16
Урок русского языка для 3 класса
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Цели: научиться грамотно, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Планируемые УУД
Регулятивные УУД: постановка целей урока; контроль; самооценка и самопроверка.
Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД: работать в паре, умение слушать и слышать друг друга: взаимопроверка; умение полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формой речи.
Личностные УУД: вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.
Методы: постановка проблемных вопросов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал из приложения.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Мы начинаем урок русского языка.
Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
« Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
Научился применять,
Задания легко теперь мне выполнять».
- Откройте тетради, запишите дату и слова «Классная работа».
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? Слайд 1
- Интересным
- Познавательным
- Развивающим
- Плодотворным
- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
Ученики:
- Активные
- Думающие
- Работоспособные
- Внимательные
- Творческие
- Дисциплинированные
- Вы готовы быть такими?
- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.
2.Актуализация опорных знаний
Слайд 2
Хл.пушка, в.селье, пл.сать.
- Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)
- Какие безударные гласные пропущены?
- Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)
- Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)
- Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)
- Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)
3.Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации
- Ребята, когда мы употребляем слова: хлопушка, веселье, плясать. О каком
мероприятии мы думаем? (О празднике)
- Этот праздник любят все дети. Какой праздник приближается? (Новый год) Слайд3, 4
- Посмотрите на слайд! Какое выражение смайлика?
(слайд 5) (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)
-Запишите слова столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске
[празник] праздник
[грусный’] грустный (подберите однокоренные слова) Слайд 6
-А теперь запишите их рядом с помощью букв так, как вы считаете нужным.
У доски эту работу выполняет ученик.
- Сравниваем .
-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и
звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что
некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки д, т, )
- Как бы вы назвали такие согласные? Непроизносимые.
4. Сообщение темы и цели урока
– Какова же тема урока? Слайд 7
Правописание непроизносимых согласных в корне слова (будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова)
Что вы знаете по этой теме? Слайд 8
Что ещё хотите узнать?
5. Работа над новым материалом
Слайд 9
Ужасно , неизвестно, то, всё, что, интересно. (Составить предложение)
В каких словах есть непроизносимые согласные?
А в каких словах нет непроизносимых согласных? Почему в словах ужасно, интересно не пишется буква т?
6.Работа по учебнику Упр. 227. Стр.119
На что надо обратить внимание?
7.Физкультминутка (слайд №)
«Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
8. Закрепление по учебнику Упр. 228 Стр. 119
- Прочитайте
Мороз и со…нце;
день чудесный!
Ещё ты дремлешь,
друг прелес…ный, -
Пора, красавица, проснись…
- Знакомы ли вам эти строки? Кто автор этого стихотворения?
(А. Пушкин)
- Какие слова необходимо проверить?
(солнце, прелестный)
- Кто из вас знает, как проверить написание непроизносимых согласных в этих словах?
(ответы детей)
Запись слов у доски вместе с проверочными.
(солнышко- солнце, прелесть – прелестный)
- Где находится непроизносимый согласный в структуре слова?
(в корне)
- Как пишутся корни в родственных словах?
(одинаково)
- Назовите непроизносимые согласные
(это л, т)
- Мы с вами знаем уже много стихов А.Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи.
«Здра?ствуй, князь ты мой прекрас?ный!
Что ты тих, как день ненас?ный?»
Три девицы под окном
Пряли поз?но вечерком.
- Как мы будем называть согласный, который не произносится в слове?
(непроизносимый)
- Докажите правильность написания слов.
(подбор проверочных слов)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?
(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)
Учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями
ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- Какие согласные чаще не произносятся? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы минутки чистописания, что заметили? ( ответы)
Правило (слайд №11)
План.
1.Выделим корень.
2.Смотрим на сочетаемость согласных.
3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.
4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.
5.Делаем вывод.
9.Самостоятельная по слайду 12, 13, 14
10. Закрепление пройденного материала. Работа в группах по карточкам. Слайд 16
Правила работы в группах.
– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой.
Проверка
– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник)
- Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов)
- Подберите сами.
Вывод: нет проверочных слов.
– это словарные слова: лестница, праздник, чувство, интересно, интересный
Запомните эти слова.
Карточки для групп
1.Вставьте пропущенную букву, подберите проверочные слова и соедините их
прелес_ный солнышко
со_нце прелесть
мес_ность место
сер_це грустить
грус_ные здравие
здра_ствуйте сердечко
2.Вставьте пропущенную букву и выберите проверочные слова
прелес_ный
прелесть
со_нце
солнышко
праз_ник
?
мес_ность
место
окрес_ность
крест
сер_це
сердечный
грус_ные
грусть
здра_ствуйте
?
Проверка работы (слайды)
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)
- Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с
непроизносимыми согласными в корне.)
- Достигли мы цели? (ответы детей)
- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы
проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное
слово, в котором этот согласный четко слышится.)
- Получился ли урок таким, каким вы его хотели видеть?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
Слайд № 17
- Если вы считаете, что выполняли работу без ошибок и у вас нет вопросов,
украсьте елку красными шарами.
- Если вы выполняли работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку синими
шарами.
- Если вы ошибались в работе, вам не понятна тема, украсьте елку желтыми
шарами.
- Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияет
огнями.
12.Домашнее задание
Стр.120 Упр. 229
Приложение
Уровень 1. Найди слова с непроизносимыми согласными, выпиши, подчеркни орфограмму
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова -
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
"Здравствуйте" сегодня не сказал.
Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.
проверочные
слова
прелес_ный
со_нце
праз_ник
мес_ность
окрес_ность
сер_це
грус_ные
здра_ствуйте
Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.
проверочные
слова
прелес_ный
со_нце
праз_ник
мес_ность
окрес_ность
сер_це
грус_ные
здра_ствуйте
Уровень 3. Вставьте пропущенную букву
проверочные
слова
прелес_ный
прелесть
со_нце
солнышко
праз_ник
?
мес_ность
место
окрес_ность
крест
сер_це
сердечный
грус_ные
грусть
здра_ствуйте
?