Актуализация знаний | Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». На следующей строчке пропишите заглавную и строчную букву «С». И их соединения. Сс,со,са,си,сы,су. - Ребята, какая тема у вас была на прошлом уроке? - Когда пишется ъ знак в словах? Когда пишется ь знак в словах? - Мы повторили материал,теперь будет небольшая проверка. - В своих тетрадях. Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ. Слова: обез...янка,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся,об...явление, под...ём. (Слайд) - Теперь обменяйтесь с соседом по парте, и проверьте его, зачеркните если есть ошибки. Критерии оценки вашей проверочной 5-без ошибок 4- 1/2 ошибки 3- 3/4 2- от 4 ошибок | Открывают тетради, записывают. П равописание слов с буквами ь и ъ Обезьянка, объяснительная, въехал, вьюн, подъезд, льёт, пьёт, сьёжился, муравьи, вьется, объявление, подъём | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные |
Мотивация | -Отправляемся мы снова В мир русского языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. Сколько правил, сколько правил. С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только, Будь внимательным и только, Всё запомнишь, всё поймёшь. - Какие умения нам понадобятся на уроке, чтобы получать знания и хорошо усвоить тему? | умение стараться, слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в паре и группе | Познавательные Личностные |
Определение темы | - Тема нашего урока я спрятала в стихотворном тексте, послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока? - Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом у тёплой печи Повторяем … (части речи). - Правильно. Так какая же тема нашего урока? - А какие цели мы поставим перед собой на уроке? | -Тема нашего урока- части речи -Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи. | Личностные Познавательные |
Работа с правилом | — Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? — Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — ты и иди, будет ли порядок? — Что же делать? - Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками. - Посмотрите теперь на карточке перед вами. - Давайт вспомним на какие две большие группы делятся части речи? -К самостоятельным частям речи относятся? - А какие служебные части речи вы знаете? - Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество. - Служебные части речи — это группы слов, у которых нет лексического значения. Они помогают выразить отношения между явлениями и объектами действительности. Перелистываем страницу. Смотрим на таблицу. - На какие две большие группы можно разделить части речи? - Перечислите самостоятельные части речи. - Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи. Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа. Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые. Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например -Перечислите служебные части речи. Приведите примеры. - Почему эти части речи называются служебные? -Запишите в тетради две группы слов – примеры самостоятельной и служебной части речи. Укажите часть речи. (Коллективно проверяем) - Давайте посмотрим на упр.111 на стр.67 Жил(гл.) старик(сущ.)со своей старухой У самого синего(прил.)моря; Жили они(мест.)в ветхой(прил.) землянке(сущ.) Ровно тридцать(числ.) лет и три(числ.)года. - Прочитайте текст выразительно. Назовите сказку. - Определите к каким частям речи относятся выделенные слова – к служебным или самостоятельным. - Прочитайте текст без служебных частей речи - Какова роль служебных слов в предложениях? - Выполните письменное задание к упражнений (указать над выделенными словами части речи) - Теперь ребята на основе нашей таблицы вы должны составить рассказ о части речи. Работа у нас в парах. Каждая пара расскажет только об одной части речи. - Посмотрим упр.113 на стр.68 - На какие ещё вопросы могут отвечать имя существительное, имя прилагательной, глагол ? - Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова. -Следуюшие упр. под номером 114 -Читаем задание и сам текст. - Запишите этот текст. Утренняя(прил)морозная(прил)тишь(сущ). Кристальный(прил) иней(прил) блестит(гл) бело-синим(прил) и(союз) розовыми(прил)искорками(сущ). -Давайте определим части речи каждого слова. Подписывайтесь сверху над словом. Работа по карточкам - Укажите к каким частям речи относятся выделенные слова Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай! Попугай! Попугай! (Коллективно проверяем) | Нет Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками. Самостоятельные и служебные Сущ.,прил, числ.,мест, гл, Част, союз, предлог Называют примеры частей речи Школа, ученики Радостный, новый Девять, девятый Я, ты , она Писать, читать Союз- и, а, когда Частица – то, либо Предлоги- в, на, за Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложение и словосочетание О рыбаке и рыбке Самостоятельным Связывает Кем? Чем? Чей? Сделал? Гл, Сущ, мест, гл, предлог, Сущ. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные |