СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Что такое склонение Три склонения имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс

Предмет:русский язык.

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока:урок-исследование

Форма организации: индивидуальная, парная, групповая

Тема:  Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цели: осмыслить новое понятие, основные признаки склонения, составить  алгоритм определения склонения имён существительных, отработать умение определять склонение существительных по алгоритму.

Задачи:

1. Повторить знание о падежах и об имени существительном.

2. Познакомить с тремя склонениями имен существительных.

3. Составить алгоритм определения склонения существительных.

3.  Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема Что такое склонение Три склонения имён существительных.»

4 класс

Предмет:русский язык.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока:урок-исследование

Форма организации: индивидуальная, парная, групповая

Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цели: осмыслить новое понятие, основные признаки склонения, составить алгоритм определения склонения имён существительных, отработать умение определять склонение существительных по алгоритму.

Задачи:

1. Повторить знание о падежах и об имени существительном.

2. Познакомить с тремя склонениями имен существительных.

3. Составить алгоритм определения склонения существительных.

3. Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1. Развиватьумение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Оборудование:презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык 4 класс».



Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

-Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём.

- Вы чувствуете солнечное тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

Настрой на урок.

  1. Актуализация знаний, мотивация.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

Повторим то, что знаем.

1. Диктант- игра « Узнай падеж».

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги.

Материал для игры:

а) кому?(Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в(В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) «щедрый» падеж (Д.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

з) кого?(В.п., Р.п.)

и) два предлога (Д.п.)

к) что?(И.п., В.п.)

л) о, об(П.п.)

2. Прием «Верные и неверные утверждения»
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок.
1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак?
4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного?

Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнение? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.(эти понятия записаны на слайде в виде «лестницы знаний»)Расскажите, что мы знаем об имени существительном.

Имя существительное

самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  Кто?  Что?

Имена существительные

бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода

Имена существительные

изменяются по падежам и числам.

Имена существительные

В предложении бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.


Работают в тетради.







Определяют падеж.



Называют падеж.









Работа в парах


Заполняют таблицу


















Отвечают на вопросы






По «лестнице знаний» делают вывод, что знают о существительном и чего еще не знают.













  1. Постановка учебной задачи.

Что же такое склонение?

– Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

СКЛОНЕНИЕ

1. Действие по глаг. склонить-склонять

2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана.

3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора.

4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам.

-Нас интересует значение под № 4.

-Какой сделаем вывод?




- Высказывают предположения



-Ведут наблюдение делают вывод



-ВЫВОД склонение – это изменение существительных по падежам



4. Создание проблемной ситуации с затруднением.


-Люди заметили, что имена существительные по-разному изменяются, имеют разные окончания при одном и том же вопросе.

-Вот, например, почему если любуемся, то любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему вопрос один, а окончания у существительных такие разные?

-Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо провести небольшое исследование и вывести один из законов русского языка, а исследование мы будем проводить с помощью метода наблюдения.

-Для этого мы с вами разделимся на группы.

-Повторим правила работы в группе.







-Выдвигают гипотезы.





Повторяют правила

  1. Решение учебной задачи.

-Задание группам: просклоняйте имена существительные. Что значит «просклонять?

-Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

земля страна

дядя юноша

море небо

тополь клен

ель


степь

По одному представителю от группы приглашаются к доске

- Задание представителям групп у доски: внимательно посмотрите на демонстрационные листы и найдите существительные с одинаковыми окончаниями. Объединитесь в группы

1 группа

2 группа

3 группа

земля страна дядя юноша

море неботополь клен

ель степь


Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что у некоторых существительных в разных падежах одинаковые окончания.

- Какие это существительные? Назовите.

- Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?


- Прочитай про себя определение на с.141.

- Как иначе можно назвать эти группы слов?

- Сколько склонений в русском языке?


- Что значит просклонять слово?

- Назовите, по каким признакам определяем склонение имён существительных?

- Как вы понимаете слова однотипные?



- Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142

-Давайте ещё раз посмотрим на словосочетания в начале урока.

- Почему у слов разные окончания, хотя род падеж один и тот же?

- Как определить склонение? Что для этого нужно сделать?

Составим алгоритм действий:

- какой будет первый шаг? Второй? Третий? Четвертый?

Запомните подсказку : три слова РУКА. ПЛЕЧО. ГРУДЬ (эти слова легко запомнить, это части тела человека). Три слова. -три склонения. Эти слова помогут вам правильно писать безударные окончания существительных. А значит, помогут стать вам грамотными людьми. Что очень важно для будущей жизни.


Вернемся к лестнице знаний.

Что запишем на следующей ступеньке?

Вернемся к карточке, выполним задание до конца.


Физкультминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.



- «просклонять» - изменить по падежам

1 ученик в группе- называет падеж, 2 – вопрос, 3- вспомогательное слово, 4 – существительное записывает выделяет окончание. Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

-Представители от групп выходят к доске

-ведут наблюдение и создают три группы по итогам наблюдения



1 группа: Ж.Р. и М.Р. с окончаниями –а, -я

2 группа:М.Р. с нулевым окончанием и С.Р. с окончаниями –е,-о

3 группа: Ж.Р. с нулевым окончанием

- Склонение

-Три.


-Изменить по падежам и числам.

-По роду и окончанию в начальной форме.

- Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю.


- Они относятся к разным склонениям.


  1. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч.

  2. Определить род и окончание.

  3. Определить склонение.

- существительные бывают 1,2,3 склонения





- существительные бывают 1,2,3 склонения

-Поставим в карточке знаки+

5.Первичное закрепление. (Применение на практике).

- По картинкам определить склонение существительных и записать в тетрадь под диктовку.


Отработка навыка на тренажере.

А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

– Прочитайте задание.

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

1.

2.

Проверка.

1 группа – самопроверка по эталону

Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

3 группа – фронтальная проверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто ошибся? Почему?

Поочередно называют существительные, записывают под диктовку, объясняют орфограммы.











Выполняют задания по алгоритму



Выбирают задание, проверяют.




















6.Обобщение усвоенного.

- Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных?

Им.п.

Ед.ч.

Род

Окончание

7.Рефлексия.

- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7.Я приобрел…

8. Я научился…

9.Меня удивило…

10.Урок дал мне для жизни…

11.Мне захотелось…

-Ребята по одному высказывают своё мнение.

8.Домашнее задание.

С.11 упр.1 (книга 2)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!