Тема урока | Антонимы |
Цель | Систематизирование знаний учащихся об антонимах |
Задачи | Образовательные: расширять представления об антонимах; формировать умение грамотно использовать в речи антонимы; Развивающие: развивать навыки нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте; обогатить словарь учащихся путем использования в речи пословиц; способствовать развитию умений определять тип орфограммы; развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; способствовать развитию устной и письменной речи учащихся. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать друг друга; воспитывать активность, усидчивость, прилежание, трудолюбие, любовь к предмету. |
Планируемые результаты | Предметные: уметь находить и выписывать антонимы; объяснять смысл пословиц; подбирать антонимы. Метапредметные: Регулятивные: - организовывать свое рабочее место, - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, - умение находить способ действия, формировать навыки работы с информацией и разными источниками ее получения; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), - способности анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать; - Формулировать познавательную цель. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - формирование умения видеть красоту русского языка, воспитывать уважение к своему языку. Личностные: - ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей, -внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Основные понятия | Антонимы, синонимы |
Оборудование | Учебник: Русский язык 3 класс, 1 часть М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, Русский язык, тетрадь для самостоятельной работы № 1 Т.А. Байкова Презентация к уроку |
Задачи этапа урока (вида работ) | Содержание деятельности учителя Задания для учащихся | Содержание деятельности учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу | | | |
Задачи: Создать настрой учащимся на серьёзную работу учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Создает эмоциональный и организационный настрой учащихся. -Здравствуйте ребята. -Все приготовились к уроку, присаживайтесь. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. ( Личностные УУД) Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить(Коммуникативные УУД) | 1 мин |
| II.Сообщение темы и постановка целей, задач урока | | | |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | –Для того чтобы определить какая будет тема нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Доскажите словечко, подобрав слово наоборот. Баба Яга старая, а Елена Прекрасная… Рукодельница трудолюбивая, а её сестра… Буратино веселый, а Пьеро … У Буратино руки всегда грязные, а у Мальвины… Лиса умная, а мышонок… – Давайте вспомним, как называются слова с противоположным значением, которые мы подбирали? – Какова цель урока? | С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. Молодая, ленивая, грустный, чистые, глупый. Антонимы | Учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, осознавать свою учебную задачу | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); | 3 мин. |
| III. Изучение нового материала | | | |
Задача: Уточнить и расширить знания учащихся об антонимах | 1.Овладение формулировкой правила. –Открываем учебники на стр.95. – Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши. Что нового узнали? –Приведите свои примеры. -Кто даст определение понятию всему классу. 2.Выборочное письмо на определение правила. Объяснение значений пословиц. Упражнение 82 – В следующих пословицах найдите антонимы и выпишите их. – В какой из пословиц две пары антонимов? – А в какой сразу три пары? | Учащиеся размышляют, отвечают на вопросы учителя; анализируют, делают выводы Читают и объясняют правило. Учащиеся читают по одной пословице, объясняют, как они понимают их смысл, и выписывают пары антонимов столбиком в той форме, в какой они стоят в упражнении. Больше – меньше. Маленькое – большое. Дело – безделье. Горького – сладкого. | Ложь – правда. От радости – от печали. Старые – молодые. Молодеют – стареют | | | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Личностные УУД) Строить сообщения в устной и письменной форме ( Познавательные УУД) Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (Коммуникативные УУД) | 15 мин. |
3.Выборочное письмо на определение правила. Упражнение 84 – Выпишите из текста стихотворения все пары антонимов. Как называется такой литературный прием, при котором используются антонимы? Физминутка- игра «Делай все наоборот» Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие. 1) Опустите руки вниз. 2) Поднимите руки вверх. }2 р. 3) Голову поднимите. 4) Голову опустите. }2 р. 5) Поворот туловища вправо. 6)Поворот туловища влево. }2 р. 7) Откройте глаза (закройте) }2 р. 8) Привстаньте. 9) Присядьте. Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза) - Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала? Спасибо. Садитесь за парты | – Литературный прием, в котором использу- ются антонимы, называется противопоставлением. Учащиеся наблюдают, как применяется этот прием в тексте стихотворения, выписывают пары антонимов: низко – высоко; близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий Выполняют тематическую физминутку |
| IV. Закрепление изученного | | | |
Задача: Закрепить полученные знания, усвоить новый материал | Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания. 1.Работа с орфограммами Тетрадь № 1, упражнение 66 – Вставьте пропущенные буквы. – Желтым карандашом подчеркните пару антонимов. Синим карандашом подчерните пару синонимов 2.Выборочное письмо на определение правила. Подбор антонимов других частей речи. Упражнение 86 – Найдите антонимы и выпишите их в начальной форме. – К какой части речи относятся выписанные вами антонимы? – Составьте еще одну пару антонимов, в которых были бы те же корни, но чтобы они называли признаки предметов. К какой части речи относятся эти антонимы? – Выполните то же задание для антонимов: ум – глупость, зима – лето Резервное задание Тетрадь для самостоятельной работы № 1, упражнение 68. – В обратном словаре найдите и выпишите антонимы. Примечание. Учитель может обратить внимание учащихся на то, что антонимами могут быть слова с разными корнями, но иногда слова-антонимы являются родственными словами и образуются с помощью приставок бес-/без- или частицы не | Отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания. Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы. Рассуждение ученика: Вставляю пропущенные буквы. Устно объясняю выбор буквы. Желтым карандашом подчеркиваю пару антонимов добрый – жадный, синим карандашом подчеркиваю синонимы грустный – печальный Выписывают антонимы в начальной форме: жара – холод. – Эти антонимы являются существительными. Запись: жаркий – холодный. – Эти антонимы являются прилагательными. Запись: умный – глупый, зимний – летний. – Эти антонимы являются прилагательными. Вывод: одну пару антонимов составляют слова одной и той же части речи Рассуждение ученика: Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. В обратном словаре найду и выпишу из него четыре пары таких слов. Известный – неизвестный. Совестный – бессовестный. Радостный – (нерадостный) грустный. Корыстный – бескорыстный | Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы | -Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Познавательные УУД) -Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей (Личностные УУД) | 15 мин. |
| V. Подведение итогов урока.Рефлексия | | | |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников: – Какие слова называют антонимами? – Какую цель перед собой ставили? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученного материала в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само- оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор. | Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); -Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) | 7 мин |
Домашнее задание | Учебник № 1,страница 96, упражнение 83. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих пословиц? Выпишите пары слов, которые являются антонимами. Записывайте слова в начальной форме. – В какой группе пословиц по две пары антонимов в каждой пословице? Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: Найти – потерять. Больной – здоровый. Горе – радость. – Во второй части упражнения в каждой пословице по две пары антонимов: Недруг – друг, поддерживать – спорить. Радость – кручина, прямить – крючить. Добрый – дурной, толстеть – худеть | | | 3 мин |