Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов
Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].
2. Способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: урок формирования новых знаний
УУД: Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; демонстрационные листы для составления кластера; учебник Русский язык. 2 класс. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Ход урока
I. Организационный момент. Целевая установка.
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.
-Теперь сядут те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.
-А сейчас сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.
-Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний.
Чистописание
– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа.
- Назовите звуки: з - с г- к д- т в- ф б- п ж- ш
– По какому признаку составлены пары? (парные согласные по звонкости-глухости)
– Напишем строчные пары букв, не забывайте про наклон тетради.
Словарная работа
– С какой целью выполняем словарную работу? (Запоминаем непроверяемые орфограммы)
Словарь: м . роз, гор . д, ч . тверг, б . гаж, с . лдат.
-Определите, какие буквы надо писать вместо точек.
-Запишите слова в алфавитном порядке.
-Проверьте.
-Какое слово лишнее? Почему?
III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Обратите внимание на словарные слова, какая проблема ещё возникает при их написании? Где можно допустить ошибку? (На конце в парных согласных допустимы ошибки)
IV. Формулировка темы и целей урока
– Прослушав стихотворение, определите тему урока
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
– Сформулируйте тему … Способы проверки парных согласных на конце слова.
- В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
– В течение урока нам надо будет ответить на вопросы:
ЧТО
ГДЕ надо проверять?
КАК
-На какие вопросы можем ответить?
-Что надо проверять? (парные согласные)
-Где надо проверять? (на конце слова)
-Как надо проверять?
– Предлагаю коллективно поработать по учебнику
IV. Включение в систему знаний.
Работа по учебнику
– Откройте учебники на с. 111. Упражнение 167
– Какое слово подбирают для проверки? (Родственное)
– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный)
Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)
– Сформулируйте правило проверки.
Работа в парах по учебнику Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.
-Выберите из предложенных только три слова.
- Докажите, почему так написали… Самооценка.
V. Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах
– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах
Что? Какой? холо.. (д, т) холодный гри.. (б, п) ……..н… моро.. (з, с) ……..н… тру.. (з, с) ……..л… |
- Проверяем. Делаем вывод. (В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)
– Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)
Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])
VI. Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– На индивидуальных карточках задания. Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.
1 вариант. Прочитай. Исправь ошибки.
Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят.
2 вариант. Впиши пропущенные буквы. Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел. |
Проверьте.
Самопроверка по слайду. Проверьте и обведите в кружок те ошибки, которые обнаружили самостоятельно. Оцените.
– Какое правило применили?
VII. Итог урока
-Какую тему изучали на уроке?
VIII. Составление кластера (на доске появляются карточки)
-Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?
-В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?
- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?
– Достигли мы целей урока? Продолжите фразы …
ЧТО
ГДЕ проверяли?
КАК
– Что для вас было трудным? А что интересным?
IX. Задание на дом уч.с.112 правило, упр.169
X. Рефлексия учебной деятельности .
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте обычного человечка.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте грустного человечка.