СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка общеметодологической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка общеметодологической направленности в 3 классе по УМК "Школа России" по теме "Все падежи"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка общеметодологической направленности»

Технологическая карта учебного занятия

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Все падежи

Цель урока: развивать умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу


Планируемые образовательные результаты

Предметные - закрепить навык определения падежей по вопросу и вспомогательному слову

Метапредметные

Познавательные УУД (учащийся научится)

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения.

Регулятивные УУД (учащийся научится):

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, контролировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД (учащийся научится):

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения, связно излагать мысли.

Личностные

- расширять познавательные интересы, учебные мотивы; осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживать умение преодолевать трудности; выражать желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, индивидуальная

Словарь урока: падеж, склонение

Ресурсы урока: УМК «Школа России» Русский язык (2 часть), наглядный материал, использование ИКТ технологий (презентация)

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации

-Здравствуйте, ребята!

-Я очень рада вас видеть! Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, мысленно повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

-Теперь можете открыть глаза.

-Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Напротив каждого задания расположены овалы. После выполения задания вы должны оценить себя, раскрасив данный овал в нужный цвет. Оценивать себя вы будете по принципу светофора, где зеленый цвет – у меня всё получилось, я не испытал затруднений, жёлтый цвет – мне было трудно, я справился не со всем заданием, красный цвет – я не смог выполнить задание. Не забывайте оценивать себя после выполнения каждого задания. В конце занятия вам надо будет оценить вашу работу на протяжении всего урока.

-А сейчас посмотрите на задание №1. Ученик 3 класса записал слова в столбик. Как вы думаете, какое задание он выполнял? (Склонял слово зима по падежам).

-Ребята, что забыл мальчик сделать? (Записать названия падежей)

-Исправим эту ситуацию, запишите фамилию, имя, число, классная работа и подпишите названия падежей.

-Получилось у вас записать названия падежей? (Да, но они расположены в неправильном порядке, допущена ошибка в написании предлога к предложному падежу)

-Запишите правильно склонение слова зима.

-Что у вас получилось?

-Ребята, что нам нужно повторить, чтобы не допускать таких ошибок? (Правило определения падежей, слова-помощники, падежные вопросы и предлоги.)



Вступают в диалог с учителем, выявляют и исправляют ошибки, делают вывод.

2. Целеполагание и планирование

Сформулируйте тему урока (Падежи имен существительных или все падежи) (слайд 1)

-А для чего нам необходимо знать падежи? (Если бы не было падежей, то нам было бы намного сложнее ориентироваться в письменной и устной речи,  с помощью падежей мы устанавливаем связи между словами)

-Какую цель урока мы поставим перед собой? Чему будем учиться? (Развивать умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу)

-Проверим, правильно ли мы сформулировали цель, разделитесь на группы в зависимости от цвета вашего рабочего листа и возьмите конверт №1, достаньте карточки со словами и соедините их в предложение. Что у вас получилось? (-) (слайд 2)

- Но как мы будем достигать поставленную цель? (Составим план)

-Обратите внимание, что в рабочих листах уже перечислены пункты плана, вам нужно выстроить их в логическом порядке.

1. Повторить правило определения падежей, слова-помощники, падежные вопросы и предлоги.

2. Выполнить задания на отработку полученных знаний о падежах

3. Подвести итоги, сделать вывод

4. Оценить работу на уроке(Слайд)


Формулируют тему урока, ставят перед собой цель, определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.

3. Актуализация знаний

-Переходим к первому пункту плана. Для этого мы заполним таблицу. С какой целью мы это будем делать? (Чтобы повторить правило определения падежей, слова-помощники, падежные вопросы и предлоги).

-Ребята, а зачем нам нужно знать правило определения падежей? (чтобы правильно определить падеж)

-А для чего нужно определять падеж? (Чтобы грамотно писать)

-Как по-другому называют изменение по падежам? (Склонением)

-Что такое склонение? (Изменение имен существительных по вопросам)

-Верно! Нам с вами нужно заполнить таблицу. Я её разделила на 3 части и раздала по группам. Заполните часть предложенной таблицы. Время выполнения задания 3-4 минуты.

-Итак, ребята, прежде чем заполнить таблицу, вспомним, сколько падежей в русском языке? (6).

-Как определить падеж имени существительного? (В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим. Чтобы определить падеж других имен существительных надо: найти слово с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж имени существительного)

-Перед нами таблица, которую мы сейчас с вами заполним. (Слайд 3) Выслушаем первую группу (-)

-Молодцы! Теперь послушаем, что получилось у группы №2 (-)

-Хорошо, ребята! Теперь выслушаем 3 группу (-)

-Замечательно! Вы отлично справились с заданием, посмотрите, что у нас получилось. Напомните, зачем мы заполняли таблицу? (Чтобы вспомнить на какие вопросы отвечает каждый падеж, с какими предлогами употребляется, какую роль выполняет в предложении)

-Перечислите падежи

-Какой падеж с предлогами никогда не употребляется? (Именительный.)

-Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

-Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

-В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

-К какому выводу мы пришли? (Имена существительные изменяются по падежам, каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении)


Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы, работают в группах, делают содержательное обобщение

4. Включение изученного в систему знаний

Хорошо! А сейчас вы поработаете в парах и выполните задание №3. На выполнение этого задания я вам даю 3 минуты

Задание №3

Прочитайте

Жил в деревне – приехал в деревню.

Вышел на берег – отдыхал на берегу.

Ударился о камень – рассказал о камне.

  • Объясните, как определить падеж имён существительных в каждой паре словосочетаний.

  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.


-Итак, проверим, что у вас получилось. (-)

-Какой вывод можно сделать? (Некоторые предлоги употребляются с несколькими падежами, например, предлоги в, на, о– с винительным и предложным падежами.)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Работают в парах, определяют падеж, делают вывод

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-Вы отлично справились с заданием, теперь вам предстоит поработать самостоятельно. Для этого надо выполнить задание №4, но обратите внимание, что задание разделено на 3 части, первая часть - легкая, вторая – сложнее и 3 часть самая сложная. В этом задании вам нужно выбрать только одну часть для выполнения, но только ту, с которой вы справитесь. На выполнение этого задания у вас будет 5 минут.

Задание №4

Часть 1.

Прочитай.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Спиши, укажи падеж выделенных слов. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении.

Часть 2.

Прочитай.

Кипит в л..су ж..знь и в суровое время года. Сл..ды на сн..гу рассказывают о ней. Под ш..роким кустом н..чевал за..ц. На п..лянке2 ныряли в пушистый сне.. тетерева. Здесь прошел величавый лось.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж выделенных имен существительных. Выполни разбор слова по составу.

Часть 3. Прочитай.

Вот еловый2 лес. … з..мле л..жит мя..кий к..вёрхвои. Изре..ка прозвенит с..ница. Вот п..стучал … ств..лу пёстрый дятел. Быстрой тенью перем..хнула … ёлкиёлку белка.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и предлоги. Укажи падеж выделенных имен существительных. Выполни разбор.

-Итак, сейчас мы выполним взаимопроверку по шаблону. Поменяйтесь рабочими листами с тем, с кем работали в паре, возьмите конверт №2, достаньте нужную карточку и проверьте одноклассника. Ошибки исправляйте простым карандашом, результаты проверки запишите напротив задания по шаблону, указанному в карточке.


Выбирают себе задание подходящего уровня сложности, работают самостоятельно, выполняют взаимопроверку по шаблону, исправляют ошибки, оценивают одноклассника

6. Рефлексия и оценивание

-Итак, что вы можете сказать о падежах имен существительных? (Изменение им. сущ. по вопросам называется изменением по падежам или склонением, в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении)

-Ребята, вспомним тему урока и какую цель мы перед собой ставили? (развивать умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу)

-Мы достигли поставленной цели? (да)

-Проанализируйте свою деятельность на уроке по образцу в рабочих листах. (Сегодня на уроке я повторил…, вспомнил…,на уроке мне понравилось…)

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

Итоговая оценка

На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

Я справился

со всеми заданиями

не со всеми заданиями

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

устал

не устал

Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). Отмечают успешные ответы одноклассников

7. Домашнее задание

-У вас на столе лежит конверт с домашним заданием, выберите то задание, с которым вы справитесь.

1 уровень.

Прочитайте.

Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна1, переплыл через речку.

Спишите. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите падеж имен существительных.

2 уровень

Учебник, с. 58, № 104

3 уровень

Подготовить сообщение на тему «Как и откуда появились падежи и их названия»




Выбирают домашнее задание из предложенных с учетом индивидуальных возможностей.