Недашковская М.В.
Русский язык 8 класс
Урок №36
Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения
Планируемые результаты:
Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.
Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью: формировать навыки умения слушать товарищей, принимать коллективное решение; учить постановке цели работы
Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование: карточки, таблица.
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
1.Продолжи предложение
- Синтаксис - это …
-Предложение – это…
-Предложения бывают….
-Грамматическая основа –это…
2.Синтаксическая пятиминутка.
Составить 3 предложения об осени. Подчеркнуть грамматическую основу.
2 ученика работают с карточками у доски.
Карточка 1
Выполнить разбор словосочетания.
Осенний день, весело играют, золотая пора, холодный дождь, стучат тихо, оставляя впечатление.
Карточка 2
Золотой птицы, проходит мгновенно, рисует на асфальте, солнечный день, слушать пение, смеяться громко.
Мотивация учебной деятельности.
Знакомство со сказкой о главных членах предложения.
В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.
Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: Что делает? Каков? (какой?) Кто таков? Что такое?
И одевались они по-разному.
Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания, но и другая была у него одежда, из других частей речи.
А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого и полного прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, реже – из других частей речи.
IV. Постановка цели и задач урока.
V. Усвоение новых знаний.
1)Работа с таблицей.
Называют подлежащее и чем выражено.
Вывод: Подлежащее может выражаться любой частью речи, которая перешла в существительное, а также инфинитивом.
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ. Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик. Пыль поднимает ветер. Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце. Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце.
Подлежащее может быть выражено словом |
1. Именем существительным (в И.п.) | Гости приехали утром. |
2. Местоимением (в И.п.) | Я был в музее. Каждый задумался. |
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ. | Старшие помогали младшим. |
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ. | Желающие могли покататься. Встречающие вышли на перрон. |
5. Именем числительным (в И.п.) | Два да два — четыре. Семеро одного не ждут. |
6. Наречием | Завтра не наступит никогда. |
7. Неопределенной формой глагола | Курить — здоровью вредить. Друга спасти – высшая честь. |
8. Междометием, звукоподражанием | Га-га-га слышалось на лугу. Далече грянуло ура. |
Подлежащее может быть выражено словосочетанием |
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.) | Мы с сестрой радовались. Подружились мы с тобой. |
2. И.п. числительного + Р.п. | После этого вечера прошло семь недель. |
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п. | Пришло несколько новых журналов. |
4. Собир числит. + из + Р.п. | Трое из них приехали недавно. Двое из ларца одинаковых с лица. |
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п. | Любой из нас готов помочь. Кто из нас не знает этого? |
2) Работа с учебником § 17, упр. 154 ( работа возле доски)
3) Упр. 158
Физкультминутка.
4) Самостоятельная работа
Выписать подлежащее с каждого предложения, определить способ его выражения.
Гости приехали утром. Он был в музее. Старшие помогали младшим. Желающие могли покататься на лодке. Два да два – четыре. Курить – здоровью вредить. Завтра не наступит никогда. Га-га-га слышалось на лугу. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового узнали по данной теме?
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
VΙΙ. Домашнее задание: выучить теоретический материал § 16. Письменно задание по выбору:
1.Упр. 155
2. Написать мини-сочинение об осени, используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.
3. Выписать 5 предложений с разными способами выражения подлежащего.