Значит действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время. -Помогите мне сформулировать тему урока | -Что делаю? Что делал? Что буду делать? -рубил, носил, поливал, окучивал, вырывал, посыпал -разговариваю, дышу, моргаю, улыбаюсь -расспрашивать -В разное время -Времена глаголов |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | - В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени? -Ребята, сегодня мы с вами поговорим о временах глаголов. - Откройте учебник на стр. 112, Прочитайте правило. - Назовите времена глаголов. - На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени? Что обозначает? - На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? Что обозначает? - На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? Что обозначает? - Выполним упр.195 устно. Прочитайте задание. - Прочитайте эти предложения. Назовите только те предложения, где глаголы в форме настоящего времени. Как определили? - Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили? - Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили? | -Ответы детей -Прошедшее, настоящее и будущее время -Что делает? Что делают? Обозначает действие , которое происходит в настоящее время -Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Обозначает действия, которые уже произошли -Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? Обозначают действия, которые произойдут в будущем. -Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы. Потому что эти предложения отвечают на вопросы «Что делает? Что делают?» -Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег. Потому что эти предложения отвечают на вопросы «Что сделали? Что сделал?» -Скоро всё кругом зазеленеет. Расцветёт душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов. Потому что эти предложения отвечают на вопросы «Что сделает? Что будет делать?» |
5.Реализация построенного проекта. | Тренировочные упражнения - Выполним упражнение 196. -Выпишите предложения из упр. 195 три предложения в таком порядке: 1) с глаголом в настоящем времени, 2) с глаголом в прошедшем времени, 3) с глаголом в будущем времени. Укажите время глаголов так: наст, вр.; прош. вр.; буд. вр. - Проверяем. -Какие знания о временах глагола вам помогли выполнить это задание? - Мы повторили с вами времена глаголов. Сейчас выполним упражнение самостоятельно. Упр.197, Прочитайте текст. - Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают? - Вставим орфограммы вместе. По цепочке каждый вставляет пропущенную буквы и объясняет орфограмму. - Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите время и число каждого глагола как на образце. -Образец вы можете увидеть на доске -Проверяем -Назовите глаголы в настоящем времени -Назовите глаголы в прошедшем времени -Назовите глаголы в будущем времени | -Ярче греет солнце. -Прилетели грачи. -Лес будет звенеть от птичьих голосов. -ответы детей Гром перекатывается (правописание приставок), грохочет, ворчит(словарное слово), рокочет, встряхивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга позеленеют(правописание приставок, безударные гласные), скоро ль у кудрявой у берёзы(словарное слово) распустятся клейкие листочки(безударные гласные) (А. Пушкин) 3. Осторожно ветер(словарное слово) из калитки вышел, постучал (правописание приставок; ча-ща) в окошко, пробежал (безударные гласные) по крыше, поиграл (правописание приставок) немного ветками черёмух. -Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает -Вышел, постучал, пробежал, поиграл -Позеленеют, распустятся |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Поработаем в группах. Я выдаю вам карточки ( приложение 1) на которых вы рядом с глаголом напишите время, вы выполняете задание. Затем мы проверим вместе со мной. - Начинаем проверку. - Если вы выполнили без ошибок , поставьте себе плюс. - У кого возникли трудности? | |
7.Обобщение знаний | - Над какой темой урока работали? - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Как изменяются глаголы? - Как определить время глагола? - Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? - Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? - Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? | -Времена глаголов -По временам -По вопросу -Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает? - Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал? -Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? |
8.Домашнее задание | -Запишите домашнее задание страница 113, упражнение 198 | |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу. -Для этого я покажу вам карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного, выберите рисунок, который соответствует вашему настроению. | |