- Что же такое текст? - Какие типы текстов вы знаете? - Напоминаю, чтобы определить тип текста, действуем по алгоритму: 1. Прочитать текст. 2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте. 3. По вопросу и содержанию определить тип текста. - Перед вами лист 1. Прочитайте первый текст. Текст 1. О Серафиме Саровском Прохор рано лишился отца. Занималась воспитанием сына мать, прививая мальчику любовь к молитве и к храмам Божьим. В семилетнем возрасте мальчик упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, и чудом остался целым и невредимым. Агафья Мошнина, увидев сына живым, уверилась, что на мальчике лежит Божья печать, и дала свое благословение, когда Прохор решил уйти из дома, чтобы стать монахом. - Как вы думаете, какой это тип текста? - Докажите, что этот текст -повествования. - Какой вопрос можно задать к тексту? - Какие части речи преобладают в таком тексте? Задание: Найдите их в тексте и подчеркните. Вывод: (по слайду) Текст –повествование создается с целью рассказа, сообщения. Отвечает на вопрос: Что произошло? Есть вступление, развитие действия и заключение. Текст 2. - Прочитайте второй текст. Лазаретный сад занимал небольшой городской квартал и длинным «языком» спускался с косогора в долину реки Кур, что делало его необычайно живописным. Широкая центральная аллея вела к смотровой площадке, откуда открывалась великолепная панорама на долину реки Кур и Казацкую слободу. Дорожки для прогулок петляли среди вековых дубов, по просторным лугам, или выходили на каштановые аллеи. - К какому типу речи относится второй текст? - Что является объектом описания? - Какие слова помогают описать эту достопримечательность? Вывод: (по слайду): 1. Текст- описание создается с целью описание предмета, лица, места. 2. Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие? 3. Есть вступление, описание объекта и оценка впечатления. - Поработаем с данным текстом. Задание: - Какая часть речи играет в таком тексте ведущую роль? - Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их. - В каких словосочетаниях дается оценка этому саду? Текст 3. - Прочитайте следующий текст. Слайд 3. Почему именно куропатки? Эта птица тогда в изобилии водилась по всей Европе и далеко за ее пределами. Неужели курские чиновники в ответ на запрос графа де Санти не нашли ничего более интересного? Скажем, Курск, уже к 1730 г. славился своими яблоками. Соленые перепела поставлялись в Москву в огромном количестве. Но ведь не куропатки же… Стало быть, только созвучие названию города: Курск – Кур – куропатка. Спасибо, что не курица, и не петух. - Определите тип текста. Попробуйте доказать. - Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать. (Тезис)? - Найдите в тексте доказательство. - Прочитайте вывод. Вывод: (по слайду) 1. Цель такого текста - объяснение причин, высказывание точки зрения. 2. Отвечает на вопрос: Почему? 3. Содержит тезис (вопрос), доказательства и вывод. Работа с оценочным листом. - Возьмите оценочный лист. 1. Если вам было все понятно, поставьте себе +, 2.Если испытывали трудность – ±, 3. Если не справились с заданием, поставьте -. |