Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного
Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных, выполнять синтаксический разбор предложения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, мы начинаем с вами урок русского языка. На нашем уроке сегодня присутствуют гости, поздороваемся с ними. Тихо присаживаемся.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
- Для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении.
- Сегодня вы будете работать на маршрутных листах. Все записи вы будете делать на них. Запишите дату и классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Наш урок хотелось бы начать словами:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Прикоснись ко мне добротой.
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
- О чём это стихотворение? (о доброте)
- Что такое доброта? (Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт ее, заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек добрый если он стремится сделать других людей счастливыми.)
- Какая буква в начале этого слова? (д)
- Сегодня мы пропишем эту букву.
- Запишем букву Дд. До, де.
Вторая строка: слово ДОБРОТА (орфограммы)
- Придумаем и запишем однокоренные слова (добряк, добро, добренький, задобрить, добрячок, подобреть). Выделим корень у этих слов. (добр)
- Теперь проведем «Аукцион слов». Придумаем слова, которые начинаются на букву Д.
Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.
человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт её,
заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек
добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
Много слов в русском языке. Многие ученые языковеды, говорят, что около миллиона. «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей. (Имя существительное)
- Я прошу вас ответить мне на вопросы. Но отвечать вы должны только да или нет. Для того чтобы сохранить тишину, договоримся использовать сигнальные карточки, которые у вас есть на столах. Зелёный – да, красный – нет.
- Имена существительные изменяются по родам? (нет)
- Имена существительные изменяются по числам? (да)
- Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (да)
- Имена существительные обозначают признак предмета? (нет)
- Имена существительные 2 склонения имеют окончания –а. –я? (нет)
- Имена существительные 3 склонения пишутся с Ь на конце? (да)
- Имена существительные мужского рода пишутся с Ь на конце после шипящих? (нет)
- Имена существительные женского рода пишутся на конце с Ь после шипящих? (да)
- Молодцы! Вижу вы много знаете про имя существительное.
- Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)
- Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)
- Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)
4. Самоопределение деятельности.
- Сейчас мы поработаем в группе. Но сначала вспомним правила работы в группе.
— Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки. (Работа в группах. Каждая группа получает карточку с текстом.)
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание -я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание -а. Это существительное 1-го склонения.
— В чём заключается ошибка ученика? (Он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму.)
— С чего надо начинать определение склонения существительного? (Сначала надо поставить имя существительное в начальную форму.)
— Назовите начальную форму имени существительного. (Именительный падеж единственного числа.)
— Что нужно сделать дальше? (Определить род имени существительного.)
— Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? (Да, например, существительные женского рода бывают 1-го и 3-го склонения, а существительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения.)
— Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.
Поставить имя существительное в начальную форму. (И.п., ед.ч.)
Определить род.
Выделить окончание.
По роду и окончанию определить склонение.
- Проверим. Зная алгоритм, вы можете определить тип склонения имени существительного.
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как определить склонение имён существительных, поупражняться в определении склонения существительных в косвенной форме.)
Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.
изучать…
закреплять …
обобщать…
вспомнить …
У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Откроем учебник на с. 100 и прочитаем сведения о языке и дадим оценку нашему алгоритму. Верно ли мы составили его?
- Сейчас мы с вами будем работать, следуя нашему алгоритму. Задание для групп. Определи склонение и падеж существительных. Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению.
Допишите правила:
К 1-му склонению относятся имена ________ женского и ___________ рода с окончаниями –а, -я.
Ко 2-му склонению относятся имена _____________мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями ____________.
К 3 склонению относятся ____________ женского рода , оканчивающиеся на _.
- Определи склонение и падеж существительных:
Без кисти ( п, скл.),
по капле ( п, скл.),
с неба ( п, скл.),
о речке ( п, скл.),
после дождя ( п, скл.),
к дубраве ( п, скл.),
над лесом ( п, скл.),
у горы ( п, скл.),
под землей ( п, скл.)
6. Физминутка.
Если я назову существительные первого склонения, вы будете хлопать в ладоши,
Если существительные второго склонения – топать,
Если существительные 3 склонения-взмахи руками
Если я назову существительные первого склонения, вы будете хлопать в ладоши,
Если существительные второго склонения – топать,
Если существительные 3 склонения-взмахи руками
Если я назову существительное первого склонения вы – хлопаете один раз в ладоши.
Если я назову существительное второго склонения, то вы – приседаете.
Если я назову существительное третьего склонения, то вы – делаете махи ногами.
В классе -
У школы –
Уроком –
Радостью –
Пятерки –
После звонка –
Мудрость –
К перемене –
Перед мыслью –
С игрой –
Днем –
О сердце –
У человека –
Гимнастика для глаз.
Зажмурьтесь посильнее, а затем, широко откройте глаза, словно вы чему-то удивились. Повторите еще раз.
Словарная работа.
Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.
Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист. Почему его так называют?
Составьте предложение по картине со словом пейзаж.
- Спишите предложение со слайда.
(На картине изображён прекрасный осенний пейзаж.)
Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.
- Молодцы!
8. Закрепление изученного.
- Сейчас продолжаем работать в группе. Вам дается текст, где есть ошибки. Вам необходимо их исправить и назначить одного ответственного, который ответит на нижепоставленные вопросы.
Наш шалашь стоит на берегу реки. Мой товарищь крепко спит, а я как сторожь не сомкнул глаз. В полноч из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещ. Как чудесен ландыш в свете луны.
Сколько написано с ошибками существительных м.р.? | |
Сколько написано существительных ж.р.? | |
Сколько существительных с шипящим на конце с правильным написанием? | |
- Один ученик отвечает на вопросы, остальные проверяют.
9. Итог урока. Рефлексия.
Прием «Рюкзак».
- Вот перед вами «Рюкзак знаний». Что вы возьмете с собой в этот рюкзак с сегодняшнего урока.
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева.
Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки
волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы
прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание:
выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-
го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты!
Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все
живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!