Цель урока: развивать умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения.
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, контролировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения, связно излагать мысли.
- расширять познавательные интересы, учебные мотивы; осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживать умение преодолевать трудности; выражать желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.
Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, индивидуальная
Ресурсы урока: УМК «Школа России» Русский язык (2 часть), наглядный материал, использование ИКТ технологий (презентация)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации | -Здравствуйте, ребята! -Я очень рада вас видеть! Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, мысленно повторяйте за мной. - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! -Теперь можете открыть глаза. -Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Напротив каждого задания расположены овалы. После выполения задания вы должны оценить себя, раскрасив данный овал в нужный цвет. Оценивать себя вы будете по принципу светофора, где зеленый цвет – у меня всё получилось, я не испытал затруднений, жёлтый цвет – мне было трудно, я справился не со всем заданием, красный цвет – я не смог выполнить задание. Не забывайте оценивать себя после выполнения каждого задания. В конце занятия вам надо будет оценить вашу работу на протяжении всего урока. -А сейчас посмотрите на задание №1. Ученик 3 класса записал слова в столбик. Как вы думаете, какое задание он выполнял? (Склонял слово зима по падежам). -Ребята, что забыл мальчик сделать? (Записать названия падежей) -Исправим эту ситуацию, запишите фамилию, имя, число, классная работа и подпишите названия падежей. -Получилось у вас записать названия падежей? (Да, но они расположены в неправильном порядке, допущена ошибка в написании предлога к предложному падежу) -Запишите правильно склонение слова зима. -Что у вас получилось? -Ребята, что нам нужно повторить, чтобы не допускать таких ошибок? (Правило определения падежей, слова-помощники, падежные вопросы и предлоги.) | Вступают в диалог с учителем, выявляют и исправляют ошибки, делают вывод. |
2. Целеполагание и планирование | Сформулируйте тему урока (Падежи имен существительных или все падежи) (слайд 1) -А для чего нам необходимо знать падежи? (Если бы не было падежей, то нам было бы намного сложнее ориентироваться в письменной и устной речи, с помощью падежей мы устанавливаем связи между словами) -Какую цель урока мы поставим перед собой? Чему будем учиться? (Развивать умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу) -Проверим, правильно ли мы сформулировали цель, разделитесь на группы в зависимости от цвета вашего рабочего листа и возьмите конверт №1, достаньте карточки со словами и соедините их в предложение. Что у вас получилось? (-) (слайд 2) - Но как мы будем достигать поставленную цель? (Составим план) -Обратите внимание, что в рабочих листах уже перечислены пункты плана, вам нужно выстроить их в логическом порядке. 1. Повторить правило определения падежей, слова-помощники, падежные вопросы и предлоги. 2. Выполнить задания на отработку полученных знаний о падежах 3. Подвести итоги, сделать вывод 4. Оценить работу на уроке(Слайд) | Формулируют тему урока, ставят перед собой цель, определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач. |
3. Актуализация знаний | -Переходим к первому пункту плана. Для этого мы заполним таблицу. С какой целью мы это будем делать? (Чтобы повторить правило определения падежей, слова-помощники, падежные вопросы и предлоги). -Ребята, а зачем нам нужно знать правило определения падежей? (чтобы правильно определить падеж) -А для чего нужно определять падеж? (Чтобы грамотно писать) -Как по-другому называют изменение по падежам? (Склонением) -Что такое склонение? (Изменение имен существительных по вопросам) -Верно! Нам с вами нужно заполнить таблицу. Я её разделила на 3 части и раздала по группам. Заполните часть предложенной таблицы. Время выполнения задания 3-4 минуты. -Итак, ребята, прежде чем заполнить таблицу, вспомним, сколько падежей в русском языке? (6). -Как определить падеж имени существительного? (В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим. Чтобы определить падеж других имен существительных надо: найти слово с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж имени существительного) -Перед нами таблица, которую мы сейчас с вами заполним. (Слайд 3) Выслушаем первую группу (-) -Молодцы! Теперь послушаем, что получилось у группы №2 (-) -Хорошо, ребята! Теперь выслушаем 3 группу (-) -Замечательно! Вы отлично справились с заданием, посмотрите, что у нас получилось. Напомните, зачем мы заполняли таблицу? (Чтобы вспомнить на какие вопросы отвечает каждый падеж, с какими предлогами употребляется, какую роль выполняет в предложении) -Перечислите падежи -Какой падеж с предлогами никогда не употребляется? (Именительный.) -Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные) -Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) -В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? -К какому выводу мы пришли? (Имена существительные изменяются по падежам, каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении) | Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы, работают в группах, делают содержательное обобщение |
4. Включение изученного в систему знаний | Хорошо! А сейчас вы поработаете в парах и выполните задание №3. На выполнение этого задания я вам даю 3 минуты Задание №3 Прочитайте Жил в деревне – приехал в деревню. Вышел на берег – отдыхал на берегу. Ударился о камень – рассказал о камне. Объясните, как определить падеж имён существительных в каждой паре словосочетаний. Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. -Итак, проверим, что у вас получилось. (-) -Какой вывод можно сделать? (Некоторые предлоги употребляются с несколькими падежами, например, предлоги в, на, о– с винительным и предложным падежами.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Работают в парах, определяют падеж, делают вывод |
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Вы отлично справились с заданием, теперь вам предстоит поработать самостоятельно. Для этого надо выполнить задание №4, но обратите внимание, что задание разделено на 3 части, первая часть - легкая, вторая – сложнее и 3 часть самая сложная. В этом задании вам нужно выбрать только одну часть для выполнения, но только ту, с которой вы справитесь. На выполнение этого задания у вас будет 5 минут. Задание №4 Часть 1. Прочитай. Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки. Спиши, укажи падеж выделенных слов. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении. Часть 2. Прочитай. Кипит в л..су ж..знь и в суровое время года. Сл..ды на сн..гу рассказывают о ней. Под ш..роким кустом н..чевал за..ц. На п..лянке2 ныряли в пушистый сне.. тетерева. Здесь прошел величавый лось. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж выделенных имен существительных. Выполни разбор слова по составу. Часть 3. Прочитай. Вот еловый2 лес. … з..мле л..жит мя..кий к..вёр … хвои. Изре..ка прозвенит с..ница. Вот п..стучал … ств..лу пёстрый дятел. Быстрой тенью перем..хнула … ёлки … ёлку белка. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и предлоги. Укажи падеж выделенных имен существительных. Выполни разбор. -Итак, сейчас мы выполним взаимопроверку по шаблону. Поменяйтесь рабочими листами с тем, с кем работали в паре, возьмите конверт №2, достаньте нужную карточку и проверьте одноклассника. Ошибки исправляйте простым карандашом, результаты проверки запишите напротив задания по шаблону, указанному в карточке. | Выбирают себе задание подходящего уровня сложности, работают самостоятельно, выполняют взаимопроверку по шаблону, исправляют ошибки, оценивают одноклассника |
6. Рефлексия и оценивание | -Итак, что вы можете сказать о падежах имен существительных? (Изменение им. сущ. по вопросам называется изменением по падежам или склонением, в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении) -Ребята, вспомним тему урока и какую цель мы перед собой ставили? (развивать умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу) -Мы достигли поставленной цели? (да) -Проанализируйте свою деятельность на уроке по образцу в рабочих листах. (Сегодня на уроке я повторил…, вспомнил…,на уроке мне понравилось…) -Ребята, оцените свою работу на уроке. Итоговая оценка На уроке я работал | активно | пассивно | Своей работой на уроке я | доволен | не доволен | Я справился | со всеми заданиями | не со всеми заданиями | Урок для меня показался | коротким | длинным | За урок я | устал | не устал | Материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен | | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). Отмечают успешные ответы одноклассников |
7. Домашнее задание | -У вас на столе лежит конверт с домашним заданием, выберите то задание, с которым вы справитесь. 1 уровень. Прочитайте. Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна1, переплыл через речку. Спишите. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите падеж имен существительных. 2 уровень Учебник, с. 58, № 104 3 уровень Подготовить сообщение на тему «Как и откуда появились падежи и их названия» | Выбирают домашнее задание из предложенных с учетом индивидуальных возможностей. |