СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Что такое части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Что такое части речи"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) урока

«Русский язык»

студентки группы 4 «Б»

Жарковой Арины Павловны

Тема: «Что такое части речи?»

Класс 4 «А» МБОУ СОШ № 4 Имени Т. Г. Шевченко



Допуск к проведению урока:

Студентки: Жаркова А.П.

___________(Подпись)

Методист: Матвеева И.Б.

____________(Подпись)

Учитель: Кравченко И.Г.

____________(Подпись)

Оценка за урок_______________



Астрахань, 2022

Цель : обобщить знания об изученных частях речи, развивать умение различать части речи и определять их признаки.

 Задачи:

  1. Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.

  2. Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.

  3. Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • определять самостоятельные части речи;

  • распознавать части речи.

Метапредметные:

--Познавательные:

  • Выделять и формулировать познавательные цели;

  • Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

  • Искать и выделять необходимую информацию о частях речи.

-Регулятивные: 

  • Ставить учебную задачу;

  • Оценивать качество и уровень усвоения материала о частях речи.

-Коммуникативные: 

  • Сотрудничать с учителем и сверстниками;

  • Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников

Личностные: 

  • формирование умения критически подойти к своему ответу

  • самоанализу при выставлении отметок,

  • осуществление оценки работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, рабочие тетради, раздаточный материал, учебник

Тип урока: Открытия новых знаний.




Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Павловна.

- Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь. Конечно же, пожелаем друг другу хорошей работы на уроке.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши.

приветствуют, слушают учителя и настраиваются на работу.


проверяют готовность к уроку

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

На следующей строчке пропишите заглавную и строчную букву «С». И их соединения.

Сс,со,са,си,сы,су.


- Ребята, какая тема у вас была на прошлом уроке?


- Когда пишется ъ знак в словах? Когда пишется ь знак в словах?

- Мы повторили материал,теперь будет небольшая проверка.

- В своих тетрадях.

Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.

Слова: обез...янка,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся,об...явление, под...ём. (Слайд)

- Теперь обменяйтесь с соседом по парте, и проверьте его, зачеркните если есть ошибки.

Критерии оценки вашей проверочной

5-без ошибок

4- 1/2 ошибки

3- 3/4

2- от 4 ошибок

Открывают тетради, записывают.

П равописание слов с буквами ь и ъ

Обезьянка, объяснительная, въехал, вьюн, подъезд, льёт, пьёт, сьёжился, муравьи, вьется, объявление, подъём

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные
Личностные

Мотивация

-Отправляемся мы снова 

В мир русского языка, 

Мы разгадывать готовы 

Его тайны до звонка. 

Сколько правил, сколько правил. 

С непривычки бросит в дрожь. 

Будь старательным и только, 

Будь внимательным и только, 

Всё запомнишь, всё поймёшь. 


- Какие умения нам понадобятся на уроке, чтобы получать знания и хорошо усвоить тему?










умение стараться, слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в паре и группе

Познавательные

Личностные

Определение темы

- Тема нашего урока я спрятала в стихотворном тексте, послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока?

- Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом у тёплой печи

Повторяем … (части речи).

- Правильно. Так какая же тема нашего урока?

- А какие цели мы поставим перед собой на уроке?























-Тема нашего урока- части речи

-Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.

Личностные

Познавательные

Физминутка

Наши алые цветки

 Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

 Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет. — (качание руками влево-вправо)

 Наши алые цветки

 Закрывают лепестки, — (присели, спрятались)

 Головой качают, — (движения головой влево-вправо)

 Тихо засыпают.



Повторяем за учителем движение руками


Работа с правилом

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — ты и иди, будет ли порядок? 

— Что же делать? 


- Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

- Посмотрите теперь на карточке перед вами.

- Давайт вспомним на какие две большие группы делятся части речи?

-К самостоятельным частям речи относятся?

- А какие служебные части речи вы знаете?

- Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.

- Служебные части речи — это группы слов, у которых нет лексического значения. Они помогают выразить отношения между явлениями и объектами действительности.

Перелистываем страницу. Смотрим на таблицу.

- На какие две большие группы можно разделить части речи?

- Перечислите самостоятельные части речи.

- Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.


Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.


Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.


Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например


Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например:


Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например


-Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

- Почему эти части речи называются служебные?



-Запишите в тетради две группы слов – примеры самостоятельной и служебной части речи. Укажите часть речи. (Коллективно проверяем)

- Давайте посмотрим на упр.111 на стр.67

Жил(гл.) старик(сущ.)со своей старухой

У самого синего(прил.)моря;

Жили они(мест.)в ветхой(прил.) землянке(сущ.)

Ровно тридцать(числ.) лет и три(числ.)года.

- Прочитайте текст выразительно. Назовите сказку.

- Определите к каким частям речи относятся выделенные слова – к служебным или самостоятельным.

- Прочитайте текст без служебных частей речи

- Какова роль служебных слов в предложениях?

- Выполните письменное задание к упражнений (указать над выделенными словами части речи)


- Теперь ребята на основе нашей таблицы вы должны составить рассказ о части речи. Работа у нас в парах. Каждая пара расскажет только об одной части речи.


- Посмотрим упр.113 на стр.68

- На какие ещё вопросы могут отвечать имя существительное, имя прилагательной, глагол ?

- Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.


-Следуюшие упр. под номером 114

-Читаем задание и сам текст.

- Запишите этот текст.

Утренняя(прил)морозная(прил)тишь(сущ). Кристальный(прил) иней(прил) блестит(гл) бело-синим(прил) и(союз) розовыми(прил)искорками(сущ).

-Давайте определим части речи каждого слова. Подписывайтесь сверху над словом.


Работа по карточкам

- Укажите к каким частям речи относятся выделенные слова

Говорит попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю!

Попугай в ответ попугаю:

Попугай! Попугай! Попугай!

(Коллективно проверяем)







Нет

Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.








Самостоятельные и служебные


Сущ.,прил, числ.,мест, гл,

Част, союз, предлог


Называют примеры частей речи



Школа, ученики




Радостный, новый





Девять, девятый




Я, ты , она



Писать, читать


Союз- и, а, когда

Частица – то, либо

Предлоги- в, на, за

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложение и словосочетание















О рыбаке и рыбке


Самостоятельным



Связывает









Кем? Чем? Чей? Сделал?







Гл, Сущ, мест, гл, предлог, Сущ.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Итог урока. Рефлексия

- На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

- Какую роль в языке играют служебные части речи?

- Приведите примеры самостоятельной части речи.

- Какое задание на уроке показалось интересным?

- Что было для вас трудно?

- Оцените свою работу на уроке

- У кого что получилось?

- У кого не было проблем сидим красиво-руки на парте, спина прямая

- У кого что не получилось поднимите ручку

Спасибо за урок!

Самостоятельные и служебные

Связь слов в предложение и словосочетание












Коммуникативные

Регулятивные