Оргмомент Мотивация к учебной деятельности: Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. | Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. |
– Разгадайте ребусы. (Слайд 3)
- Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку. Мы самые главные, Мы самые умные, Мы называем предметы, людей И отвечаем на вопросы простых падежей - Дайте определение имени существительного. У сущ есть постоянные и непостоянные признаки. Непостоянные признаки – это . Сколько падежей в русском языке? Перечислите их. - Какие постоянные признаки имеет существительное?
- Род существительного можно определить подставив слова … - Вспомните, мы познакомились еще с одним признаком существительного – это … - Как вы думаете – это постоянный признак или непостоянный? - Объясните, почему вы так думаете? - Вернёмся к разгаданным ребусам. - Какой частью речи являются слова? - На какие группы можно разделить имена существительные на ? | - Разгадывают ребусы (Шарманка, скульптура, колесница, кокошник, акварель, китель, кольчуга.) (Существительное) Дети вспоминают правило
Изменяется по (числам и падежам) (6).
(род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное) (он мой, она моя, оно мое) cклонение
(постоянный) (для того, чтобы определить склонение надо знать род существительного, а род - признак постоянный, значит и склонение тоже постоянный признак) (Имена существительные) ( дети выполняют задание) |
Проблемный вопрос: Сегодня на уроке мы должны выяснить: - А зачем нам надо знать склонения существительных? Сообщение темы, цели урока - Вспомним алгоритм определения склонения существительного. - Сколько склонений у существительных? - Как определить склонение имён существительных? - Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род. - Давайте повторим алгоритм определения склонений имён существительных. – Составьте памятку «Как определить склонение имени существительного».
| Высказывают своё мнение. Читают тему урока, ставят учебную задачу: (3) - к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. - ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. - к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце Род, окончание, склонение. Составляют памятку «Как определить склонение имени существительного». Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: 1) определить начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число); 2) определить род, выделить окончание; 3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение. |
Наблюдение над именами существительными Работа в парах. - Выборочное списывание по рядам : 1ряд -1 скл, 2 ряд – 2 скл. 3 ряд – 3 скл. Пользуясь таблицей «Склонение имен существительных» и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имен существительных в данных словах. Метель, телефон, картина, желать, беседа, горизонт, погода. пыль,зима, костёр, минута, снегирь, сирень, ночь, гнездо, море, новость, улица,озеро. - У всех слов определили склонение? Почему? (Слайд 11)
Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода) 1 уровень: Определить склонение имён существительных Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь, герой, деревня, речка, стройка. 2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж и склонение имён существительных. О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек… . 3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных. Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________ | (повторяют правило работы в паре) Записывают слова и определяют склонение.
(Желать – глагол). Доказывают правильность выполнения задания. Самостоятельная работа. Выбирают и планируют задание. Комментируют после окончания. Проводят самопроверку и самооценку. |
Рефлексия - С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? Я знаю:
Я умею:
мне было интересно … мне было трудно …
Вот и прозвенел звонок Спасибо, дети, за урок.
Домашнее задание: | (Чтобы правильно писать окончание существительного).
(Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся существительные……, ко 2- му….., к 3-му….). (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения).
Отмечают своё настроение. Выписать с учебника чтения по 6 слов трёх склонений. Выполнить фонетический разбор любого существительного. |