Урок русского языка. 2 класс.
Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».
Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учащихся.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.
2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор учащихся.
3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения при работе в парах.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать их в речи, выяснять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи;
- воспитывать культуру речи.
Метапредметные:
• познавательные:
- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.
• коммуникативные:
- строить высказывания, учитывать другое мнение и позицию договариваться, приходить к общему решению ( при работе в парах);
- формулировать собственное мнение;
• регулятивные:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- осуществлять самоконтроль
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Формы работы: парная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологический словарь, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.
Здравствуйте, ребята! Очень рада снова вас видеть. Мне так понравилось работа с вами в прошлый раз, что сегодня я решила провести у вас урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь
Скажите, пожалуйста:
Какое сейчас время года? День недели?
В каком классе вы учитесь? А на каком этаже находится класс?
Какой у нас с вами урок?
Как меня зовут?
Какое сегодня число? А месяц?
Тетрадь число классная работа
Назовите букву, которая может обозначать два звука, показывать мягкость согласного (е, ё, ю, я). Может стать словом– я.
Вспомним написание буквы Я на доске
ЯяЯяЯя
Запишите закономерность этих букв до конца строки.
Найдите самое красивое соединение и подчеркните.
Посмотрите на СЛАЙД
Что объединяет эти предметы? Щелчок – слово
Что вы можете сказать о слове «ЯЗЫК»? словарное многозначное
Запишем слово в тетрадь 1 у Д
поставим ударение и выделим орфограмму
Составьте предложения со словом язык в разных значениях?
Я предлагаю такое предложение СЛАЙД
Вова держит язык за зубами.
Прочитать про себя
Прочитать вслух
Спишите предложение в тетрадь.
Подчеркните орфограммы
Подчеркните грамматическую основу
Кто справился ручка на локоток!!!!! СЛАЙД !!!!
Ребята , мне на телефон пришло смс. Прочитаем?
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
Прочитали
Все ли вам здесь понятно?
Какие необычные сочетания слов не могут произойти в прямом смысле?
(Повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться.) СЛАЙД
А вы знаете, как они называются?
Я приготовила для вас подсказку СЛАЙД
Как вы считаете, это синонимы? А что такое синонимы?
Как вы считаете, это антонимы? А что такое антонимы?
Остается ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ + сразу на другой слайд
Прочитали хором
Прочитайте друг другу шепотом
Прочитайте, чтобы было слышно членам жюри.
- Кто знает, что обозначает это слово? Хотите узнать?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Верно, «Фразеологизм».
- Попробуйте сформулировать задачи урока. О чем хотите узнать? СЛАЙД
1.Узнать, что такое фразеологизм.
2.объяснять
3. находить их в предложениях.
Как вы думаете, где мы будем искать ответы на вопросы?
Работаем по рядам
1 ряд стр. 103 2 ряд стр. 104 3ряд стр. 106
-Прочитайте внимательно информацию в учебнике.
А сейчас соберитесь в группу и выберите верное высказывание
Если необходимо прочитайте еще раз
По готовности 1 человек от группы выходит к доске
Проверим, что вы смогли выяснить
Читают карточку + на Д
Итак, что такое фразеологизм
фразеологизм – это устойчивое сочетание, представляет собой целое выражение, в которое не добавляют новые слова.
ФИЗМИНУТКА
Вернемся к смс СЛАЙД
- Ребята, как вы считаете, Глеб и вправду повесил свой нос? Что с ним произошло на самом деле? Правильно, он сильно огорчился.
- А волосы у него, действительно, стали красными? Верно, он просто весь покраснел от стыда.
- А провалиться сквозь землю на уроке в прямом смысле можно? Нет, конечно. Он просто хотел спрятаться от своего стыда.
В каком значении употребляются эти выражения?
Значит, фразеологизмы всегда употребляются в переносном значении
Как можно назвать эти выражения? СЛАЙД ВОПРОС меняется на ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Поэтому , все эти выражения будут фразеологизмами
-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.
Созданы словари, из которых мы можем узнать о фразеологизмах и их значении
Любой фразеологизм можно объяснить одним словом
Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит лист с заданием. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке. Как только пара выполнит задание, она должна поднять руки. Тем самым показывая, что вы готовы отвечать.
Витать в облаках - , мечтать
Ни свет ни заря – рано
Во все горло – громко
Прикусить язык - молчать
Слова- подсказки:
Проверили СЛАЙД
Запишите любые1 фразеологизм с его значением в тетрадь.
Спросить несколько + как называются эти значения
В русском языке несколько разных фразеологизмов имеют одинаковое значение.
Интерактивное заданиеhttps://learningapps.org/218123
У вас на столах карточки со значениями
ФИЗМИНУТКА для глаз
Мы поработали с компьютером, теперь наши глаза пусть отдохнут. Внимательно следите за моими руками
А может кто-то знает фразеологизм к моему движению
Глаза разбежались — трудно, невозможно выбрать что-л., сосредоточить внимание на чем-л. (при виде множества, разнообразия чего-л.).
Мы с вами очень много поработали с фразеологизмами, а сможете ли вы их найти самостоятельно.
Прочитайте предложения.
Найдите предложения, в которых есть фразеологизмы, подчеркните их
ПРОВЕРКА:
Какие предложения выбрали, назвать фразеологизм
Почему считаешь? Объясни значение?
Для чего в речи использовать фразеологизмы, устойчивые выражения?
Из данных предложений найдите то, в котором есть фразеологизмы.
Вере некогда отдыхать, у неё хлопот полон рот.
Моей сестричке два годика, а у неё полон рот зубов.
Саша набрал в рот воды и прополоскал горло.
Саша ничего не говорил, словно в рот воды набрал.
Запишите и объясните значение этих фразеологизмов.
- Как понимаете? (много дел, не проронил ни слова)
Самый внимательный – в нашей работе встретился еще один фразеологизм
Вывод:продолжи по заданиям
Как называются выражения, которые вы записали?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие фразеологизмы запомнили?
Зачем в речи используем фразеологизмы?
-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера! Спасибо за работу!
Устойчивое сочетание слов Неустойчивое сочетание слов | Целое выражение Отдельные слова | Не добавляют новые слова Добавляют новые слова |
сидел,сложа руки
работал,спустя рукава
смотрелво все глаза
бил баклуши
мотална ус
работал,засучив рукава
трудился,не покладая рук
ловил мух
держал
ушки на макушке
работал до седьмого пота
считал ворон
Я