СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".»

Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного

Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи  существительных,   выполнять синтаксический разбор предложения.

Метапредметные УУД: 

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата   с заданным эталоном; оценивание качества   и уровня усвоения материала;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем   и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; 

Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, мы начинаем с вами урок русского языка. На нашем уроке сегодня присутствуют гости, поздороваемся с ними. Тихо присаживаемся.

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко нам сегодня дается учение.

- Для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении.

- Сегодня вы будете работать на маршрутных листах. Все записи вы будете делать на них. Запишите дату и классная работа.

2. Минутка чистописания.

- Наш урок хотелось бы начать словами:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись ко мне добротой.

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

- О чём это стихотворение? (о доброте)

- Что такое доброта? (Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт ее, заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек добрый если он стремится сделать других людей счастливыми.)

- Какая буква в начале этого слова? (д)

- Сегодня мы пропишем эту букву.

- Запишем букву Дд. До, де.

Вторая строка: слово ДОБРОТА (орфограммы)

- Придумаем и запишем однокоренные слова (добряк, добро, добренький, задобрить, добрячок, подобреть). Выделим корень у этих слов. (добр)

- Теперь проведем «Аукцион слов». Придумаем слова, которые начинаются на букву Д.

  1. Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.

человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт её,

заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек

добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

Много слов   в русском языке. Многие ученые языковеды, говорят, что около миллиона. «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.

Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей. (Имя существительное)

- Я прошу вас ответить мне на вопросы. Но отвечать вы должны только да или нет. Для того чтобы сохранить тишину, договоримся использовать сигнальные карточки, которые у вас есть на столах. Зелёный – да, красный – нет.

- Имена существительные изменяются по родам? (нет)

- Имена существительные изменяются по числам? (да)

- Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (да)

- Имена существительные обозначают признак предмета? (нет)

- Имена существительные 2 склонения имеют окончания –а. –я? (нет)

- Имена существительные 3 склонения пишутся с Ь на конце? (да)

- Имена существительные мужского рода пишутся с Ь на конце после шипящих? (нет)

- Имена существительные женского рода пишутся на конце с Ь после шипящих? (да)

- Молодцы! Вижу вы много знаете про имя существительное.

- Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)

- Как изменяется имя существительное?   (По числам и падежам)

- Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)

4. Самоопределение деятельности.

- Сейчас мы поработаем в группе. Но сначала вспомним правила работы в группе.

— Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки. (Работа в группах. Каждая группа получает карточку с текстом.)

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание -я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание -а. Это существительное 1-го склонения.

— В чём заключается ошибка ученика? (Он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму.)

— С чего надо начинать определение склонения существительного? (Сначала надо поставить имя существительное в начальную форму.)

— Назовите начальную форму имени существительного. (Именительный падеж единственного числа.)

— Что нужно сделать дальше? (Определить род имени существительного.)

— Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? (Да, например, существительные женского рода бывают 1-го и 3-го склонения, а существительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения.)

— Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

  1. Поставить имя существительное в начальную форму. (И.п., ед.ч.)

  2. Определить род.

  3. Выделить окончание.

  4. По роду и окончанию определить склонение.

- Проверим. Зная алгоритм, вы можете определить тип склонения имени существительного.

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как определить склонение имён существительных, поупражняться в определении склонения существительных в косвенной форме.)

Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.

изучать…

закреплять …

обобщать…

вспомнить …

У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

- Откроем учебник на с. 100 и прочитаем сведения о языке и дадим оценку нашему алгоритму. Верно ли мы составили его?

- Сейчас мы с вами будем работать, следуя нашему алгоритму. Задание для групп. Определи склонение   и падеж существительных. Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению.

Допишите правила:

К 1-му склонению относятся имена ________ женского и ___________ рода с окончаниями –а, -я.

Ко 2-му склонению относятся имена _____________мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями ____________.

К 3 склонению относятся ____________ женского рода , оканчивающиеся на _.

- Определи склонение   и падеж существительных:

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

к дубраве (       п,      скл.),

над лесом (       п,      скл.),  

у горы  (       п,      скл.),  

под землей (       п,      скл.)

6. Физминутка.

Если я назову существительные первого склонения, вы будете хлопать в ладоши,



Если существительные второго склонения – топать,


Если существительные 3 склонения-взмахи руками

Если я назову существительные первого склонения, вы будете хлопать в ладоши,



Если существительные второго склонения – топать,


Если существительные 3 склонения-взмахи руками

Если я назову существительное первого склонения вы – хлопаете один раз в ладоши.

Если я назову существительное второго склонения, то вы – приседаете.

Если я назову существительное третьего склонения, то вы – делаете махи ногами.

В классе -

У школы –

Уроком –

Радостью –

Пятерки –

После звонка –

Мудрость –

К перемене –

Перед мыслью –

С игрой –

Днем –

О сердце –

У человека –

Гимнастика для глаз.

Зажмурьтесь посильнее, а затем, широко откройте глаза, словно вы чему-то удивились. Повторите еще раз.

  1. Словарная работа.

Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель иль белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.

Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист. Почему его так называют?

Составьте предложение по картине со словом пейзаж. 

- Спишите предложение со слайда.

(На картине изображён прекрасный осенний пейзаж.)

Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.

- Молодцы!

8. Закрепление изученного.

- Сейчас продолжаем работать в группе. Вам дается текст, где есть ошибки. Вам необходимо их исправить и назначить одного ответственного, который ответит на нижепоставленные вопросы.


Наш шалашь стоит на берегу реки. Мой товарищь крепко спит, а я как сторожь не сомкнул глаз. В полноч из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещ. Как чудесен ландыш в свете луны.

Сколько написано с ошибками существительных м.р.?


Сколько написано существительных ж.р.?


Сколько существительных с шипящим на конце с правильным написанием?



- Один ученик отвечает на вопросы, остальные проверяют.

9. Итог урока. Рефлексия.

Прием «Рюкзак».

- Вот перед вами «Рюкзак знаний». Что вы возьмете с собой в этот рюкзак с сегодняшнего урока.

Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева.

Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки

волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы

прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание:

выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-

го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота

2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество

3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!

Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты!

Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все

живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!

Игра «Собери цветок доброты!»

Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота

2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество

3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!

Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!