СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок по ознакомлению учащихся с устойчивыми сочетаниями слов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"»

Урок русского языка. 2 класс.

Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».

Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учащихся.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.

2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией;  расширять кругозор учащихся.

3. Воспитательные: прививать интерес к  родному языку; формировать коммуникативные умения  при работе в парах.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать их в речи, выяснять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи;

- воспитывать культуру речи.

Метапредметные:

• познавательные:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.

• коммуникативные:

- строить высказывания, учитывать другое мнение и позицию договариваться, приходить к общему решению ( при работе  в парах);

- формулировать собственное мнение;

• регулятивные:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- осуществлять самоконтроль

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Формы работы: парная, индивидуальная,  коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологический словарь, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.



Здравствуйте, ребята! Очень рада снова вас видеть. Мне так понравилось работа с вами в прошлый раз, что сегодня я решила провести у вас урок.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь

Скажите, пожалуйста:

Какое сейчас время года? День недели?

В каком классе вы учитесь? А на каком этаже находится класс?

Какой у нас с вами урок?

Как меня зовут?

Какое сегодня число? А месяц?

Тетрадь число классная работа

Назовите букву, которая может обозначать два звука, показывать мягкость согласного (е, ё, ю, я). Может стать словом– я.


Вспомним написание буквы Я на доске


ЯяЯяЯя

Запишите закономерность этих букв до конца строки.

Найдите самое красивое соединение и подчеркните.


Посмотрите на СЛАЙД

Что объединяет эти предметы? Щелчок – слово

Что вы можете сказать о слове «ЯЗЫК»? словарное многозначное

Запишем слово в тетрадь 1 у Д

поставим ударение и выделим орфограмму


Составьте предложения со словом язык в разных значениях?


Я предлагаю такое предложение СЛАЙД

Вова держит язык за зубами.

Прочитать про себя

Прочитать вслух


Спишите предложение в тетрадь.

Подчеркните орфограммы

Подчеркните грамматическую основу

Кто справился ручка на локоток!!!!! СЛАЙД !!!!




Ребята , мне на телефон пришло смс. Прочитаем?


Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

Прочитали


Все ли вам здесь понятно?

Какие необычные сочетания слов не могут произойти в прямом смысле?


(Повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться.) СЛАЙД


А вы знаете, как они называются?

Я приготовила для вас подсказку СЛАЙД


Как вы считаете, это синонимы? А что такое синонимы?

Как вы считаете, это антонимы? А что такое антонимы?


Остается ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ + сразу на другой слайд

Прочитали хором

Прочитайте друг другу шепотом

Прочитайте, чтобы было слышно членам жюри.


- Кто знает, что обозначает это слово? Хотите узнать?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Верно, «Фразеологизм».

- Попробуйте сформулировать задачи урока. О чем хотите узнать? СЛАЙД

1.Узнать, что такое фразеологизм.

2.объяснять

3. находить их в предложениях.

Как вы думаете, где мы будем искать ответы на вопросы?


 Работаем по рядам

1 ряд стр. 103 2 ряд стр. 104 3ряд стр. 106

-Прочитайте внимательно информацию в учебнике.





А сейчас соберитесь в группу и выберите верное высказывание

Если необходимо прочитайте еще раз

По готовности 1 человек от группы выходит к доске

Проверим, что вы смогли выяснить

Читают карточку + на Д

Итак, что такое фразеологизм

фразеологизм – это устойчивое сочетание, представляет собой целое выражение, в которое не добавляют новые слова.

ФИЗМИНУТКА

Вернемся к смс СЛАЙД

- Ребята, как вы считаете, Глеб и вправду повесил свой нос? Что с ним произошло на самом деле? Правильно, он сильно огорчился.

- А волосы у него, действительно, стали красными? Верно, он просто весь покраснел от стыда.

- А провалиться сквозь землю на уроке в прямом смысле можно? Нет, конечно. Он просто хотел спрятаться от своего стыда.


В каком значении употребляются эти выражения?

Значит, фразеологизмы всегда употребляются в переносном значении


Как можно назвать эти выражения? СЛАЙД ВОПРОС меняется на ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Поэтому , все эти выражения будут фразеологизмами


-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.

Созданы словари, из которых мы можем узнать о фразеологизмах и их значении



Любой фразеологизм можно объяснить одним словом

Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит лист с заданием. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке. Как только пара выполнит задание, она должна поднять руки. Тем самым показывая, что вы готовы отвечать.


Витать в облаках - , мечтать

Ни свет ни заря – рано

Во все горло – громко

Прикусить язык - молчать


Слова- подсказки:


Проверили СЛАЙД

Запишите любые1 фразеологизм с его значением в тетрадь.

Спросить несколько + как называются эти значения

В русском языке несколько разных фразеологизмов имеют одинаковое значение.



Интерактивное заданиеhttps://learningapps.org/218123

У вас на столах карточки со значениями

ФИЗМИНУТКА для глаз

Мы поработали с компьютером, теперь наши глаза пусть отдохнут. Внимательно следите за моими руками

А может кто-то знает фразеологизм к моему движению

Глаза разбежались — трудно, невозможно выбрать что-л., сосредоточить внимание на чем-л. (при виде множества, разнообразия чего-л.).

Мы с вами очень много поработали с фразеологизмами, а сможете ли вы их найти самостоятельно.

Прочитайте предложения.

Найдите предложения, в которых есть фразеологизмы, подчеркните их

ПРОВЕРКА:

Какие предложения выбрали, назвать фразеологизм

Почему считаешь? Объясни значение?

Для чего в речи использовать фразеологизмы, устойчивые выражения?



Из данных предложений найдите то, в котором есть фразеологизмы.

Вере некогда отдыхать, у неё хлопот полон рот.

Моей сестричке два годика, а у неё полон рот зубов.

Саша набрал в рот воды и прополоскал горло.

Саша ничего не говорил, словно в рот воды набрал.

Запишите и объясните значение этих фразеологизмов.

- Как понимаете? (много дел, не проронил ни слова)



Самый внимательный – в нашей работе встретился еще один фразеологизм



Вывод:продолжи по заданиям

Как называются выражения, которые вы записали?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие фразеологизмы запомнили?

Зачем в речи используем фразеологизмы?


-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.

Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера! Спасибо за работу!









Устойчивое сочетание слов

Неустойчивое сочетание слов

Целое выражение

Отдельные слова

Не добавляют новые слова

Добавляют новые слова






сидел,сложа руки

работал,спустя рукава

смотрелво все глаза

бил баклуши

мотална ус


работал,засучив рукава





трудился,не покладая рук

ловил мух


держал

ушки на макушке

работал до седьмого пота


считал ворон



Я