- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните орфограммы. Повторим то, что знаем. 1. Диктант- игра « Узнай падеж». Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги. Материал для игры: а) кому?(Д.п.) б) на, за, под, через, про, в(В.п.) в) нет (Р.п.) г) «щедрый» падеж (Д.п.) д) без предлога не употребляется (П.п.) е) подлежащее (И.п.) ж) «падеж-работяга» (Т.п.) з) кого?(В.п., Р.п.) и) два предлога (Д.п.) к) что?(И.п., В.п.) л) о, об(П.п.) 2. Прием «Верные и неверные утверждения» У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок. 1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? 4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? 5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? 6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? 8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнение? Почему? Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.(эти понятия записаны на слайде в виде «лестницы знаний»)Расскажите, что мы знаем об имени существительном. Имя существительное | самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? | Имена существительные | бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода | Имена существительные | изменяются по падежам и числам. | Имена существительные | В предложении бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами. | | Работают в тетради. Определяют падеж. Называют падеж. Работа в парах Заполняют таблицу Отвечают на вопросы По «лестнице знаний» делают вывод, что знают о существительном и чего еще не знают. |
Что же такое склонение? – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре) Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: СКЛОНЕНИЕ 1. Действие по глаг. склонить-склонять 2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана. 3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора. 4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам. -Нас интересует значение под № 4. -Какой сделаем вывод? | - Высказывают предположения -Ведут наблюдение делают вывод -ВЫВОД склонение – это изменение существительных по падежам |
-Люди заметили, что имена существительные по-разному изменяются, имеют разные окончания при одном и том же вопросе. -Вот, например, почему если любуемся, то любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему вопрос один, а окончания у существительных такие разные? -Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо провести небольшое исследование и вывести один из законов русского языка, а исследование мы будем проводить с помощью метода наблюдения. -Для этого мы с вами разделимся на группы. -Повторим правила работы в группе. | -Выдвигают гипотезы. Повторяют правила |
-Задание группам: просклоняйте имена существительные. Что значит «просклонять? -Работа в группах. 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | 6 группа | земля страна | дядя юноша | море небо | тополь клен | ель | степь | По одному представителю от группы приглашаются к доске - Задание представителям групп у доски: внимательно посмотрите на демонстрационные листы и найдите существительные с одинаковыми окончаниями. Объединитесь в группы 1 группа | 2 группа | 3 группа | земля страна дядя юноша | море неботополь клен | ель степь | Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что у некоторых существительных в разных падежах одинаковые окончания. - Какие это существительные? Назовите. - Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания? - Прочитай про себя определение на с.141. - Как иначе можно назвать эти группы слов? - Сколько склонений в русском языке? - Что значит просклонять слово? - Назовите, по каким признакам определяем склонение имён существительных? - Как вы понимаете слова однотипные? - Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142 -Давайте ещё раз посмотрим на словосочетания в начале урока. - Почему у слов разные окончания, хотя род падеж один и тот же? - Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? Составим алгоритм действий: - какой будет первый шаг? Второй? Третий? Четвертый? Запомните подсказку : три слова РУКА. ПЛЕЧО. ГРУДЬ (эти слова легко запомнить, это части тела человека). Три слова. -три склонения. Эти слова помогут вам правильно писать безударные окончания существительных. А значит, помогут стать вам грамотными людьми. Что очень важно для будущей жизни. Вернемся к лестнице знаний. Что запишем на следующей ступеньке? Вернемся к карточке, выполним задание до конца. Физкультминутка. Игра «Раз, два, три – склонение назови». Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят. Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть. | - «просклонять» - изменить по падежам 1 ученик в группе- называет падеж, 2 – вопрос, 3- вспомогательное слово, 4 – существительное записывает выделяет окончание. Задание группы выполняют на демонстрационных листах. -Представители от групп выходят к доске -ведут наблюдение и создают три группы по итогам наблюдения 1 группа: Ж.Р. и М.Р. с окончаниями –а, -я 2 группа:М.Р. с нулевым окончанием и С.Р. с окончаниями –е,-о 3 группа: Ж.Р. с нулевым окончанием - Склонение -Три. -Изменить по падежам и числам. -По роду и окончанию в начальной форме. - Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю. - Они относятся к разным склонениям. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч. Определить род и окончание. Определить склонение. - существительные бывают 1,2,3 склонения - существительные бывают 1,2,3 склонения -Поставим в карточке знаки+ |
- По картинкам определить склонение существительных и записать в тетрадь под диктовку. Отработка навыка на тренажере. А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит. – Прочитайте задание. Спишите предложения, у существительных определите склонение. | Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. | Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение. | Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. | Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. | 1. 2. | Проверка. 1 группа – самопроверка по эталону Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл. 2 группа – взаимопроверка. 3 группа – фронтальная проверка. Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение. – Кто выполнил своё задание без ошибок? – Кто ошибся? Почему? | Поочередно называют существительные, записывают под диктовку, объясняют орфограммы. Выполняют задания по алгоритму Выбирают задание, проверяют. |