УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе
УМК «Школа России»
Учитель: Ляшова Т.П.
Тема: Синонимы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения:
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Планируемые результаты:
Предметные: | создать условия для развития у учащихся умения: - использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; - находить слова-синонимы в тексте. |
Личностные: | Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Коммуникативные УУД: | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе. |
Познавательные УУД: | Уметь анализировать объекты Выделять общие признаки Формулировать понятие Сравнивать объекты (находить общее и отличия) Обобщать Искать информацию в словарях. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности |
Регулятивные УУД: | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Основные понятия: синонимы
Методы, приемы: проблемно-поисковый
Ресурсы:
- Учебник «Русский язык» 2 класс, автор В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 1 часть, издательство Просвещение, 2016 год
- Презентация на компьютере учителя
- Карточки со словами
- Словари «толковый», «орфографический»
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
Цель: осуществить межличностный контакт;
создать комфортную психологическую атмосферу.
Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний.
На осенних листиках слова: внимательный, активный, рассеянный, самостоятельный, наблюдательный, целеустремленный, ленивый.
- Какие слова необходимы вам, чтобы сегодняшний урок стал успешным?
- Давайте уберем слова, которые нам будут мешать на уроке?
- Желаю вам успеха.
2. Актуализация опорных знаний и умений
Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.
Формы: создание ситуации успеха;
ИГРА «Я знаю…» (презентация), направленная на повторение изученного материала по теме «Слова, слова, слова…».
3. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: определить вместе с учеником тему и цель;
составить план урока;
нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.
Приёмы: проблемная ситуация
- проблема из игры «Знаю…»
Дети затрудняются ответить на вопрос «Что такое синонимы». Возможно, кто-то из учеников знает ответ на вопрос, возможно, будет ответ про антонимы, так как дети знакомились с этими понятиями в 1 классе, поэтому в презентации есть эти варианты ответов.
- определение темы СЛАЙД: тема урока,
- постановка целей СЛАЙД: цели
СЛАЙД: учебные задачи (по таблице) «знаем, хотим знать, узнали»
4. Изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний).
Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.
Действия: открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи.
РАБОТА по группам, ИСПОЛЬЗУЯ ТОЛКОВЫЙ, ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРИ
1 группа:
1. Выяснить с помощью орфографического словаря правописание слова С…НОН…МЫ.
Выбрать нужную карточку на доске.
2. Выяснить с помощью толкового словаря значение слова «синонимы»
2 группа:
1. Выяснить с помощью словаря происхождение слова «синонимы».
2. Выяснить с помощью толкового словаря значение слова «синонимы».
3 группа:
1. Выяснить с помощью нужного словаря значение нового слова. Выбрать нужную карточку на доске.
2. Выяснить с помощью нужного словаря правописание слова С…НОН…МЫ.
4 группа:
1. Выяснить с помощью толкового словаря значение слова «синонимы».
2. Определить, в чём особенность «синонимов». Выбрать нужную карточку на доске.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП:
1 группа: правописание слова «синонимы» СЛОВАРНОЕ СЛОВО - ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА в тетрадь – табличка на доску с правильным написанием слова.
2 группа: устный ответ - от греч слова «одноименный (одно имя)
3 группа: «слова, близкие по смыслу» - табличка
4 группа: в чем особенность синонимов? – «близкие по значению, а звучат и пишутся по разному» - табличка
На доске: «синонимы», «слова, близкие по смыслу», «звучат и пишутся по разному»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (оздоровительная цель: отдых; учебная цель: первичная проверка понимания).
Игра «Найди свою пару» под песню «Синонимы» из передачи «АБВГДЕЙка»
На стенах класса - карточки со словами-синонимами. Составить пару.
«Труд, работа, мир, дружба, разговор, беседа, красный, алый, радость, веселье, правильно, верно, ученик, школьник, врач, доктор, дорога, путь, метель, вьюга, пурга».
5. Первичное закрепление изученного материала.
Цель: подтверждение выдвинутых гипотез;
убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.
Формы: корректировка своих знаний;
организация диалога.
1). СЛАЙД: работа по ТАБЛИЧКЕ - колонка «УЗНАЛИ»
2). Ответ на вопрос: «Для чего нужны синонимы в речи?»
3). Выполнение упр. 69, с. 53
6. Итог урока (рефлексия)
Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.
Формы: повторения плана и цели урока;
сопоставление цели урока с его результатом;
обоснование своей точки зрения по уроку.
Подбор синонимов к слову «учитель»
7. Оценивание работы учащихся
Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.
Действия: сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным результатом своей деятельности на уроке;
самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.
Проверочная мини-работа по табличке.
Выберите верное
Сенонимы | Близкие по смыслу, разные по написанию | Смелый - трусливый |
Синонемы | Разные по смыслу, одинаковые по написанию | Смелый – отважный |
Синонимы | Одинаковые по смыслу и одинаковые по написанию | Смелый - смельчак |
Проверка со слайда.
8. Рефлексия «Человечки»:
у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;
у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;
у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
с. 52, учить правило, с.53, упр. 67 .