Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Ф.И.О учителя: Яковлева В.Л.
Цель | Деятельностная: формирование связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Образовательная: ознакомление с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; |
Задачи | -формировать представление о глаголах – исключениях; - формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение; -совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания; -способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности; - прививать интерес к русскому языку |
Формируемые УУД | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: уметь находить в тексте глаголы-исключения, уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные : уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | I спряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко « Поурочные разработки по русскому языку » Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, тетрадь, раздаточный материал. |
Оборудование | Доска, таблица, учебник, компьютер, карточки, памятка «Безударные личные окончания глаголов» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: - актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | - Ребята, начинаем урок русского языка. Я рада видеть каждого из вас, И пусть весна прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится. - А теперь запишем ее в тетрадях, правильно выполняя соединения букв. | Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. П: осознают учебно- познавательную задачу. К: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Цель: организация повторения изученного, активизация знаний обучающихся, необходимых для открытия новых знаний. | Организует повторение изученного. | Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание орфограммы. Обобщают знания по теме глагол. | - Прочитайте словосочетания Смеялись от радост…, подарить бабушк….,сохранить в памят…, подъезжали к столице, на ветк…сирен…,- шёл по тропинк… Какую орфограмму мы будем повторять? ( Безударные падежные окончания имен существительных.) - Спишите, вставьте пропущенные окончания имен сущ., укажите их падеж. ( Фронтальная проверка с объяснением). - А что вы знаете о глаголе? | П : умеют ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы. К: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
3. Самоопределение к деятельности Цель: - создание проблемной ситуации, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . | Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем. | - Прочитайте предложения, назовите пропущенные окончания глаголов. Звен…(ят) весёлые ручейки. Уже цвет…(ёт) подснежник. Берёза распуска…(ет) свои клейкие листочки. - Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение? (Оно безударное, а в безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.) - Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.) | П : умеют классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Р: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя. Л: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Изучение нового материала | Организует изучение нового материала. | Читают сведения о языке. Рассказывают сказку про царство «Глагол» Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило. | - А для того, чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями мы с вами изучаем спряжение глагола. - Откройте учебник на с. 94. Прочитайте сведения о языке. - Как определить спряжение у безударных личных окончаний глаголов? ( По неопределенной форме.) - Какие глаголы относятся ко 2 спр.? - К 1 спр.? - Назовите глаголы –исключения. - Как Вы понимаете выражение глаголы-исключения? ( Это глаголы, которые не подчиняются правилу.) Послушайте сказку про страну Глаголов. . Рассказывают учащиеся. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. -И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Слово учителя. Но у этой сказки есть продолжение. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: « Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними». Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. -Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении. | П : умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других. Л: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата. |
5.Физкультминутка Цель: отдых (здоровьесберегающие технологии) | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | Выполняют физкультминутку. | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И .работать продолжаем. | |
6. Первичное закрепление. Цель: закрепление полученных знаний, их применение в практических заданиях. | Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. | Знакомятся с глаголами- искл., определяют спряжение. глаголов по неопределенной форме, распределяют их на группы | Так и появились глаголы – исключения. Мы создали с вами схему – помощницу. - Как вы думаете, почему она так называется? - Сколько глаголов – исключений на – ать? Назовите их. -Сколько на – еть? Назовите их. - Сколько на – ить? Назовите их. ( 2 глагола – брить, стелить) -Давайте познакомимся с ними ближе. У вас на партах лежат рифмованные стихотворения. - Прочитайте. ( Читает один ученик.) Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть- Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. Таким образом, схема – помощник и стихотворение помогут вам запомнить глаголы-исключения. . Работа по учебнику.Упр. 192 (устно). | П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применяют схему для получения информации; Р: оценивают правильность выполнения задания; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение; К : оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения в паре. |
7. Закрепление изученного материала. Цели: закрепление навыков правильного правописания безударных личных окончаний глаголов | Организует закрепление изученного материала. | Выполняют упр. 193.: выписывают глаголы, определяют спр., образуют форму глаголов 2 л., ед.ч., настоящего времени. | Вернемся к предложению Берёза распускает свои клейкие листочки. - распускает – распускать (на ать), значит в окончании глагола ставим безударную е (1 спр.). Работа по учебнику - Упр. 193. Прочитайте. - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица ед. ч.? ( ешь, ёшь, ишь) - Выполните задания самостоятельно. -– Оцените свою работу и работу соседа (взаимопроверка) | К: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других обобщают знания; Л: самостоятельно выполняют учебные задания. П: преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют ответы на вопросы. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий. |
| Организует закрепление изученного материала. | Поднимают сигнальные карточки, определяют спряжение глаголов | Проверьте себя (поднимите сигнальные карточки -1спр.2спр) Топором колем, ножом режем, пилой пилим, щёткой чистим, краской красим, молотком стучим, плугом пашем, сеялкой сеем | Л: самостоятельно выполняют учебные задания; Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
8. Итог урока. Цель: обобщение полученных знаний | Организует подведение итога урока. | Анализируют полученную информацию, делают выводы. Подводят итог урока | - Какая задача стояла перед нами в начале урока? ( Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.) - Решили мы эту задачу? ( Решили) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (Надо поставить глагол в неопределённую форму, определить спряжение, не забывать о глаголах - исключениях.) | П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р: оценивают собственную деятельность на уроке. Л: проявляют интерес к предмету. К: строят небольшие монологические высказывания |
Домашнее задание. | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Упр. 194 (с. 95), выучить правило (стр. 94). | - Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить дома ? ( Надо такое задание, которое помогло бы без ошибок писать безударные окончания. Дома нужно потренироваться). | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения |
Оценка работы обучающихся на уроке. | Оценивает работу обучающихся | | | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: - организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Делают самооценку своей деятельности. | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. - | Л: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Р: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; К : оформляют свои мысли в устной форме.; : П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. |