Тема урока: Приставка
Цели: познакомить с приставкой как частью слова, учить отличать её от других частей слова, уметь образовывать новые слова с помощью приставки
Регулятивные:
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию о приставке как значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова.
Расширять представления учащихся о том, что основа может состоять из одной, двух или трёх частей.
Развивать у учащихся память, мышление, внимание, речь.
Коммуникативные:
Ход урока
1.Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
Он зовёт нас на урок.
Вы сюда пришли учиться?
Не лениться, а трудиться?
Тогда работаем старательно,
Слушаем внимательно
Тихо сели. Открыли тетради. Приготовились к работе.
2. АОЗ а)Работа со стихотворением( эпиграфом) слайд №1
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
(А.С. Пушкин)
- Какие слова из этого четверостишия вам непонятны?
Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта.
Парадокс – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.
Просвещение – распространение знаний, образование.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?
Вам предстоит сделать несколько открытий, поэтому сегодня предлагаю провести необычный урок и провести исследования, а вам стать учёными-исследователями. Если вы согласны, кивните головой 1 раз.
б) выбираем тему исследования на столе лежит карточка №1 прочитайте текст и исследуйте его, поставьте знак + если вы материал знаете, - если не знаете.
Слова состоят из частей.
Главная значимая часть слова называется корень. В нём заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень обозначается ∩.
Изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, называется окончанием. Оно обозначается так □.
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов, называется приставкой. Она обозначается так ¬.
Проверяем фронтально. У кого так? Поставьте ! знак на полях тетради. Какова тема нашего урока исследования?
3. Сегодня будем работать по теме «Приставка » слайд №2
Что предстоит исследовать?
Почему так называется?
Где стоит в слове?
Для чего служит?
4. Где можно узнать достоверное значение любого слова? Работаем с толковым словарём. Найдите определение приставки. Прочтите . Какой вывод сделаем?
В: Приставка часть слова, которую надо приставить.
5. Работаем в парах. Возьмите конверт на столе и проведите эксперимент, образовав слова из частей. Полученные слова запишут все, выделят окончание 1 варианты, корень 2 варианты.
Шли вы, по, про, обо, пере, подо, при, во
Проверка на доске . У кого выполнено правильно поставьте на полях !, допущены ошибки - .
Какая часть слова осталась не выделенной? Какой вывод сделаем о месте приставки в слове ?
В :Приставка стоит перед корнем.
6. Работаем с электронным приложением. Прочтите слова. Являются ли они однокоренными? Запишите их, выделив корень. Проверка с экрана .у кого так поставьте ! Объясните лексическое значение каждого слова. Какая часть слова придаёт оттенок значения нового слова ? Какой сделаем вывод?
В: Приставка служит для образования новых слов.
7. Откройте учебник на шмуцтитуле стр.73, исследуйте и покажите как обозначаются приставки ( на столе ¬ □ ∩ )
8. Что узнали о приставке? Проверим свои выводы с 84 правило. Правильно ли сделали выводы?
Физминутка
Мы устали не на шутку,
Проведем физкультминутку.
Глазки дружно закрываем,
На природу попадаем.
Здесь вокруг такая тишь,
Лишь шумит в реке камыш.( покачивание)
Нежный теплый солнца луч.
Показал в траве нам ключ,
Наклоняемся, попьем,( наклон)
Дальше дружно мы идем.( шагаем)
Что за речь слышна вдали?
Улетают журавли. (показ)
Нам бросают клич прощальный:
До свидания, до свидания!
Им рукой помашем дружно, (показ)
Возвращаться в класс нам нужно.
10. С какой частью слова экспериментировали? Я прочту стихотворение, а вы определите правильное ли оно.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Как пишутся приставки со словами?
11. Работа в тетради с. 45 упр.110 или с. 46 упр.113 самостоятельно (проверка в парах) у кого всё правильно поставьте ! знак на полях рабочей тетради.
12. Итог :возвращаемся к целям нашего исследования.
Почему так называется приставка?
Где она стоит в слове?
Для чего служит?
13. рефлексия : возьмите смайлики и покажите своё настроение.
14. Оцениваем себя. Считаем свои восклицательные знаки. Если 4! – вы поработали на отлично, у кого 3 из 4 – 4, у кого 2 из 4 – 3, у кого 1 из 4 – с материалом не справился.
15.д /з с.84 выучить правило, выполнить упр.154.