СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Вид: урок решения познавательных задач

Метод: проблемный

Оснащение:учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс.

Методические рекомендации для учителя:

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Просмотр содержимого документа
«всем я в пути»

Просмотр содержимого документа
«русский язык в 3 классе Наречие конкурсный область»

















Конспект урока

Тема: «Наречие как часть речи»

Предмет: русский язык

Программа: «Школа 2100»

Класс: 3Б

















Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 7 пгт Прогресс

Амурской области

Водолагина Елена Юрьевна




















Тема: Наречие как часть речи.

Цели урока:

- дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические  признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

- развивать у учащихся интерес к изучению русского языка;

-формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе;

-воспитывать  потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид: урок решения познавательных задач

Метод: проблемный

Оснащение:учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс.

Методические рекомендации для учителя:

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.



Сценарий учебного занятия.

1.Организационный момент.

Играет куплет песни «Вместе весло шагать». На доске висит картинка «Поход»

- Сегодня мы отправляемся в поход. Нам необходимо хорошо подготовиться, откройте тетради, запишите дату отправления:

«Пятнадцатое апреля. Классная работа.»



1) Минутка чистописания.

- В дороге мы будем то подниматься, то спускаться. (показ написания букв Мм) на картинке изображение гор.

- Будем встречать препятствия. (показ написания букв Нн) на картинке изображение карты местности и букв Нн, изображённых пунктирными линиями в виде маршрута.



2) Словарная работа.

- Чтобы нам было легко и радостно шагать, с собой мы непременно возьмём улыбку (показ смайлика), знания (учебник), мечту.

- Какое из этих слов является словарным? («мечта»)

- Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Мечта – это ваша цель, куда вы придёте.



- Но вот вопрос, сколько времени вам для этого понадобиться? (ответы детей – час, день, неделя, месяц и т.д.)

- Вот и познакомились с новым словарным словом : «неделя». Что обозначает это слово? (временной промежуток в 7 дней)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.



- Так сколько времени мы будем идти. Ответьте на этот вопрос, составив устно предложение с этим словом. (1-2 чел)- ответы детей.



2. Актуализация знаний.

- Ну что, мы отправились в путешествие. Перед нами первое препятствие. Слова на карточках.


Веселье весёлый веселиться весело веселый смайлик


Печаль печальный печалиться печально грустный


- Прочитайте группы однокоренных слов?

- На что обратили внимание? (цвет, взывает разные чувства, первая группа слов – весёлые, вторая – грустные)

- Прочитайте слова по парам в столбиках: веселье – печаль, весёлый – печальный, веселиться – печалиться, весело – печально.

- Как называются такие слов? (Антонимы – противоположные по значению слова)

- А вы, с каким настроением хотели бы продолжить путешествие? (С радостным, весёлым)


3. Открытие новых знаний.

1) Постановка проблемы. Обсуждение и решение.

- Прекрасно! Запишите ваше настроение в тетрадь. Веселье, весёлый, веселиться, весело.(вторую группу слов убираю с доски)

- Готовы двигаться дальше? Нужно определить какой частью речи является каждое слово. (Дети определяют самостоятельно, затем обсуждаем вместе).

- Какие вопросы у вас возникли? (какой части речи является слово «весело»)

- Какой вопрос вы задали к этому слову?...


2) Определение темы и целей урока.

- Составьте словосочетание по картинке, используя прилагательное «весёлый».

- Запишите…… Весёлый поход - Весело идём

- Определите главное слово, задайте от него вопрос. Определите части речи.

- Почему поход весёлый? (потому что идём весело, разговариваем, шутим, поём песни)

- В этом словосочетании назовите главное слово, задайте от него вопрос. Определите части речи.

- В чем возникло затруднение?


- Со словом какой части речи находится «весело»? ( с глаголом, при глаголе…) На доске вывешиваю табличку «при глаголе»

- Обратимся к исторической справке: « Глагол, глаголить, говорить, что значит, произносить речь Речью назывался глагол. Это значение «речь» и заключено в корне –реч-, входящем в слово…» А какое слово, вам подскажет


ребус: на »,,ие

На доске вывешиваю табличку «Наречие». (слайд)

- Итак, преодолев препятствие мы сформулировали тему урока:

Наречие как часть речи. (слайд)

- какие цели вы поставите перед собой при изучении этой темы? (слайд)

1. Выяснить…какими признаками обладает наречие.

2. Научиться …распознавать наречие в тексте и использовать в речи.


3) Работа по эталону (с учебником)

Решение учебных задач.

- Откройте учебник на стр.133 прочитайте название параграфа. Переверните страницу 134.

1 Решаем проблему, открываем новые знания.

- Обратите внимание на значок. О чём он говорит. (Исследуем, работаем в парах)

- Повторим правила работы в парах ( слайд). Читаем по одному.


Упр 385 (текст из сказки «О царе Салтане…»)

Ученик читает задание.

- Мы исследователи. Мы должны выяснить , какими признаками обладает наречие. (слайд – рисунок: лупа и ???)

- Обсудите в парах первые два вопроса. Когда будете готовы, покажите «домик» - дети соединяют ладошки вверху по парам.

Вопросы:

-Какие вопросы вы поставили к наречиям?

-От слов какой части речи вы задавали вопрос?

(слайд)

Шумит (как?) весело

Бежит (как?) весело

Видна (откуда?) издали (вопросы появляются после того как дети отвечают)

- Продолжаем исследование, будьте внимательны, вам предстоит сделать очень важный вывод для этой части речи. Выполните задание 3. Измените эти слова по родам и числам.

(слайд)

Ж.р. она моя

Ед. ч. М.р. он мой весело

Ср.р. оно моё


Мн.ч. весело


Вывод: Наречие не изменяется по родам и числам. (на доске добавляю ключевое слов «не изменяется») Получается схема:


Наречие

при глаголе

не изменяется

?

-Вы узнали сказку? (сказка о царе Салтане)

-Кто её автор? (А.С.Пушкин)

-Герою сказки предстояло преодолеть нелёгкий путь к острову, как и нам с вами. Отдохнём?

4. Физминутка.

- Встаньте, поднимите руки, опустите их, присядьте, сядьте за парту.

-А теперь проделам то же самое…

-Медленно встаньте, высоко поднимите руки, плавно опустите их, низко присядьте, резко встаньте, спокойно сядьте за парту.


5.- Что заметили?

-Какой вывод сделаем? (наречие делает речь выразительной, яркой, динамичной)

- Посмотрите на схему, как вы думаете, что мы должны уточнить? Предположите, на какие вопросы отвечает наречие?(…)

-Проверьте своё предположение


Стр.134 упр.386 (дана таблица глагол-вопрос-наречие)

- Работаем в парах. Один человек задает вопрос, второй отвечает по таблице.

- Прочитайте вопросы сверху вниз. Удобно ли их запоминать в таком порядке. (читаем хором) (слайд)


-Попробуйте рассказать по схеме всё, что вы узнали о наречии.

-Сравните свой вывод с авторским- правило стр.135


4. Контроль и обратные действия.

6.Применяем новые знания.

Стр.135 упр.387

-Прочитайте задание. Выполняем только первую строку в тетради.

- Как будете действовать? (обращаемся к схеме – задаем вопрос – определяем часть речи) Выполняем самостоятельно.

2 человека у доски.

Проверка. Выставление оценок(аргументировать)


Стр.136 упр388

- Прочитайте задание, образец. Из первой строки упражнения выпишите сочетание слов по схеме и образцу: глагол + наречие (слайд)

пел звонко

Дети выписывают: Ярко светит

Проверьте на слайде.

- Ребята, это упражнение 338 вы выполните дома.


5.Подведём итог:

- Да, ребята в походе нам «Ярко светит солнце.»

- Поэтому «Мы идём весело.» вернулись к самому первому слайду.


6. Рефлексия.

(слайд)

  1. Сегодня я узнал…. (что наречие- это самостоятельная неизменяемая часть реи)

  2. Было интересно узнать… (что наречие всегда находится при глаголе)

  3. Я понял… (что наречие делает речь яркой и выразительной)

Просмотр содержимого презентации
«наречие как часть речи»

Наречие как часть речи Водолагина Елена Юрьевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №7 пгт Прогресс

Наречие как часть речи

Водолагина Елена Юрьевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №7

пгт Прогресс

н деля е   м чта е

н деля

е

м чта

е

Веселье, весёлый, веселиться, весело. Печаль, печальный, печалиться, печально. Определите части речи каждого слова.

Веселье,

весёлый,

веселиться,

весело.

Печаль,

печальный, печалиться,

печально.

Определите части речи

каждого слова.

прил. ? сущ. Глагол – Весело идём. Весёлый поход. при глаголе

прил.

?

сущ.

Глагол

Весело идём.

Весёлый поход.

при глаголе

Тема:  Наречие.  На ,, ие

Тема:

Наречие.

На

,, ие

Цели:  какими признаками  обладает наречие.  Выяснить…  распознавать  наречие в тексте и  использовать в речи.  Научиться…

Цели:

какими признаками

обладает наречие.

Выяснить…

распознавать

наречие в тексте и

использовать в речи.

Научиться…

Эталон… стр. 133 стр.134 упр. 385 исследуем…

Эталон…

стр. 133

стр.134 упр. 385

исследуем…

Правила работы в парах:

Правила работы в парах:

  • 1 . Мы стараемся понять друг друга.
  • 2. Пока один говорит, другой слушает.
  • 3. Мы ведём обсуждение вполголоса.
  • 4. Закончили обсуждение – хлопнули в ладоши(показали «домик»).
Шумит весело (как?) Бежит весело (как?) Видна издали (откуда?)

Шумит весело

(как?)

Бежит весело

(как?)

Видна издали

(откуда?)

? издали весело  Ед.ч.   Мн.ч. Жен. р. – она, моя Муж. р. – он, мой Ср. р. - оно, моё не изменяются

?

издали

весело

Ед.ч.

Мн.ч.

Жен. р. – она, моя

Муж. р. – он, мой

Ср. р. - оно, моё

не изменяются

Привал Для чего служат наречия в русском языке?

Привал

  • Для чего служат наречия в русском языке?

? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

?

Где?

Когда?

Куда?

Откуда?

Почему?

Зачем?

Как?

Применяем новые знания. стр.135 упр. 387 стр.136 упр. 388 глагол + наречие  пел звонко светит ярко увеличил вдвое посмотрел сердито

Применяем новые знания.

стр.135 упр. 387

стр.136 упр. 388

глагол + наречие

пел звонко

светит ярко

увеличил вдвое

посмотрел сердито

… светит ярко… … идём весело… Весело идём

… светит ярко…

… идём весело…

Весело идём

Рефлексия 1.Сегодня я узнал… 2.Самым интересным для меня было… 3.Мне пригодится в жизни…

Рефлексия

1.Сегодня я узнал…

2.Самым интересным для меня было…

3.Мне пригодится в жизни…