Конспект урока
Тема: «Наречие как часть речи»
Предмет: русский язык
Программа: «Школа 2100»
Класс: 3Б
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 7 пгт Прогресс
Амурской области
Водолагина Елена Юрьевна
Тема: Наречие как часть речи.
Цели урока:
- дать понятие о наречии как о части речи;
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
- развивать у учащихся интерес к изучению русского языка;
-формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе;
-воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид: урок решения познавательных задач
Метод: проблемный
Оснащение:учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс.
Методические рекомендации для учителя:
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Сценарий учебного занятия.
1.Организационный момент.
Играет куплет песни «Вместе весло шагать». На доске висит картинка «Поход»
- Сегодня мы отправляемся в поход. Нам необходимо хорошо подготовиться, откройте тетради, запишите дату отправления:
«Пятнадцатое апреля. Классная работа.»
1) Минутка чистописания.
- В дороге мы будем то подниматься, то спускаться. (показ написания букв Мм) на картинке изображение гор.
- Будем встречать препятствия. (показ написания букв Нн) на картинке изображение карты местности и букв Нн, изображённых пунктирными линиями в виде маршрута.
2) Словарная работа.
- Чтобы нам было легко и радостно шагать, с собой мы непременно возьмём улыбку (показ смайлика), знания (учебник), мечту.
- Какое из этих слов является словарным? («мечта»)
- Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Мечта – это ваша цель, куда вы придёте.
- Но вот вопрос, сколько времени вам для этого понадобиться? (ответы детей – час, день, неделя, месяц и т.д.)
- Вот и познакомились с новым словарным словом : «неделя». Что обозначает это слово? (временной промежуток в 7 дней)
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Так сколько времени мы будем идти. Ответьте на этот вопрос, составив устно предложение с этим словом. (1-2 чел)- ответы детей.
2. Актуализация знаний.
- Ну что, мы отправились в путешествие. Перед нами первое препятствие. Слова на карточках.
Веселье весёлый веселиться весело веселый смайлик
Печаль печальный печалиться печально грустный
- Прочитайте группы однокоренных слов?
- На что обратили внимание? (цвет, взывает разные чувства, первая группа слов – весёлые, вторая – грустные)
- Прочитайте слова по парам в столбиках: веселье – печаль, весёлый – печальный, веселиться – печалиться, весело – печально.
- Как называются такие слов? (Антонимы – противоположные по значению слова)
- А вы, с каким настроением хотели бы продолжить путешествие? (С радостным, весёлым)
3. Открытие новых знаний.
1) Постановка проблемы. Обсуждение и решение.
- Прекрасно! Запишите ваше настроение в тетрадь. Веселье, весёлый, веселиться, весело.(вторую группу слов убираю с доски)
- Готовы двигаться дальше? Нужно определить какой частью речи является каждое слово. (Дети определяют самостоятельно, затем обсуждаем вместе).
- Какие вопросы у вас возникли? (какой части речи является слово «весело»)
- Какой вопрос вы задали к этому слову?...
2) Определение темы и целей урока.
- Составьте словосочетание по картинке, используя прилагательное «весёлый».
- Запишите…… Весёлый поход - Весело идём
- Определите главное слово, задайте от него вопрос. Определите части речи.
- Почему поход весёлый? (потому что идём весело, разговариваем, шутим, поём песни)
- В этом словосочетании назовите главное слово, задайте от него вопрос. Определите части речи.
- В чем возникло затруднение?
- Со словом какой части речи находится «весело»? ( с глаголом, при глаголе…) На доске вывешиваю табличку «при глаголе»
- Обратимся к исторической справке: « Глагол, глаголить, говорить, что значит, произносить речь Речью назывался глагол. Это значение «речь» и заключено в корне –реч-, входящем в слово…» А какое слово, вам подскажет
ребус: на
»,,ие
На доске вывешиваю табличку «Наречие». (слайд)
- Итак, преодолев препятствие мы сформулировали тему урока:
Наречие как часть речи. (слайд)
- какие цели вы поставите перед собой при изучении этой темы? (слайд)
1. Выяснить…какими признаками обладает наречие.
2. Научиться …распознавать наречие в тексте и использовать в речи.
3) Работа по эталону (с учебником)
Решение учебных задач.
- Откройте учебник на стр.133 прочитайте название параграфа. Переверните страницу 134.
1 Решаем проблему, открываем новые знания.
- Обратите внимание на значок. О чём он говорит. (Исследуем, работаем в парах)
- Повторим правила работы в парах ( слайд). Читаем по одному.
Упр 385 (текст из сказки «О царе Салтане…»)
Ученик читает задание.
- Мы исследователи. Мы должны выяснить , какими признаками обладает наречие. (слайд – рисунок: лупа и ???)
- Обсудите в парах первые два вопроса. Когда будете готовы, покажите «домик» - дети соединяют ладошки вверху по парам.
Вопросы:
-Какие вопросы вы поставили к наречиям?
-От слов какой части речи вы задавали вопрос?
(слайд)
Шумит (как?) весело
Бежит (как?) весело
Видна (откуда?) издали (вопросы появляются после того как дети отвечают)
- Продолжаем исследование, будьте внимательны, вам предстоит сделать очень важный вывод для этой части речи. Выполните задание 3. Измените эти слова по родам и числам.
(слайд)
Ж.р. она моя
Ед. ч. М.р. он мой весело
Ср.р. оно моё
Мн.ч. весело
Вывод: Наречие не изменяется по родам и числам. (на доске добавляю ключевое слов «не изменяется») Получается схема:
Наречие при глаголе не изменяется ? |
-Вы узнали сказку? (сказка о царе Салтане)
-Кто её автор? (А.С.Пушкин)
-Герою сказки предстояло преодолеть нелёгкий путь к острову, как и нам с вами. Отдохнём?
4. Физминутка.
- Встаньте, поднимите руки, опустите их, присядьте, сядьте за парту.
-А теперь проделам то же самое…
-Медленно встаньте, высоко поднимите руки, плавно опустите их, низко присядьте, резко встаньте, спокойно сядьте за парту.
5.- Что заметили?
-Какой вывод сделаем? (наречие делает речь выразительной, яркой, динамичной)
- Посмотрите на схему, как вы думаете, что мы должны уточнить? Предположите, на какие вопросы отвечает наречие?(…)
-Проверьте своё предположение
Стр.134 упр.386 (дана таблица глагол-вопрос-наречие)
- Работаем в парах. Один человек задает вопрос, второй отвечает по таблице.
- Прочитайте вопросы сверху вниз. Удобно ли их запоминать в таком порядке. (читаем хором) (слайд)
-Попробуйте рассказать по схеме всё, что вы узнали о наречии.
-Сравните свой вывод с авторским- правило стр.135
4. Контроль и обратные действия.
6.Применяем новые знания.
Стр.135 упр.387
-Прочитайте задание. Выполняем только первую строку в тетради.
- Как будете действовать? (обращаемся к схеме – задаем вопрос – определяем часть речи) Выполняем самостоятельно.
2 человека у доски.
Проверка. Выставление оценок(аргументировать)
Стр.136 упр388

![]()
![]()

- Прочитайте задание, образец. Из первой строки упражнения выпишите сочетание слов по схеме и образцу: глагол + наречие (слайд)
пел звонко
Дети выписывают: Ярко светит
Проверьте на слайде.
- Ребята, это упражнение 338 вы выполните дома.
5.Подведём итог:
- Да, ребята в походе нам «Ярко светит солнце.»
- Поэтому «Мы идём весело.» вернулись к самому первому слайду.
6. Рефлексия.
(слайд)
Сегодня я узнал…. (что наречие- это самостоятельная неизменяемая часть реи)
Было интересно узнать… (что наречие всегда находится при глаголе)
Я понял… (что наречие делает речь яркой и выразительной)