СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Текст. Типы текстов. Повторение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в рамках стажировочной площадки для слушателей курсаов повышения квалификации КИРО..

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Текст. Типы текстов. Повторение"»

Ткачук Марина Николаевна

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35

 им. К. Д. Воробьева» города Курска



Урок русского языка в 4А классе по теме «Текст. Закрепление. Типы текстов»

  1. Паспорт урока

    Тема: «Типы текстов. Повторение»

    Цель: обобщить знания об особенностях текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Задачи урока:

    систематизировать знаний об отличительных особенностях текста, как системной единицы;

    совершенствовать умение определять тип текста;

    развивать мыслительную деятельность учащихся,6 умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.


    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Метапредметные:

    Личностные:

    выявление свойств объектов и созда­ние моделей по аналогии; структурирование предложенного текста;

    выполнение действий по алгоритму.

    Познавательные умения:

    использование полученных знаний при анализе текстов разных видов;

    Коммуникативные:

    умение слушать и слышать других людей;

    умение выражать свои чувства, мысли в форме устных или письменных речевых высказываний; Регулятивные:

    планирование времени при выполнении поставленной задачи; способность к контролю, самооценке н взаимооценке.

    ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач,

    способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке

    Организация образовательного пространства

    Метапредметные связи:

    Ресурсы:

    Формы работы:

    окружающий мир, тема: «Общество - это мы»;

    технология

    информационный материал:

    учебник Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.4 класс. ч.1;

    ж. «Курская летопись» №1- 4, 2017 г.,

    «Связь времен…», Курск, 2002

    Интерактивный материал:

    ПК, телевизор,

    индивидуальные листы с заданиями.

    фронтальная,

    индивидуальная,

    парная

  2. Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент (1мин.)

Настрой на работу, доброжелательное отношение.

Приветствие гостей, пожелание друг другу удачных ответов.

Личностные результаты: мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные:

принимать учебную ситуацию.

Познавательные:

желать включаться в учебный процесс.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

II. Минутка чистописания

(5 мин.)


КК кк КК кк

Курск

- Почему слово написано с заглавной буквы?

- Кто живет в городе Курске?

- Образуйте имя прилагательное от слова Курск.

- Образуйте словосочетания со словом курский. Форму слова можно менять.

Прописывают буквы, вспоминают правило написания заглавной буквы, составляют словосочетания:

Курский край, курская антоновка, курская аномалия, курский соловей, Курская битва, курский чернозем, курские песни

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому знанию.

Познавательные:

строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.



III. Актуализация знаний.

1) Словарная работа.

(5 мин.)


- А мы можем причислить себя к курянам?

- Ну-ка, куряне, покажите свою смекалку и сообразительность.

- Попробуйте отгадать кроссворд.

По горизонтали:

1) 1. Устройство для развлечений в местах общественного отдыха, например, карусель, качели.
2. - эффектный цирковой или эстрадный номер

2) 1. Происходящий длительно, неспешно

 2. Совершающийся с небольшой скоростью, осуществляющийся неторопливо.

3) Командная игра на льду на коньках (или на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу, соответствующий вид спорта.

4) Цирковая профессия. Тот, кто занимается дрессировкой, дрессурой.

5. Химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью.

- Что интересного заметили?

- Какое слово лишнее и почему?

Дети отгадывают кроссворд, записывают ответы в тетрадь через запятую.























Дети выделяют орфограмму (удвоенные согласные), находят лишнее слово – медленно – наречие.

2) Определение темы урока, постановка целей.

(2 мин.)


- Какое слово появилось по вертикали?

- Попробуйте определить. о чем мы сегодня будем говорить?

Ключевое слово – текст.

Формулируют тему урока и цель.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать больше.

IV. Первичное закрепление.

(13 мин.)

  1. Работа с памяткой.









  1. Работа с текстами.





























































































































- Что же такое текст?

- Какие типы текстов вы знаете?

- Напоминаю, чтобы определить тип текста, действуем по алгоритму:

1. Прочитать текст.

2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.

3. По вопросу и содержанию определить тип текста.

- Перед вами лист 1. Прочитайте первый текст.

Текст 1.

О Серафиме Саровском

Прохор рано лишился отца. Занималась воспитанием сына мать, прививая мальчику любовь к молитве и к храмам Божьим.

В семилетнем возрасте мальчик упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, и чудом остался целым и невредимым. Агафья Мошнина, увидев сына живым, уверилась, что на мальчике лежит Божья печать, и дала свое благословение, когда Прохор решил уйти из дома, чтобы стать монахом. - Как вы думаете, какой это тип текста?

- Докажите, что этот текст -повествования.

- Какой вопрос можно задать к тексту?

- Какие части речи преобладают в таком тексте?

Задание: Найдите их в тексте и подчеркните.

Вывод: (по слайду)

  1. Текст –повествование создается с целью рассказа, сообщения.

  2. Отвечает на вопрос: Что произошло?

  3. Есть вступление, развитие действия и заключение.

Текст 2.

- Прочитайте второй текст.

Лазаретный сад занимал небольшой городской квартал и длинным «языком» спускался с косогора в долину реки Кур, что делало его необычайно живописным.

Широкая центральная аллея вела к смотровой площадке, откуда открывалась великолепная панорама на долину реки Кур и Казацкую слободу.

Дорожки для прогулок петляли среди вековых дубов, по просторным лугам, или выходили на каштановые аллеи.

- К какому типу речи относится второй текст?

- Что является объектом описания?

- Какие слова помогают описать эту достопримечательность?

Вывод: (по слайду):

1. Текст- описание создается с целью описание предмета, лица, места.

2. Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?

3. Есть вступление, описание объекта и оценка впечатления.

- Поработаем с данным текстом.

Задание:

- Какая часть речи играет в таком тексте ведущую роль?

- Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их.

- В каких словосочетаниях дается оценка этому саду?

Текст 3.

- Прочитайте следующий текст.

Слайд 3.

Почему именно куропатки?

Эта птица тогда в изобилии водилась по всей Европе и далеко за ее пределами. Неужели курские чиновники в ответ на запрос графа де Санти не нашли ничего более

интересного?

Скажем, Курск, уже к 1730 г. славился своими яблоками. Соленые перепела поставлялись в Москву в огромном количестве. Но ведь не куропатки же…

Стало быть, только созвучие названию города: Курск – Кур – куропатка.

Спасибо, что не курица, и не петух.

- Определите тип текста. Попробуйте доказать.

- Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать. (Тезис)?

- Найдите в тексте доказательство.

- Прочитайте вывод.

Вывод: (по слайду)

1. Цель такого текста - объяснение причин, высказывание точки зрения.

2. Отвечает на вопрос: Почему?

3. Содержит тезис (вопрос), доказательства и вывод.

Работа с оценочным листом.

- Возьмите оценочный лист.

1. Если вам было все понятно, поставьте себе +,

2.Если испытывали трудность – ±,

3. Если не справились с заданием, поставьте -.

Дети читают тексты, анализируют их и определяют в ходе фронтальной работы тип текста.

Затем заполняют таблицу:

Цель текста;

вопрос к тексту;

структура текста.

Регулятивные:

исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения, осуществляют самоконтроль и оценивают работу товарищей.

Познавательные:

анализируют тексты, доказывают и аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные:

участвуют в обсуждении, строят осознанно речевые высказывания.



















































































































Регулятивные:

учатся давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные результаты:

умение оценивать свою работу на уроке.

V. Физминутка.

(2 мин.)


Учитель включает видео фрагмент

Дети повторяют движения

Личностные: ориентирование на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

умение работать в группе.

VI. Самостоятельная работа.

1) Буквенный диктант

(5 мин.)




















































































2) Самопроверка.

- Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой

в тетрадь .

1.Почему у памятника «Курская антоновка» всегда много туристов?

Памятник «Курская антоновка» - символ города, расположенный в самом его центре. Блестящая поверхность гигантского плода отражает свет, благодаря чему можно наблюдать, как яблоко буквально светится изнутри. По признаниям многих жителей Курска, яблоко выглядит настолько аппетитным, что его буквально хочется съесть. С большим яблоком получаются очень яркие и оригинальные фотографии.

Вот почему, если вы приехали в Курск, памятник курской антоновке обязательно следует посетить.

2. Антоновка обыкновенная - это зимний сорт яблок, имеющий массу достоинств. Плоды отличаются замечательными вкусовыми качествами в свежем виде, подходят для консервации и приготовления десертов. Яблоки этого сорта достаточно крупные, могут храниться на протяжении длительного времени.

3. Курск

Как по рекам-реченькам, Тускарю да Куру,

Двигалися - плыли струги да ладьи.

Люди шли торговые, люди шли лихие,

С юга шли «в варяги», с норда «в греки» шли. М. И. Петухов

Р, О, П.

Работа с оценочным листом.

- Возьмите оценочные листы

1. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +,

2. Если была допущени1,2 ошибки – ± ,

3. Если не справились с заданием, поставьте - .

Тексты читают подготовленные дети, остальные слушают. Определив тип текста, записывают ответ в тетрадь через запятую начальными буквами:

Повествование –п;

описание –о;

рассуждение - р.


Личностные:

ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль за собственной деятельностью.

Познавательные:

осуществлять анализ текстов, выделять существенные признаки каждого и определять тип текста.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, объясняя свою позицию.
































Регулятивные:

учатся давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные результаты:

умение оценивать свою работу на уроке.

VII. Творческая работа. Работа в парах.

(8 мин.)

- Поработайте в парах. Прочитайте и подумайте, что в этом тексте не так.

Смотришь на пестроту красок и думаешь: как же щедра природа, подарившая человеку такую прелесть. Но щедрость может истончать ее богатства. Поэтому их надо сохранять для потомков и оберегать от поругания, чтобы люди еще долгое века могли созерцать красоту Стрелецкой степи.

Хороша степь весной, когда все благоухает. Зацветает сон-трава – и степь становится лиловой. А адонис весенний и крупка сибирская как золотисто- желтый ковер. Один цвет сменяет другой. И вот уже радуют глаз ярко-алые шапки пиона тонколистного.

Каждый год наш класс отправляется в путешествие по родному краю. Эти поездки мы ждем с нетерпением, долго готовимся к ним. А по возвращению щедро делимся друг с другом впечатлениями.

- Что заметили?

- Восстановите его и запишите получившийся текст.

Проверка.

- А что интересного заметили теперь?

- Для чего автор использовал все типы речи?

- Действительно, в художественных произведениях довольно редко можно встретить текст одного вида. Чаще всего авторы используют все типы речи.

- Возьмите оценочный лист.

1. Если вам было все понятно, поставьте себе +,

2.Если испытывали трудность – ±,

3. Если не справились с заданием, поставьте -.











Дети работают в парах. Читают текст и делают вывод, что нарушена последовательность композиционных частей текста. Восстанавливают ее.
















Делают вывод о том, что в одном произведении использованы разные типы текстов.

Познавательные:

проводить анализ текстов, выбирать нужные признаки, обобщать и делать правильный вывод.

умение оформлять свою мысль в устной речи.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в паре.

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль.

Личностные:

ориентация на успех в учебе.



























Регулятивные:

учатся давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные результаты:

умение оценивать свою работу на уроке.

VIII. Рефлексия

(3 мин.)


- Помогите закончите предложения:

Несколько предложений, объединенных темой и смыслом называются …. .

Текст, в котором рассказывается о том, что произошло, называется -…. .

Текст, цель которого описание предмета, явления или места, к которому можно задать вопрос Какой? называется…

Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ?, называется -… .

Дети читают по слайду предложения и заканчивают их.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

развитие умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IX. Итог урока. Выставление отметок.

(1 мин.)

- Какие знания сегодня обобщили?

- Что нового для себя узнали?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Что особенно заинтересовало? О чем бы хотелось узнать подробнее?

Работа с оценочными листами.

- Возьмите оценочный лист и поставьте себе итоговую отметку.

1. Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу, то поставьте себе 5.

2. Если считаете, что могли бы работать лучше – поставьте 4.

3. А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует задуматься и сделать для себя вывод, отметку пока не ставьте.

Определение основных позиций пройденного материала и как дети их усвоили: что получилось, что не получилось.














Регулятивные:

учатся давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные результаты:

умение оценивать свою работу на уроке.

X. Информация о домашнем задании.

(1 мин.)


Задание творческое: составить текст на одну из тем по выбору. Определить тип текста.

1. «Сердца милый уголок»,

2. «Символ города Курска»

Слушают инструктаж.

Познавательные:

умение осуществлять

логическое действие «обобщение».

Регулятивные:

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.